Екатеринбург |
|
30 января 2017 г. |
Дело N А50-8730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Жаворонкова Д.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 25.07.2016 по делу N А50-8730/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Ваулин М.В. (доверенность от 09.01.2017).
Индивидуальный предприниматель Ляндаев Вячеслав Аркадьевич (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительным решения от 28.12.2015 N 21/23577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 25.07.2016 (судья Самаркин В.В.) требования предпринимателя удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 59:01:2018032:25 без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости в размере 61 733 000 руб. за период с момента внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр по 31.12.2013 включительно, а также в части начисления пеней и налоговой санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) за неуплату земельного налога в виде штрафа в размере, превышающем 50 000 руб. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит названные судебные акты отменить в части удовлетворения заявленных предпринимателем требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 1 ст. 391, п. 7 ст. 396 Налогового кодекса.
Налоговый орган полагает, что новая кадастровая стоимость, установленная судом и равная 61 733 000 руб. подлежит применению при исчислении земельного налога с 01.01.2014, а доначисление земельного налога за 2013 год в сумме 2 811 399 руб. обжалованным решением инспекции соответствует действующему законодательству.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, предпринимателю принадлежал в спорный период на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 59:01:2018032:25, соответственно, заявитель являлся на основании ст. 19, 23, 38, 44, 388, 389 Налогового кодекса плательщиком земельного налога и обязан был самостоятельно исчислить сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, и уплатить налог в установленный срок.
Предприниматель, реализовав право на пересмотр кадастровой стоимости земельного участка, обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере рыночной, определенной по состоянию на 01.01.2013.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.11.2013 по делу N А50-16761/2013 кадастровая стоимость земельного участка с номером 59:01:2018032:25 по адресу г. Пермь, ул. Спешилова, 125 установлена равной его рыночной стоимости - 61 733 000 руб. (по состоянию на 01.01.2013).
Предприниматель исчислил земельный налог за 2013 год в сумме 925 995 руб., определив налоговую базу в отношении указанного земельного участка равную установленным в судебном порядке кадастровой стоимости - 61 733 000 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт проверки от 13.11.2015 N 21/30209 и вынесено решение от 28.12.2015 N 21/23577 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Предпринимателю доначислен земельный налог за 2013 год в сумме 2 811 399 руб., пени за неуплату данного налога в сумме 547 454 руб. 26 коп., а также предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса в виде штрафа в размере 100 000 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен налоговым органом).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 04.03.2016 N 18-17/37 решение инспекции оставлено без изменения, жалоба налогоплательщика - без удовлетворения.
Налогоплательщик, полагая, что оспариваемое решение инспекции нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о том, что исчисление земельного налога исходя из установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка допустимо только для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр 26.12.2013, удовлетворили заявленные требования в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:25 без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка - 61 733 000 руб. за период с момента внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр по 31.12.2013 включительно.
При этом суды, принимая во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, посчитали возможным уменьшить размер штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса за неуплату земельного налога за 2013 год со 100 000 руб. до 50 000 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса).
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) юридическое лицо - обладатель ограниченного вещного права, так же как и собственник земельного участка вправе обратиться в суд с требованием об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей до 22.07.2014, установлено право физических и юридических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде и в комиссии по рассмотрению споров. При этом пересмотр результатов определения кадастровой стоимости земельного участка осуществляется при установлении в отношении этого земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
На основании абз. 3 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Нормой указанной статьи, вступившей в законную силу с 22.07.2014, предусмотрены исключения из этого правила. Согласно абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 225-ФЗ) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда такие сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Однако, как правильно определено судами, до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ законодательство не предусматривало возможность распространения кадастровой стоимости земельного участка, установленной комиссией либо судебным актом, на период до вступления их в силу. Исчисление земельного налога в соответствии с кадастровой стоимостью, определенной решением комиссии или вступившим в законную силу судебным актом, возможно было лишь для той части налогового периода, которая следует за вступлением в законную силу судебного акта и внесением кадастровой стоимости в государственный кадастр. В отношении той части налогового периода, которая предшествовала вступлению в законную силу судебного акта и внесению кадастровой стоимости в государственный кадастр, такое исчисление не может применяться.
В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона N 225-ФЗ положения ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что поданные предпринимателем исковые заявления об изменении кадастровой стоимости земельных участков рассмотрены Арбитражным судом Пермского края до вступления в силу Федерального закона N 225-ФЗ (до 22.07.2014). Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению абз. 5 ст. 24.20 Закона об оценочной деятельности в новой редакции.
Таким образом, суды правильно указали, что решение инспекции недействительно в части доначисления земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:2018032:25 без учета установленной в судебном порядке кадастровой стоимости земельного участка - 61 733 000 руб. за период с момента внесения этой кадастровой стоимости в государственный кадастр по 31.12.2013 включительно.
Кроме того, суды, руководствуясь положениями п. 3 ст. 114 Налогового кодекса о том, что размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса, обоснованно уменьшил размер штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса за правонарушения в виде неуплаты земельного налога за 2013 год со 100 000 руб. до 50 000 рублей.
Доводы, указанные в кассационной жалобе инспекции, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 25.07.2016 по делу N А50-8730/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В.Вдовин |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.