Екатеринбург |
|
14 октября 2016 г. |
Дело N А34-5503/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2016 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - инспекция) на решение Арбитражного суда Курганской области от 05.04.2016 по делу N А34-5503/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - общество, заявитель) - Соловьева Ю.В. (доверенность от 21.12.2015 N 12).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным предписания инспекции от 18.05.2015 N 0000591 (далее - предписание) об устранении нарушений законодательства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья N 102.
Решением суда от 05.04.2016 (судья Останин Я.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 (судьи Арямов А.А., Костин В.Ю., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Заявитель жалобы настаивает на том, что допущенное обществом нарушение выявлено в ходе проведения возбужденного на основании обращения гражданина административного расследования, следовательно, положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) на порядок его проведения не распространяются. Инспекция указывает, что в отношении общества протокол об административном правонарушении, предусмотренный ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) не составлялся и дело об административном правонарушении по названной статье не рассматривалось.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит кассационную жалобу инспекции оставить без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании жалобы гражданина, проживающего по адресу: г. Курган, п. Заозерный, 6-1 мкр., д. 10А, по вопросу необеспечения нормативного температурного уровня горячего водоснабжения дома, инспекцией вынесено определение от 10.06.2015 N 978 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении по ст. 7.23 Кодекса об административных правонарушениях и проведении административного расследования.
На основании данного определения 18.06.2015 в отношении общества проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю в отношении указанного дома, по результатам которого составлен акт от 18.06.2015 N 1836. Из акт следует, что в ходе внепланового мероприятия по государственному контролю выявлены нарушения п. 5 Приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 при осуществлении горячего водоснабжения указанного дома.
В отношении общества 18.06.2015 вынесено постановление N 2465 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса, а также предписание N 0000591 об устранении нарушений законодательства.
Указанным предписанием обществу предписано до 20.07.2015 обеспечить
на вводе в жилой дом соответствие температуры горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, не ниже 60 град. С и не выше 75 град.С (с допустимым отклонением температуры горячей воды в ночное время с 0.00 до 5.00 часов не более чем на 5 град.С, в дневное время с 5.00 до 0.00 не более чем на 3 град. С в соответствии с п. 5 Приложения N 1 Правил 354.
Полагая, что указанное предписание является недействительным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из неправомерности выдачи обществу предписания в рамках административного расследования.
Выводы судов являются верными.
Порядок осуществления государственного жилищного надзора регламентирован положениями ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч. 3 которой, к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных ч. 4.1 и 4.2 этой статьи.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Статьей 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных этим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя (ч.1).
К грубым нарушениям относится, в том числе нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Судами установлено, что оспариваемое предписание выдано инспекцией без соблюдения требований ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, а именно: проверка была осуществлена в отсутствие распоряжения или приказа о проведении контрольных мероприятий.
Поскольку данное нарушение, допущенное инспекцией в соответствии с п. п. 4 ч. 2 ст. 20 Закона N 294-ФЗ является грубым, то судами сделан обоснованный вывод о том, что результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушения обществом требований в сфере регулирования горячего водоснабжения.
Таким образом, ввиду существенных нарушений процедуры выдачи оспариваемого предписания, оно правомерно признано судами недействительным.
Доводы инспекции являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 05.04.2016 по делу N А34-5503/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.