Екатеринбург |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А47-3515/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Василенко С.Н., Вдовина Ю.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нелаева Артема Геннадьевича (ИНН: 561406134802, ОГРН: 312565823500256; далее - предприниматель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.08.2015 по делу N А47-3515/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
предпринимателя - Ерпылёв И.В. (доверенность от 03.11.2015);
Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство) - Макарова О.А. (доверенность от 21.09.2015 N 37).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным и отмене п. 11 решения министерства от 20.03.2015 N 6 об исключении из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов Оренбургской области по маршруту N 687 "Орск - Оренбург" и расторжении договора на обеспечение пассажирских перевозок от 11.04.2014 N 26 (запись в областном реестре N 793).
Решением суда от 21.08.2015 (судья Вернигорова О.А.) в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А., Плаксина Н.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель просит указанные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, суды неправомерно подтвердили законность оспариваемого решения в части расторжения договора на обеспечение пассажирских перевозок от 11.04.2014 N 26 - установили наличие в п. 3.3 данного договора условия о возможности расторжения договора ответчиком в одностороннем порядке, тогда как в данном пункте изложено дополнительное основание для досрочного расторжения договора по основаниям ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы также считает, что суды неверно истолковали и применили п. 20 Порядка формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области, утвержденного Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области". Решением Оренбургского областного суда от 28.06.2012 по делу N 3-25/2012 об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению абз. 11, 22 п. 6; п. 9; 11; 13; 17; 18; 19; 20 (в части) названного постановления Правительства Оренбургской области установлено, что оспариваемая норма не запрещает перевозчику самостоятельно отменять назначенный рейс, а лишь возлагает на него обязанность уведомления об этом уполномоченного органа. В п. 20 Порядка, предусматривающем основания для прекращения перевозки пассажиров и исключения из областного реестра перевозчика, обслуживающего маршрут, не названо неуведомление уполномоченного органа об отмене рейса.
Предприниматель ссылается также на нарушение судами положений ст. 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части принятия недопустимых доказательств невыполнения рейсов (письмо общества с ограниченной ответственностью "Оренбургское объединение автовокзалов" (далее - общество "Оренбургское объединение автовокзалов") от 04.03.2015 N 38 и акт мониторинга от 12.03.2015, составленный работниками министерства). Данные доказательства являются недопустимыми, поскольку сведения по заявителю приложены в виде отдельной таблицы, не удостоверенной руководителем общества "Оренбургское объединение автовокзалов", какие-либо первичные документы, подтверждающие данные сведения (маршрутные листы, ведомости), не приложены, к материалам дела не приобщены, акт мониторинга составлен ответчиком в одностороннем порядке, без уведомления предпринимателя о его составлении, в нем, не указано, какие именно рейсы (дата и время) не выполнил заявитель.
По мнению заявителя жалобы, судами дана неверная оценка его доводам о том, что вынесенное решение и письмо от 25.03.2015 N 11/1247 подписаны неуполномоченным лицом.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения. По его мнению, судами приняты законные и обоснованные судебные акты; предпринимателем не доказан факт соблюдения утвержденного графика движения автобусов по маршруту, не приведены надлежащие правовые основания в обоснование заявленных требований, доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, основаны на неверном толковании норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, Нелаев Артем Геннадьевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области 22.08.2012 за основным государственным регистрационным номером 312565823500256.
Пунктом 2 решения Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 11.04.2014 N 4 "О внесении в областной реестр (исключении из реестра) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов", по результатам рассмотрения материалов на оформление регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, в числе прочих внесен маршрут запись в реестре N 793 "Орск - Оренбург" (номер маршрута 687), в отношении перевозчика, обслуживающего маршрут - предпринимателя.
Приложением к данному решению министерства являлись выписка из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов и договор на обеспечение пассажирских перевозок.
В силу условий договора N 26 на обеспечение транспортных перевозок, заключенного 11.04.2014 между министерством (уполномоченным органом) и предпринимателем (перевозчиком), перевозчик принял на себя, по поручению уполномоченного органа, обязательства по перевозке пассажиров автобусным транспортом на регулярном межмуниципальном автобусном маршруте N 687 "Орск-Оренбург", внесенном в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на основании постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области" (п. 1.2).
В силу условий п. 1.3 данного договора, контроль за исполнением условий договора осуществляет уполномоченный орган.
Также сторонами данного договора, в числе прочих согласованы следующие условия:
"2.1. Уполномоченный орган имеет право:
2.1.1. Исключать Перевозчика из областного реестра регулярных междугородных (внутриобластных) и пригородных маршрутов по основаниям, предусмотренным п. 3.3 настоящего договора";
"2.3. перевозчик имеет право:
2.3.1. Вносить оперативные изменения в график работы автобусов при возникновении внештатных ситуаций на маршруте с обязательным уведомлением Уполномоченного органа";
"2.4. Перевозчик обязуется:
2.4.3. Осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с утвержденным паспортом автобусного маршрута, согласованным расписанием движения на маршруте и схемой маршрута.
2.4.5. Производить отправку автобусов (далее - подвижной состав) в рейс. посадку и высадку пассажиров только на автовокзалах и автостанциях, обозначенных в паспорте автобусного маршрута или местах, определенных органами местного самоуправления для посадки и высадки пассажиров в муниципальных образованиях, где отсутствует автовокзал (автостанция)";
"3.3. В соответствии с условиями настоящего договора Перевозчик может быть исключен из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов с расторжением настоящего договора на основании решения Уполномоченного органа, принятого по собственной инициативе либо по инициативе органов местного самоуправления, Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; УГИБДД УМВД России по Оренбургской области, перевозчика в следующих случаях:
3.3.1. Приостановление или аннулирование действия лицензии Перевозчика.
3.3.2. Неоднократные (два и более раза) нарушения Перевозчиком пунктов 2.4.2-.2.4.6. настоящего договора.
3.3.4. Закрытие маршрута регулярного сообщения или отказ Перевозчика от работы на маршруте.
3.3.5. Нарушение сроков (пять и более дней) переоформления паспорта автобусного маршрута.
3.3.6. Совершение ДТП по вине Перевозчика" N
"3.4. Настоящий договор заключен на основании решения министерства экономического развития, промышленной политики и торговли от 11.04.2014 N 4 "О внесении в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов" (запись в реестре N 793)".
Решением министерства от 16.09.2014 N 17 "О внесении в областной реестр (исключении из реестра) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов", на основании заявления предпринимателя от 04.09.2014 и представленных документов, в областной реестр внесены дополнительные расписания движения автобусных маршрутов по маршруту N 687 "Орск - Оренбург" (решение о внесении в областной реестр от 11.04.2014 N 4, запись в областном реестре N 793) (пункт 6 решения от 16.09.2014 N 17).
Приложением к данному решению министерства являлась, в том числе выписка из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов.
Согласно выписке из областного реестра регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, в отношении реестрового номера 793 (маршрут Орск - Оренбург, протяженностью 293 км; номер маршрута 687; перевозчик, обслуживающий маршрут - предприниматель), установлены ежедневные дни следования, а также: время отправления с начального пункта: 04-50, 05-50, 06-50, 07-40, 09-30, 10-45, 11-45, 12-30, 13-30, 05-45, 06-45, 10-20, 10-40, 11-20; время отправления с конечного пункта: 11-10, 12-00, 13-00, 14-05, 15-00, 16-00, 17-00, 18-00, 19-00, 11-07, 12-05, 15-35, 15-55, 16-40. Согласно выписке из паспорта маршрута, остановочными пунктами маршрута N 687 "Орск - Оренбург", являлись - Краснощеково, Новочеркасск.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что комиссией министерства 15.10.2014 составлен акт мониторинга работы автобусов предпринимателя на регулярном межмуниципальном автобусном маршруте N 687 "Орск - Оренбург" за август - сентябрь 2014 года, которым, в частности, зафиксировано, что согласно информации, предоставленной обществом "Оренбургское объединение автовокзалов", перевозчик - предприниматель пассажирские перевозки по маршруту N 687 "Оренбург - Орск", с автовокзала г. Оренбурга не осуществлял; согласно информации, предоставленной обществом "Орский автовокзал", перевозчик из четырнадцати заявленных рейсов выполняет только восемь. При этом указанным актом также зафиксировано, что в соответствии с утвержденным паспортом автобусного маршрута N 687 "Орск - Оренбург" предприниматель должен ежедневно осуществлять двадцать восемь отправлений автобусов по маршруту, в связи с чем установлен факт нарушения предпринимателем условий п. 2.4.3 и 2.4.5 договора от 11.04.2014 N 26 на обеспечение пассажирских перевозок.
Зафиксированные в указанном акте факты, подтверждены письмами общества с ограниченной ответственностью "Оренбургское объединение автовокзалов", "Орский автовокзал" (далее - общество "Орский автовокзал") от 29.09.2014 N 137, от 29.09.2014 N 175.
Письмом от 27.10.2014 N 11/3331 министерство уведомило предпринимателя о необходимости устранения нарушений условий договора от 11.04.2014 N 26 (в частности, его пункта 2.4.3) и представления в министерство информации об устранении допущенных нарушений.
Указанное письмо получено предпринимателем 29.10.2014, о чем свидетельствует имеющееся в материалах настоящего дела почтовое уведомление.
Комиссией министерства 12.03.2015 составлен акт мониторинга работы автобусов предпринимателя на регулярном межмуниципальном автобусном маршруте N 687 "Орск - Оренбург" за январь - февраль 2014 года, которым, в частности, зафиксировано, что согласно информации, предоставленной обществом "Оренбургское объединение автовокзалов", перевозчик в период с 01.01.2015 по 28.02.2015 пассажирские перевозки по маршруту N 687 "Оренбург - Орск" с автовокзала г. Оренбурга из четырнадцати заявленных рейсов выполняет ежедневно только от одного до двух рейсов; согласно информации, предоставленной обществом "Орский автовокзал", перевозчик из четырнадцати заявленных рейсов ежедневно осуществляет от шести до восьми рейсов. При этом указанным актом также зафиксировано, что в соответствии с утвержденным паспортом автобусного маршрута N 687 "Орск - Оренбург" предприниматель должен ежедневно осуществлять двадцать восемь отправлений автобусов по маршруту, в связи с чем установлен факт нарушения предпринимателем условий п. 2.4.3 и 2.4.5 договора от 11.04.2014 N 26 на обеспечение пассажирских перевозок.
Зафиксированные в указанном акте факты, подтверждены письмами: общества "Оренбургское объединение автовокзалов" от 04.03.2015 N 38 и общества "Орский автовокзал" от 02.03.2015 N 67/1 (т. 1, л.д. 52).
При этом тот факт, что приложение к письму общества "Оренбургское объединение автовокзалов" от 04.03.2015 N 38 не содержит подписи руководителя данной организации, не имеет значения, так как соответствующие факты изложены непосредственно в самом письме общества "Оренбургское объединение автовокзалов", в связи с чем соответствующий довод обоснованно отклонен судом апелляционной инстанцией.
На основании изложенных обстоятельств министерством 20.03.2015 межмуниципальных автобусных маршрутов", пунктом 11 которого, со ссылкой на п. 19, 20 постановления Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области", за неоднократные (два и более) нарушения графиков движения автобусов по маршруту, из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов, исключен перевозчик - предприниматель; с предпринимателем также расторгнут договор на обеспечение пассажирских перевозок от 11.04.2014 N 26 (запись в областном реестре N 793).
Письмом от 25.03.2015 N 11/1247 министерство направило предпринимателю выписку из решения от 20.03.2015 N 6.
Пунктом 1 Порядка формирования сети регулярных межмуниципальных (пригородных и междугородных) автобусных маршрутов на территории Оренбургской области (далее - Порядок), утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области", и действовавшим в период возникновения спорных правоотношений устанавливалось, что настоящий Порядок разработан в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг и предназначен для упорядочения процедуры открытия маршрутов и регистрации юридических и физических лиц, осуществляющих перевозки пассажиров (далее - перевозчики) на регулярных межмуниципальных автобусных маршрутах Оренбургской области, установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов, и регистрации перевозчиков.
Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 10 декабря 1995 года N -196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ "Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта", от 14 февраля 2009 года N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", от 2 апреля 2012 года N 280 "Об утверждении Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", Законом Оренбургской области от 4 марта 2011 года N 4326/1015-IV-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области" (п. 2 Порядка).
Работа по формированию сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов осуществляется министерством (далее - уполномоченный орган) (п. 3 Порядка).
Перевозчик не вправе без уведомления уполномоченного органа отменить назначенные на маршруте рейсы, за исключением случаев, когда выполнение рейсов невозможно по неблагоприятным дорожным или погодно-климатическим условиям, угрожающим безопасности движения, или из-за возникновения помех, не зависящих от перевозчика (п. 13 Порядка).
Согласно пункту 19 Порядка, прекращение перевозок пассажиров по действующему маршруту и исключение конкретного перевозчика из областного реестра регулярных автобусных маршрутов (далее - областной реестр) может быть осуществлено по инициативе: уполномоченного органа; органов местного самоуправления, Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; управления ГИБДД УВД по Оренбургской области; перевозчика.
В силу условий пункта 20 Порядка, основанием для прекращения перевозки пассажиров и исключения из областного реестра перевозчика, обслуживающего маршрут, являются неоднократные (2 и более) нарушения: графиков и схем движения, утвержденных паспортом автобусного маршрута;
правил дорожного движения, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия; лицензионного законодательства; отправления (прибытия) автобусов с мест (на места), не предусмотренных паспортом автобусного маршрута; управление автобусами на регулярных межмуниципальных междугородных автобусных маршрутах водителями, имеющими непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса менее трех последних лет.
Пунктом 21 Порядка предусматривалось, что решение уполномоченного органа об исключении из областного реестра доводится до сведения инициатора обращения и перевозчика.
Организацию контроля за выполнением требований настоящего Порядка осуществляют уполномоченные органы Правительства Оренбургской области и муниципальных образований области (п. 22 Порядка).
Таким образом, оспариваемое предпринимателем в части, решение от 20.03.2015 N 6 вынесено министерством, в пределах компетенции заинтересованного лица.
Ссылки предпринимателя на правовую позицию, изложенную в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции.
Ссылки заявителя жалобы на неверное толкование судом п. 20 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 23.07.2007 N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области", а также на то, что судами не принято во внимание содержание решения Оренбургского областного суда от 28.06.2012 по делу N 3-25/2012, судом кассационной инстанции не принимаются.
Суд апелляционной инстанции, ознакомившись с решением Оренбургского областного суда от 28.06.2012 по делу N 3-25/2012, прежде всего, установил, что данным судебным актом отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими и не подлежащими применению абзацев 11, 22 пункта 6; пунктов 9; 11; 13; 17; 18; 19; 20 (в части) постановления Правительства Оренбургской области от 23 июля 2007 года N 250-п "О порядке формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области".
Кроме того, данным вступившим в законную силу судебным актом, в числе прочего, установлено следующее:
"В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями, так как обеспечение безопасности перевозок пассажиров предполагает отношения на уровне власти и подчинения. Согласно статье 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта не отнесены к компетенции Российской Федерации. Эти вопросы относятся к компетенции субъектов Российской Федерации. Вопросы организации безопасности дорожного движения не регулируются Гражданским кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку это отношения между уполномоченным органом (органом власти), который выступает в качестве заказчика пассажирских перевозок, и перевозчиком, а не между перевозчиком и пассажиром. В связи с этим к ним не применяются нормы гражданского или административного права. При таких обстоятельствах суд считает, что вышеуказанные нормативные правовые акты приняты Правительством Оренбургской области в пределах предоставленных полномочий, т. е. нарушений по процедуре их принятия и опубликования не имеется... Порядком формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области регламентирован организационно-правовой аспект транспортного обслуживания населения Оренбургской области на межмуниципальных автобусных маршрутах. В частности, данным нормативным правовым актом, принятым в установленном порядке и в рамках полномочий органа государственной власти Оренбургской области, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, определены требования и правила к формированию (открытию, закрытию) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области, установлены условия, при которых перевозчик допускается к осуществлению перевозок пассажиров. При этом предписание о необходимости заключения договора между перевозчиком, допущенным к регулярным пассажирским перевозкам с одной стороны и автовокзалом (автостанцией) - с другой стороны, по своей сути является волеизъявлением организатора перевозок (уполномоченного органа, в качестве которого выступает министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области), направленного на обеспечение регулярных транспортных перевозок пассажиров, отвечающих требованиям безопасности. Поскольку отношения между организатором перевозок и перевозчиком находятся в сфере власти и подчинения, то предусмотренные нормами гражданского законодательства требования к порядку заключения договора (статьи 421, 784 ГК РФ) в данном случае не применимы...".
В оспариваемом постановлении суда апелляционной инстанции подробно изложены установленные во вступившем в законную силу решении Оренбургского областного суда от 28.06.2012 по делу N 3-25/2012 обстоятельства.
Доводы предпринимателя о том, что в рассматриваемой ситуации с его стороны имеет место быть отмена рейсов, а не нарушение графика движения, обоснованно не приняты судами.
Выписками из областного реестра регулярных межмуниципальных маршрутов, являющимися приложениями к решениям министерства от 11.04.2014 N 4 и от 16.09.2014 N 17 соответственно, устанавливалось время отправления автобусных маршрутов с начального и с конечного пункта, то есть, фактически устанавливался график движения автобусных маршрутов, в связи с чем выполнение предпринимателем меньшего количества рейсов по сравнению с согласованным является нарушением графика движения, то есть, применительно к п. 2.4.3 договора от 11.04.2014 N 26, нарушением согласованного расписания движения на маршруте.
Следовательно, вынесение уполномоченным органом решения об исключении из областного реестра регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов, как следствие, влечет за собой невозможность осуществления перевозчиком предпринимательской деятельности, связанной с перевозкой пассажиров по регулярным межмуниципальным автобусным маршрутам, и невозможность исполнения договора на обеспечение пассажирских перевозок.
В данном случае предприниматель не доказал факт соблюдения установленного графика движения межмуниципальных автобусных маршрутов.
В силу условий п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как отмечалось выше, применительно к правоотношениям сторон договора от 11.04.2014 N 26 пунктом 3.3 данного договора стороны согласовали условие о том, что перевозчик может быть исключен из областного реестра межмуниципальных автобусных маршрутов с расторжением настоящего договора на основании решения Уполномоченного органа, принятого по собственной инициативе либо по инициативе органов местного самоуправления, Управления государственного автодорожного надзора по Оренбургской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта; УГИБДД УМВД России по Оренбургской области, перевозчика, в том числе, в следующих случае неоднократного (два и более раза) нарушения перевозчиком пунктов 2.4.2-.2.4.6. настоящего договора.
Таким образом, довод заявителя жалобы о незаконном расторжении уполномоченным органом договора от 11.04.2014 N 26 в одностороннем порядке, обоснованно отклонен судами.
Довод предпринимателя о подписании оспариваемого в части решения уполномоченного органа и письма министерства от 25.03.2015 N 11/1247, неуполномоченным лицом - и.о. первого заместителя министра С.Н. Липаткиным, учитывая, что соответствующие полномочия на указанное должностное лицо, возложено приказом министра от 16.03.2015 N 25 "О праве подписи документов в сфере организации транспортного обслуживания населения по маршрутам регулярных перевозок", судом кассационной инстанции также не принимается.
При таких обстоятельствах, поскольку п. 11 решения министерства от 20.03.2015 N 6 об исключении из реестра межмуниципальных автобусных маршрутов Оренбургской области по маршруту N 687 "Орск - Оренбург" и расторжении договора на обеспечение пассажирских перевозок от 11.04.2014 N 26 (запись в областном реестре N 793) соответствует законодательным нормам и отсутствуют доказательства нарушения им прав и законных интересов заявителя, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 21.08.2015 по делу N А47-3515/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нелаева Артема Геннадьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
""В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение). Статья 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) относит к вопросам организации дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями, так как обеспечение безопасности перевозок пассажиров предполагает отношения на уровне власти и подчинения. Согласно статье 4 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями и дополнениями) в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 6 вышеуказанного Федерального закона вопросы организации деятельности городского, пригородного и междугороднего транспорта не отнесены к компетенции Российской Федерации. Эти вопросы относятся к компетенции субъектов Российской Федерации. Вопросы организации безопасности дорожного движения не регулируются Гражданским кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях, поскольку это отношения между уполномоченным органом (органом власти), который выступает в качестве заказчика пассажирских перевозок, и перевозчиком, а не между перевозчиком и пассажиром. В связи с этим к ним не применяются нормы гражданского или административного права. При таких обстоятельствах суд считает, что вышеуказанные нормативные правовые акты приняты Правительством Оренбургской области в пределах предоставленных полномочий, т. е. нарушений по процедуре их принятия и опубликования не имеется... Порядком формирования сети регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области регламентирован организационно-правовой аспект транспортного обслуживания населения Оренбургской области на межмуниципальных автобусных маршрутах. В частности, данным нормативным правовым актом, принятым в установленном порядке и в рамках полномочий органа государственной власти Оренбургской области, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, определены требования и правила к формированию (открытию, закрытию) регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на территории Оренбургской области, установлены условия, при которых перевозчик допускается к осуществлению перевозок пассажиров. При этом предписание о необходимости заключения договора между перевозчиком, допущенным к регулярным пассажирским перевозкам с одной стороны и автовокзалом (автостанцией) - с другой стороны, по своей сути является волеизъявлением организатора перевозок (уполномоченного органа, в качестве которого выступает министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области), направленного на обеспечение регулярных транспортных перевозок пассажиров, отвечающих требованиям безопасности. Поскольку отношения между организатором перевозок и перевозчиком находятся в сфере власти и подчинения, то предусмотренные нормами гражданского законодательства требования к порядку заключения договора (статьи 421, 784 ГК РФ) в данном случае не применимы...".
...
В силу условий п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное (п. 1 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12 мая 2016 г. N Ф09-2366/16 по делу N А47-3515/2015
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2366/16
04.05.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3515/15
16.12.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12155/15
21.08.2015 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-3515/15