Екатеринбург |
|
02 июня 2016 г. |
Дело N А71-9593/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Гавриленко О.Л., Кравцовой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" (ИНН: 1841004333, ОГРН: 1091841003979, далее - общество "Завьялово Энерго") на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2015 по делу N А71-9593/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН: 1831038485, ОГРН: 1031800554610, далее - управление) - Перевозчикова О.Ю. (доверенность от 14.01.2016 N 20).
Общество "Завьялово Энерго" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики в рамках дела N А71-9593/2015 с заявлением о признании недействительным п. 2 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Администрация муниципального образования "Завьяловский район" (ИНН: 1808700020, ОГРН: 1021800640620, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Удмуртской Республики в рамках дела N А71-10882/2015 с заявлением о признании недействительными п. 1, 4, 5 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ЗавЭнерго" (далее - общество "ЗавЭнерго"), Управление имущества и земельных ресурсов Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (далее - управление имущества и земельных ресурсов), Михеев Сергей Александрович.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.09.2015 дела N А71-9593/2015 и N А71-10882/2015 объединены в одно производство с присвоением номера А71-9593/2015.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2015 (судья Мосина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 (судьи Муравьева Е.Ю.. Риб Л.Х., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Завьялово Энерго" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, признать п. 2 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства недействительным, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Гражданского кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества "Завьялово Энерго", действующее законодательство предусматривает возможность возобновления договора аренды муниципального имущества на неопределенный срок без проведения торгов. Общество "Завьялово Энерго" отмечает, что, поскольку у него имелись предусмотренные законом преимущества на право заключения договора аренды на новый срок, нарушений правил конкуренции в данном конкретном случае не имеется.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором поддерживает доводы заявителя жалобы об отмене решения суда первой инстанции и постановление апелляционного суда и признания недействительным п. 1 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства.
Управление представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении кассационных требований отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами обеих инстанций и следует из материалов дела, по результатам проведенных аукционов N 291112/0012496 и 291211/0012496/01 между обществом "Завьялово Энерго" и управлением имущества и земельных ресурсов заключены 08.02.2012 договоры аренды N 06-23/12-01 (далее - Договор аренды N 1) и N 06-23/12-02 (далее - Договор аренды N 2) электросетевого муниципального имущества.
Согласно п. 1.3 Договора аренды N 1 и Договора аренды N 2 срок действия договоров составляет с 08.02.2012 по 07.08.2017 и с 08.02.2012 по 07.01.2013 соответственно.
Между обществом "Завьялово Энерго" и управлением имущества и земельных ресурсов 28.01.2013 заключен договор аренды объектов электроснабжения N 06-02/13-02 (далее - Договор аренды N 3) сроком действия с 28.01.2013 по 28.12.2013.
Общество "Завьялово Энерго" 13.05.2013 обратилось в администрацию с просьбой согласовать переуступку права аренды электросетевого муниципального имущества, находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго".
Постановлением администрации от 11.06.2013 N 1840 согласована уступка права аренды по Договорам аренды N 1, 2, 3, обществу "Завьялово Энерго" предписано организовать и провести торги по продаже права на заключение договора уступки права аренды.
Извещение о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго", опубликовано 25.06.2013 в газете "Известия Удмуртской Республики" N 68 (4054). В качестве организатора конкурса выступает общество "Завьялово Энерго".
Согласно протоколу от 29.07.2013 N 1 рассмотрения заявок на участие в конкурсе на право заключения договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго", правом заключения договора переуступки права аренды наделено являющееся единственным участником конкурса общество "ЗавЭнерго".
Между обществом "Завьялово Энерго" и обществом "ЗавЭнерго" 01.04.2014 заключены договоры уступки прав по Договорам аренды N 1, 2, 3, подписаны соглашения о расторжении договоров уступки прав по Договорам аренды N 1, 2, 3.
На основании заявления общества "ЗавЭнерго", договора от 01.04.2014 уступки прав по Договору N 1 Завьяловским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 18.06.2014 проведена государственная регистрация сделки.
Общество "Завьялово Энерго" на основании постановления администрации от 11.06.2013 N 1840 "О согласовании обществу "Завьялово Энерго" уступки права аренды муниципального имущества" 18.12.2014 опубликовало на официальном сайте в сети Интернет www.torgi.gov.ru извещение о проведении аукциона на право заключения договоров уступки прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго".
По результатам данного аукциона между обществом "Завьялово Энерго" и единственным участником аукциона обществом "ЗавЭнерго" 15.01.2015 заключены договоры N 1, 2, 3 уступки прав аренды электросетевого имущества. Аукцион признан несостоявшимся. Имущество передано по актам приема-передачи от 15.01.2015.
Завьяловским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике 18.02.2015 зарегистрировано дополнительное соглашение о расторжении договора уступки прав по Договору аренды N 1.
Управлением на основании обращения гражданина Михеева Сергея Александровича на действия общества "Завьялово Энерго" по факту проведения конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго" (извещение о проведении конкурса размещено в газете "Известия Удмуртской Республики" от 25.06.2013 N 68(4054)), с нарушением требований ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, возбуждено в отношении общества "Завьялово Энерго" дело N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела N ТГ08-02/2014-117 управлением вынесено решение от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства, которым администрация признана нарушившей ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании необоснованных преимуществ осуществления предпринимательской деятельности обществу "Завьялово Энерго" путем предоставления права пользования муниципальным электросетевым имуществом по истечении срока действия договоров аренды от 08.02.2012 N 06-23/12-02, от 28.01.2013 N 06-02/13-02, срок действия которых закончился 07.02.2013 и 28.12.2013 соответственно, что приводит или может привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на соответствующем рынке (п. 1), общество "Завьялово Энерго" признано нарушившим ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в части нарушения антимонопольных требований к торгам при проведении открытого конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго" в 2013 г. (п. 2), производство по делу в отношении Управления имущества и земельных ресурсов по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (п. 3), принято решение выдать администрации предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (п. 4), принято решение передать материалы дела в отношении должностного лица администрации должностному лицу управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 5).
Управлением 01.07.2015 вынесено предписание по делу N ТГ08-02/2014-117, которым на администрацию возложена обязанность в срок до 30.10.2015 в целях расширения возможностей для получения прав в отношении муниципального электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", обеспечения равного доступа к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении муниципального имущества, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, в частности при заключении договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, не допускать нарушения порядка заключения договоров аренды, иных договоров, в отношении муниципального имущества, установленных законодательством Российской Федерации.
Считая п. 1, 2, 4, 5 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства и предписание управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 недействительными, нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество "Завьялово Энерго" и администрация обратились в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемых ненормативных правовых актов управления требованиям действующего законодательства.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются, в частности необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Частью 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Из содержания ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции следует, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением указанных в ч. 1 названной статьи случаев.
Частью 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 и 3 названной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
В силу п. 1 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что управлением при проведении проверки выявлено, что администрацией созданы необоснованные преимущества осуществления предпринимательской деятельности обществу "Завьялово Энерго" путем предоставления права пользования муниципальным электросетевым имуществом по истечении срока действия договоров аренды от 08.02.2012 N 06-23/12-02, от 28.01.2013 N 06-02/13-02, срок действия которых закончился 07.02.2013 и 28.12.2013 соответственно, что приводит или может привести к ограничению, устранению или недопущению конкуренции на соответствующем рынке, обществом "Завьялово Энерго" нарушены антимонопольные требования к торгам при проведении открытого конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго" в 2013 г.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды сделали правомерный вывод о доказанности материалами дела наличия в действиях администрации нарушений ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в действиях общества "Завьялово Энерго" - ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Судами при рассмотрении спора правомерно как ошибочный отклонен довод общества "Завьялово Энерго" о том, что Приказ Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Порядок проведения конкурсов или аукционов; вместе с "Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества") не входит в систему антимонопольного законодательства и, соответственно, нарушение его требований не свидетельствует о нарушении норм антимонопольного законодательства.
Судами учтено, что управлением в ходе проведения проверки выявлено, что извещение о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго" (конкурс проводился 29.07.2013), на официальном сайте www.torgi.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, предусмотренном ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, не опубликовано.
В опубликованном 25.06.2013 в газете "Известия Удмуртской Республики" N 68 (4054) извещении о проведении конкурса на заключение договоров по переуступке прав аренды электросетевого имущества муниципального образования "Завьяловский район", находящегося в аренде общества "Завьялово Энерго", отсутствует информация о сроке действия договора и электронный адрес сайта в сети "Интернет", на котором размещена конкурсная документация.
При этом суды с учетом правильного применения положений ч. 2 ст. 2, ч. 1, 5, 6 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также установленных по делу фактических обстоятельств сделали правомерный вывод о доказанности материалами дела нарушения обществом "Завьялово Энерго" являющегося обязательным для исполнения Порядка проведения конкурсов или аукционов, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67, результатом которого стало несоблюдение процедуры проведения торгов, участие в торгах единственного участника - общества "ЗавЭнерго".
При таких обстоятельствах суды, сделав обоснованный вывод о соответствии п. 1, 2, 4, 5 решения управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 о нарушении антимонопольного законодательства и предписания управления от 01.07.2015 по делу N ТГ08-02/2014-117 требованиям действующего законодательства, правильно отказали в удовлетворении заявленных администрацией и обществом "Завьялово Энерго" требований.
Ссылка общества "Завьялово Энерго", изложенная в кассационной жалобе, на отсутствие в данном случае нарушений правил конкуренции была предметом рассмотрения судами и ей была дана надлежащая правовая оценка, согласно которой по смыслу ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются, в том числе, действия, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
При этом судами отмечено, что в данном конкретном случае несоблюдение обществом "Завьялово Энерго" Порядка проведения конкурсов или аукционов нарушает права и законные интересы муниципального образования "Завьяловский район" как собственника спорного имущества, заинтересованного в привлечении к конкурсу наибольшего числа участников с лучшими предложениями, учитывая социальную значимость содержания и эксплуатации объектов электросетевого имущества. Неопубликование информации о торгах в единой информационной системе само по себе негативно сказывается на принципе информационной открытости конкурентной процедуры, ее прозрачности, добросовестности организатора, поскольку опубликование информации на официальном сайте позволяет неограниченному числу потенциальных участников ознакомиться с информацией о торгах и принять решение о возможности участия в них.
Факт расторжения договоров переуступки прав аренды в день их заключения расценено судами как обстоятельство, не подтверждающее отсутствие негативных последствий для конкуренции.
Ссылка общества "Завьялово Энерго", изложенная в кассационной жалобе, на неправильное применение судами положений п. 4.1, 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" была предметом рассмотрения судами, отклонившими ее как основанную на неправильном толковании норм материального права применительно к обстоятельствам данного дела.
Суды указали, что после 01.04.2014 общество "ЗавЭнерго" фактически имуществом не владело и не пользовалось, эксплуатацию и обслуживание имущества осуществляло общество "Завьялово Энерго". По истечении срока действия Договора аренды N 2 (08.02.2013), Договора аренды N 3 (29.12.2013) имуществом продолжало пользоваться общество "Завьялово Энерго", что свидетельствует согласно ч. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации о возобновлении данных договоров аренды на тех же условиях на неопределенный срок.
Суды также правомерно отклонили довод общества "Завьялово Энерго" о неправомерности выводов судов о заключении Договоров аренды N 2, 3 на новый срок в порядке, установленном ч. 1 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 4.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений ч. 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Частью 9 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по истечении срока договора аренды, указанного в ч. 1 и 3 названной статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий: размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации; минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
Судами указано, что в данном случае оценка рыночной стоимости предмета аренды не производилась, доказательств, подтверждающих достижение сторонами соглашения о сроке договора, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суды с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.11.2015 N 307-ЭС15-11239, сделали правомерный вывод об отсутствии у общества "Завьялово Энерго" предусмотренных действующим законодательством оснований для пользования муниципальным имуществом по истечении срока действия Договоров аренды N 2, 3.
Ссылка общества "Завьялово Энерго", изложенная в кассационной жалобе, на то, что действующее законодательство предусматривает возможность возобновления договора аренды на неопределенный срок без проведения торгов, подлежит отклонению с учетом изложенного выше как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Иные доводы общества "Завьялово Энерго", изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17.12.2015 по делу N А71-9593/2015 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завьялово Энерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.