Екатеринбург |
|
20 июля 2016 г. |
Дело N А50-25234/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июля 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю. В.,
судей Сухановой Н. Н., Токмаковой А. Н.
при ведении протокола помощником судьи Махониной В.А., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу акционерного общества "ОДК-СТАР" (ИНН: 5904100329, ОГРН: 1025900895712); (далее - общество "ОДК-СТАР", налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по делу N А50-25234/2015 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании Арбитражного суда Пермского края с использованием систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
общества "ОДК-СТАР" - Заровняева Т.В. (доверенность от 06.04.2016);
инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) - Шестакова О.В. (доверенность от 22.07.2015).
Открытое акционерное общество "ОДК-СТАР" (ныне - акционерное общество "ОДК-СТАР") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 22.06.2015 N 6629 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 4 885 637 руб., пени - 141 735 руб. 08 коп., штрафа - 122 141 руб.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата).
Решением суда от 25.01.2016 (судья Торопицин С.В.) заявление удовлетворено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда отменено.
В кассационной жалобе налогоплательщик просит постановление суда отменить, оставить в силе решение, ссылаясь на нарушение судом ст. 3, 122, 391, п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, письма Федеральной налоговой службы от 03.12.2015 N БС-4-11/21155@, ст. 24.19, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), писем Министерства финансов Российской Федерации от 16.07.2013 N 03-05-04-02/27809, от 06.07.2015 N 03-05-04-02/38796.
По мнению общества "ОДК-СТАР", в силу указанных правовых актов инспекция должна учитывать при исчислении налога на землю рыночную стоимость земельных участков, установленную комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с 01.01.2014.
Кроме того, налогоплательщик считает, что он не должен уплачивать пени и штраф, т.к. выполнял указания налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу, инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, полагая, что вопрос о невозможности ретроспективного применения кадастровой стоимости в сложившейся ситуации разрешен судебной практикой, а размер штрафа уже уменьшен в два раза.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления.
Как следует из материалов дела, обществу "ОДК-СТАР" принадлежат на праве собственности земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4411453:13, 59:01:4411491:70, 59:01:4411453:129.
В приложении N 4 к постановлению Правительства Пермского края от 21.11.2013 N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края" (далее - Постановление от 21.11.2013 N 1610-п) под позициями N 63425, 63426 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4411453:13, 59:01:4411453:129 определена в суммах, соответственно, 170 975 579 руб. и 1 203 873 224 руб. (внесены в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014).
По сведениям кадастровой палаты кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411491:70 на 01.01.2014 составляла 23 618 557 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков значительно превышает их рыночную, 29.05.2014 общество "ОДК-СТАР" обратилось в комиссию при Росреестре с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков.
По результатам рассмотрения заявления общества "ОДК-СТАР" комиссией при Росреестре приняты решения от 24.06.2014 N 775, 778, 779, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411453:13 определена с 01.01.2014 в размере 110 358 581 руб.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411491:70 с 01.01.2014 - в размере 16 627 430 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411453:129 с 01.01.2014 - в размере 713 091 035 руб.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений Кадастровой палаты следует, что во исполнение решений комиссии при Росреестре от 24.06.2014 N 775, 778, 779 кадастровой палатой 18.07.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4411453:13, 59:01:4411491:70, 59:01:4411453:129 в размерах 110 358 581 руб., 16 627 430 руб., 713 091 035 руб., соответственно.
Налогоплательщиком 28.01.2015 представлена первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2014 год, согласно которой сумма земельного налога исчислена в размере 15 556 328 руб., в том числе по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4411453:13 в сумме 1 655 379 руб., исходя из кадастровой стоимости 110 358 581 руб. и налоговой ставки 1,5 процента; по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4411491:70 в сумме 249 411 руб., исходя из кадастровой стоимости 16 627 430 руб. и налоговой ставки 1,5 процента; по земельному участку с кадастровым номером 59:01:4411453:129 в сумме 249 411 руб., исходя из кадастровой стоимости 10 696 366 руб. и налоговой ставки 1,5 процента.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки от 14.05.2015 N 7053 и принято решение от 22.06.2015 N 6629 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 209 396 руб. (с учётом обстоятельств, смягчающих ответственность, и уменьшением штрафа в два раза), а также налогоплательщику доначислен земельный налог за 2014 год в сумме 8 375 854 руб. и пени - 299 197 руб. 58 коп.
Не согласившись с принятым решением, общество "ОДК-СТАР" обжаловало его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 16.09.2015 N 18-18/456 решение инспекции отменено в части доначисления земельного налога за 2014 год, рассчитанного без применения коэффициента в порядке, установленном п. 7 ст. 396 Налогового кодекса, соответствующих пени и штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса.
В остальной части решение инспекции оставлено без изменения.
С учётом решения вышестоящего налогового органа, письмом от 23.09.2015 инспекция сообщила налогоплательщику о перерасчёте налоговых обязательств, согласно которому по оспариваемому решению обществу "ОДК-СТАР" предъявлен к уплате земельный налог за 2014 год в сумме 4 885 637 руб., пени - 141 735 руб. 08 коп., штраф - 122 141 руб.
Считая, что решение от 22.06.2015 N 6629 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 4 885 637 руб., пени - 141 735 руб. 08 коп., штрафа - 122 141 руб., не соответствует закону, общество "ОДК-СТАР" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что по результатам рассмотрения заявлений общества "ОДК-СТАР", комиссией при Росреестре приняты решения, согласно которым новая кадастровая стоимость земельных участков определена с 01.01.2014.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости, письменных пояснений кадастровой палаты суд установил, что во исполнение решений комиссии кадастровой палатой 18.07.2014 в государственный кадастр недвижимости по состоянию на 01.01.2014 внесены сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков.
Суд исходил из того, что в государственном кадастре недвижимости актуальная кадастровая стоимость спорных земельных участков отражена по состоянию на 01.01.2014 в размере, определенном решениями комиссии при Росреестре, а не в размере, установленном Постановлением N 1610-п, поэтому налогоплательщик правомерно исчислял земельный налог с 01.01.2014 из новой кадастровой стоимости.
Апелляционный суд отменил решение суда, т.к. счел, что законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.07.2014 N 225-ФЗ), не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно); применение новой кадастровой стоимости производится с даты внесения сведений в государственный кадастр; содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер; принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) порядка определения кадастровой стоимости; примененный судом подход к исчислению земельного налога нарушает принцип всеобщности и равенства налогообложения, предусмотренный ст. 3 Налогового кодекса.
На территории муниципального образования г. Пермь земельный налог введен решением Пермской городской Думы от 08.11.2005 N 187 "О земельном налоге на территории города Перми" с 01.01.2006.
В соответствии с п. 1 ст. 389 Налогового кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1 и 2 ст. 390 Налогового кодекса).
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из названных положений следует, что сумма земельного налога напрямую зависит от размера кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, установленного по состоянию на 1 января года.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров.
При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Порядок внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости определен в ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
В соответствии с абз. 3 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
По общему правилу законодательство, действовавшее до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ, не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости либо судебным актом, на период до вступления их в силу (ретроспективно), поскольку действие решения внесудебного органа либо судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу таких решений.
Таким образом, апелляционным судом верно указано, что действовавшее до 22.07.2014 нормативное регулирование не предусматривало, ретроспективное применение новой кадастровой стоимости, определение момента начала применения измененной кадастровой стоимости производится с учетом условий - вступления в законную силу акта об изменении стоимости и внесения сведений в государственный кадастр.
В спорный период с 01.01.2014 кадастровая стоимость земельных участков утверждена Постановлением от 21.11.2013 N 1610-п.
Органами, уполномоченными на пересмотр и определение новой кадастровой стоимости, являются только суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что кадастровая палата таким органом не является, полномочиями на определение кадастровой стоимости не наделена, выполняет функции по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, новая кадастровая стоимость, определенная решением суда или комиссией Росреестра, подлежит отражению в государственном кадастре недвижимости и служит в силу п. 1 ст. 390 Налогового кодекса налоговой базой для исчисления земельного налога.
При администрировании земельного налога и контроля за правильностью его исчисления налоговые органы в целях определения величины налога используют данные кадастрового учета исключительно в размере кадастровой стоимости земельных участков, что соответствует требованиям ст. 391 Налогового кодекса.
С учетом того, что ни комиссия Росреестра, ни кадастровая палата не являются органами, в полномочия которых входит определение момента применения измененной кадастровой стоимости, налоговый орган руководствуется положениями законодательства при определении налогового периода, к которому применима новая стоимость.
Апелляционным судом установлено, что в ходе проведенной камеральной проверки налоговый орган, располагая информацией о размере кадастровой стоимости, а также о дате ее утверждения решением комиссии - 24.06.2014, законно и обоснованно применил новую кадастровую стоимость на будущее, и исчислил налогоплательщику земельный налог с учетом положений п. 7 ст. 396 Налогового кодекса, т. е. с применением коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот земельный участок находился в собственности и изменения кадастровой стоимости.
Со ссылкой на ч. 2, 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", судом верно указано, что содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения, не имеют правоустанавливающего значения, а имеют учетный характер.
Кадастровая стоимость земельных участков отображается в сведениях государственного кадастра, а не устанавливается этим документом (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, от 28.10.2010 N 5743/10).
На основании вышеизложенного, действия кадастровой палаты по отражению в государственном реестре измененной кадастровой стоимости и по выдаче кадастровых справок о применении новой стоимости с 01.01.2014, не имеют правового значения и не влияют на порядок исчисления земельного налога.
Учитывая, что установленная решением комиссии кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2014 и до 18.07.2014 (момент внесения сведений в кадастр) подлежит определению на основании Постановления от 21.11.2013 N 1610-п, а не данных кадастрового учета.
Применение кадастровой стоимости в рассматриваемом случае порядке, установленном судом первой инстанции, привело к аннулированию первоначально внесенных сведений (на основании Постановления от 21.11.2013 N 1610-п).
Однако принятие решения комиссии об установлении кадастровой стоимости земельного участка не может повлечь за собой аннулирование первоначально внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка по результатам государственной кадастровой оценки, с учетом предусмотренного п. 3 ст. 66 Земельного кодекса порядка определения кадастровой стоимости.
Правовые подходы, сформированные Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, применительно к определению момента применения измененной кадастровой стоимости по решениям судов, подлежат распространению и на случаи изменения стоимости по решениям комиссии, в целях соблюдения принципа равенства налогообложения и правовой определенности налогоплательщиков.
Апелляционным судом верно отмечено, что распространение действия решения комиссии по установлению новой кадастровой стоимости на прошлое время (ретроспективно) приведет к тому, что налогоплательщики, оспорившие кадастровую стоимость в судебном порядке смогут применить новые результаты кадастровой стоимости только с момента вступления решения суда в законную силу, в то время как обратившиеся в комиссию - с даты, указанной в решении комиссии.
Между тем, налогоплательщики, обратившиеся в суд, не могут быть поставлены в худшее положение по сравнению с теми, кто воспользовался внесудебной процедурой.
Вывод суда первой инстанции о том, что решение комиссии от 24.06.2014 содержит указание на распространение его действия с 01.01.2014, правомерно признан ошибочным и противоречащим содержанию и буквальному значению резолютивной части решения комиссии.
Учитывая, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков утверждена нормативным правовым актом (Постановлением от 21.11.2013 N 1610-п), вступившим в силу с 01.01.2014, то в решениях комиссии указано на определение новой стоимости также с 01.01.2014 в целях сопоставимости с Постановлением от 21.11.2013 N 1610-п, а не в целях определения момента ее применения в установленных законодательством целях.
В ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ установлена возможность ретроспективного пересмотра кадастровой стоимости с 01.01.2014 в тех случаях, когда соответствующие заявления были поданы заинтересованными лицами после 22.07.2014, либо ранее этой даты в 2014 году, но до ее наступления не были рассмотрены по существу. Между тем, по настоящему делу таких обстоятельств не установлено (заявление в комиссию подано 29.05.2014, решение комиссии принято 24.06.2014, сведения внесены в кадастр 18.07.2014).
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Оснований для снижения штрафа больше, чем в два раза не установлено.
Доводы общества "ОДК-СТАР", изложенные в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2016 по делу N А50-25234/2015 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "ОДК-СТАР" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.