Екатеринбург |
|
14 марта 2016 г. |
Дело N А07-3184/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Василенко С. Н., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан (далее - Управление ФБН, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2015 по делу N А07-3184/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе, путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан, принял участие представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан (далее - Управление Роспотребнадзора) - Каримова Л.Г. (доверенность от 13.01.2016 N 02-15-148).
Управление Роспотребнадзора по РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению ФБН о признании недействительным представления N 2 от 21.01.2015.
Решением суда от 07.08.2015 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительными п. 1 - 4, 7 - 14 представления. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 (судьи Костин В.Ю., Бояршинова Е.В., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит принятые по делу судебные акты судебные акты отменить в части признания недействительным п. 8 представления и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя жалобы, судами неверно истолкованы положения ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 04.11.2014), подп. 16 п. 5 Порядка, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 01.09.2008 N 87н. Право оплатить в следующем финансовом году задолженность, возникшую при исполнении госконтрактов с ООО "БашРТС" и ООО "ЭСКБ", не освобождает Управление Роспотребнадзора от обязанности отразить данные обязательства в том отчётном периоде, в котором они возникли. Также заявитель считает не основанным на материалах дела вывод судов о наличии претензии Управления Роспотребнадзора к выполнению работ ИП Уразметовой Л.Н., и как следствие о сумме задолженности по оплате работ. Долг по оплате работ, по данным проверки составивший 38196,76 руб., Управлением также не отражен как кредиторская задолженность в отчётности за 2013 год. Кроме того, заявитель ссылается на преюдициальное значение решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 по обжалованию должностным лицом Управления Роспотребнадзора постановления о привлечении к административной ответственности на основании по ст. 15.15.6 КоАП РФ по итогам данной проверки.
Как следует из материалов дела, Управлением ФБН на основании приказа от 10.11.2014 N 180 проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Управления Роспотребнадзора РБ за период с 01.01.2012 по 31.12.2013. На основании акта проверки от 30.12.2014 N 180-14 направлено представление от 21.01.2015 N 2 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Управление ФБН потребовало от руководителя Управления Роспотребнадзора рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; в срок до 20.02.2015 принять меры по устранению выявленных нарушений, причин и условий их образования; рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, проинформировать Управление ФБН об исполнении представления.
Управление Роспотребнадзора оспорило в арбитражный суд названное представление.
При рассмотрении спора суды руководствовались следующим.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено в ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения. В главе 30 БК РФ перечислены виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение: нецелевое использование бюджетных средств, невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В силу части 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 БК РФ представление - это документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать обязательную для рассмотрения в установленные в нем сроки или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений.
Согласно п. 8 представления в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) за 2013 год занижен размер начисленных расходов по подстатье 223 "Коммунальные услуги" в сумме 157 276,95 рублей, по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в сумме 38 196,76 рублей. По Балансу главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, главного администратора, администратора доходов бюджета ф. 0503130 и по отчету ф. 0503169 "Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности" на 01.01.2014 по счету 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам" не отражена кредиторская задолженность перед ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" и перед ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" в общей сумме 195 473,71 рублей (нарушение ст. 11, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 7, 15, 96 и 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н, п. 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, п. 121 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н). Сумма 38 196,76 рублей является кредиторской задолженностью за выполненные работы перед ИП Уразметовой Л.Н.
Как установлено судами, Управлением Роспотребнадзора на 2013 г. в рамках ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 44-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" с ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" заключен государственный контракт N 930030122 от 07.02.2013 на сумму 1 200 000 руб. На эту сумму принято бюджетное обязательство N 00000066. Согласно п. 2.3 государственного контракта предусмотрена оплата аванса в размере до 70%. Аванс за декабрь 2013 г. оплачен в декабре 2013 г. в сумме 54 629,85 руб.
С учетом уплаченного аванса сумма оплаты по государственному контракту составила 1 200 000 руб., т.е. бюджетное обязательство на 2013 г. полностью исполнено и государственный контракт закрыт. Пунктом 2.1 государственного контракта предусмотрено, что денежные обязательства сторонами принимаются исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств.
От ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" 21.01.2014 получены счет-фактура и акт N 0112690/015930030122 от 31.12.2013 на сумму 132 735,40 руб. Поскольку предъявленная к оплате сумма превысила сумму по госконтракту на 2013 год на 78 105,55 руб., Управление Роспотребнадзора, руководствуясь письмом Роспотребнадзора РФ N 14-2/14-1 от 17.01.2014 "Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности Управлений и казенных учреждений за 2013 год", часть подлежащей уплате суммы в размере перечисленного аванса отразила в декабре 2013 г. (в рамках государственного контракта), а остальную часть суммы (78 105,55 руб.) согласно учетной политике Управления, утвержденной приказом N 388 от 29.12.2012, отразила в 2014 финансовом году.
Согласно указанному письму остатки по счетам 1.206 "Расчеты по выданным авансам" в части расчетов по договорам/контрактам допускаются в случае, если их исполнение предусматривается в очередном - 2014 - финансовом году.
Управлением Роспотребнадзора заключен госконтракт N 818.03.2013 с ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" на сумму 570 000 руб., принято соответствующее бюджетное обязательство N 00000163. Пунктом 2.4 госконтракта предусмотрено, что заказчик вправе ежемесячно производить авансовый платеж в размере 30% от суммы лимитов бюджетных обязательств, указанных в п. 2.3 контракта либо от договорной ежемесячной нагрузки в соответствии с Приложением N 1 к договору энергоснабжения N 404355 от 01.05.2005 до 20 числа текущего месяца.
Аванс за декабрь 2013 г. Управлением Роспотребнадзора оплачен в декабре 2013 г. в сумме 54 869,75 рублей. С учетом аванса сумма оплаты по госконтракту составила 570 000 руб., т.е. бюджетное обязательство на 2013 г. исполнено, госконтракт закрыт.
Управлением Роспотребнадзора от ООО "Башкирские распределительные тепловые сети" 10.01.2014 получены счет-фактура и акт N 5_00049901 от 31.12.2013 на сумму 134041,15 руб. Сумма оплаты за оказанные услуги превысила сумму госконтракта на 2013 г. на 79 171,40 руб.
Также руководствуясь письмом Роспотребнадзора РФ N 14-2/14-1 от 17.01.2014 и учётной политикой, утвержденной приказом N 388 от 29.12.2012, Управление Роспотребнадзора часть подлежащей оплате суммы в размере перечисленного аванса отразило в декабре 2013 г., остальную сумму (79 171,40 руб.) отразило в 2014 финансовом году.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Статьёй 11 названного Закона определено, что бюджетная отчётность составляется на основе данных Главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета;
- на основании показателей форм бюджетной отчетности, представленных получателями, распорядителями, главными распорядителями бюджетных средств, администраторами, главными администраторами доходов бюджета, администраторами, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание, обобщенных путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением в установленном настоящей Инструкцией порядке взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям форм бюджетной отчетности.
Перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - бюджетные, автономные учреждения), созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (далее - Учредитель), финансовые органы публично-правовых образований формируют сводную (консолидированную) бюджетную отчетность с учетом выверки взаимозависимых показателей годовой, квартальной сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, сформированной ими на основании бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, представленной бюджетными, автономными учреждениями по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся в п. 7, 15, 96, 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н.
Согласно п. 15 названной Инструкции в графах "На конец отчетного периода" показываются данные о стоимости активов и обязательств, финансовом результате на 1 января года, следующего за отчетным, с учетом проведенных 31 декабря при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета.
Пункт 96 Инструкции регулирует порядок формирования отчёта о финансовых результатах деятельности.
Согласно п. 167 Инструкции формируются сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе просроченной, с указанием оснований возникновения, дат исполнения по правовому основанию.
Согласно п. 4. Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает: формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности); предоставление информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами. Пунктом 121 Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н определены бухгалтерские записи об операциях с расходами.
Таким образом, Управлением ФБН указаны общие нормы формирования бухгалтерской отчётности, вместе с тем обстоятельств, свидетельствующих о недопустимости применения письма Роспотребнадзора РФ N 14-2/14-1 от 17.01.2014, Управлением ФБН не установлено.
Суды удовлетворили требования заявителя в данной части, основываясь на фактических обстоятельствах, исходя из понятия, бюджетного правонарушения, данного в п. 1 ст. 306.1 БК РФ, а также требований, которым должно соответствовать представление как акт, возлагающий определенные обязанности на проверяемое лицо.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции отклоняет довод заявителя жалобы о наличии оснований для отмены судебных актов в данной части.
Кроме того, Управлением Роспотребнадзора заключен госконтракт от 25.03.2013 N 11 с ИП Уразметовой Л.Н. на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств.
20.12.2013 от ИП Уразметовой Л.Н. получены документы на оплату выполненных работ на сумму 52 619,63 руб. После приемки автомобиля выявлены недостатки работ, предъявлена претензия об устранении недостатков. На основании п. 4.4 госконтракта произведена оплата за фактический произведенный ремонт на сумму 14 421,98 руб. После повторной приёмки выполненных работ в марте 2014 года платежным поручением N 127352 от 26.03.2014 произведена оплата в сумме 38 196,76 руб. Кредиторская задолженность перед ИП Уразметовой на 31.12.2013 не отражена.
Фактические обстоятельства исполнения обязательств по контракту с ИП Уразметовой судами исследованы, оснований для иной их оценки у суда кассационной инстанции не имеется, в связи с чем суд кассационной инстанции считает законным и обоснованным вывод судов об отсутствии нарушения бюджетного законодательства Управлением Роспотребнадзора.
Довод о преюдициальном значении для настоящего спора решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 26.08.2015 суд кассационной инстанции отклоняет, учитывая содержание п. 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", а также ч. 2, 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.08.2015 по делу N А07-3184/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.10.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Токмакова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.