Екатеринбург |
|
01 февраля 2017 г. |
Дело N А47-11504/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А. А.,
судей Смирнова А.Ю., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области (далее - администрация МО Оренбургский район) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 по делу N А47-11504/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Заместитель прокурора Оренбургской области в интересах муниципального образования "Оренбургский район" Оренбургской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к администрации МО Оренбургский район и к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Табакову Александру Геннадьевичу (далее - глава КФХ Табаков А.Г.) о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключенного 06.05.2013 между Администрацией МО Оренбургский район и главой КФХ Табаковым А.Г., о применении последствий недействительности ничтожной сделки путем возврата главой КФХ Табаковым А.Г. Администрации муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области (далее - Администрация МО Ленинский сельсовет) - земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 100 000 кв. м, состоящего из земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1302001:1617, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1619, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 12 172 кв.м.; 56:21:1302001:1620, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1621, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; 56:21:1302001:1618, адрес: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 21 957 кв. м; возврата Администрацией МО Оренбургский район главе КФХ Табакову А.Г. 954 000 руб., уплаченных по платежному поручению от 05.07.2013 N 32.
Исковые требования изложены в соответствии с принятым судом уточнением в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация МО Ленинский сельсовет.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 (судья Калашникова А.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация МО Оренбургский район просит указанные судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права. Заявитель, выражая несогласие с выводом судов об отсутствии в представленных документах сведений, предусмотренных в п. 5, 6, п. 1 ст. 12 Федерального закона "О крестьянско-фермерском хозяйстве", поясняет, что на момент принятия решения о предоставлении земельных участков полный комплект документов у Администрации МО Оренбургский район имелся. Однако по причине уничтожения документов в результате подтопления помещений Администрации, последней были представлены в суд документы, находящиеся в архиве, а другая часть документов была представлена Табаковым А.Г., к документам которого суд необоснованно отнесся критически. Ссылаясь на то, что Администрацией МО Ленинский сельсовет был произведен ряд действий - постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1617, поступление в бюджет 50 % стоимости земельного участка, принятие правового акта по изменению разрешенного использования земельного участка, а также учитывая тот факт, что земельный участок будет возвращен в муниципальное образование Ленинский сельсовет, Администрация муниципального образования Оренбургской области полагает, что в нарушение ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации суды необоснованно взыскали полную сумму в размере 945 000 руб. с заявителя.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено следующее.
Администрация МО Оренбургский район 09.06.2009 обратилась в муниципальное унитарное предприятие "Застройщик" за проведением межевых работ с постановкой на кадастровый учет земельного участка из земель государственная собственность на которые не разграничена в границах территории МО Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области, разрешенное использование земельного участка: для организации мест отдыха, спорта и туризма, местоположение земельного участка: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, участок расположен по правому берегу р. Сакмара, северо-восточнее п. Ленина, в 150 м от объездной автодороги и граничит с южной стороны с территорией, принадлежащей обществу с ограниченной ответственностью "Волна", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь участка 100 000 кв. м (10,0 га), для решения вопроса предоставления земельного участка с аукциона (торгов).
На основании постановления Главы администрации МО Оренбургский район от 09.11.2009 N 7806-п "Об установлении местоположения, категории и разрешенного использования земельных участков" сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок, площадью 100 000 кв. м (10,0 га), категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма; местоположение - Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001. Земельному участку присвоен кадастровый номер 56:21:1302001:387, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения (кадастровый паспорт земельного участка от 04.02.2010 N 5621/202/10-5810.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:387 были внесены в государственный кадастр недвижимости 03.02.2010 со статусом "временный".
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11.01.2011 N 5-п "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов" земельный участок площадью 100 000 кв. м с кадастровым номером 56:21:1302001:387, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, расположенный в центральной части кадастрового квартала 56621:1302001 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов для организации мест отдыха, спорта и туризма.
Администрацией МО Оренбургский район вынесено постановление от 09.11.2011 N 6203-п "О проведении открытого аукциона по продаже права собственности и права аренды земельных участков 16 декабря 2011 года" на основании которого земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387 был выставлен на аукцион, предметом которого явилось: право собственности на земельный участок под организацию мест, отдыха, спорта и туризма, в границах населенного пункта п.Ленина Оренбургского района.
Участниками аукциона в отношении земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387 являлись общество с ограниченной ответственностью НПО "РЭСт", а также общество с ограниченной ответственностью "Вега", учредителем и директором которого был Табаков А.Г.
По просьбе жителей поселка Ленина депутаты муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обратились к Главе администрации Ленинский сельсовет с ходатайством об отмене аукциона, назначенного на 16.12.2011 по продаже земельного участка площадью 100 000 кв. м, для организации мест отдыха, спорта и туризма, по причине отсутствия подъездных путей.
Глава муниципального образования Ленинский сельсовет письмом от 15.11.2011 исх. N 399 обратился к Главе администрации с просьбой снять земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387 с открытого аукциона по продаже права аренды 16.12.2011.
Рассмотрев письмо Администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района от 15.11.2011 N 399 Главой администрации МО Оренбургский район 01.12.2011 вынесено постановление N 6561-п "О снятии земельного участка с открытого аукциона по продаже права аренды земельных участков 16 декабря 2011 года" в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:387, площадью 100 000 кв. м; разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, снят с открытого аукциона по продаже права собственности и права аренды земельных участков 16.12.2011.
После аннулирования и исключения из государственного кадастра недвижимости 06.02.2012 сведений о временном земельном участке с кадастровым номером 56:21:1302001:387 в силу ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости",14.03.2012 администрация муниципального образования Ленинский сельсовет Оренбургского района Оренбургской области обратилась к муниципальному унитарному предприятию "Застройщик" с просьбой о восстановлении земельного участка, площадью 100 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, разрешенное использование: для организации мест отдыха, спорта и туризма, и постановке его на кадастровый учет в тех же границах.
Главой администрации МО Ленинский сельсовет 20.04.2012 вынесено постановление N 136-п "Об уточнении адреса земельного участка", которым уточнен адрес земельного участка, площадью 100 000 кв. м:
- Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, п. Ленина, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельского хозяйства;
- ограничения в пользовании: заезд - 2335 кв. м, береговая полоса - 678 кв. м. Запрещается посадка деревьев и строительство капитальных сооружений;
- обременения в пользовании: заезд - 2335 кв. м, береговая полоса - 678 кв. м. Разрешается выполнение работ сторонними организациями.
Впоследствие 02.05.2012 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 19.04.2012 56-0-1-22/3001/2012-5720 и межевого плана от 17.04.2012 был поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 (кадастровый паспорт земельного участка от 02.05.2012 N 56/12-65007.
При сопоставлении уникальных характеристик земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 с характеристиками аннулированного и исключенного из государственного кадастра недвижимости земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387: категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства, границ земельного участка, усматривается их совпадение.
Табаков А.Г. 18.07.2012 был поставлен на учет в налоговом органе по месту жительства в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, о чем в Единый государственном реестре индивидуальных предпринимателей сделана соответствующая запись. Согласно имеющейся в материалах дела выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности КФХ Табакова А.Г. является предоставление услуг в области растениеводства и животноводства, кроме ветеринарных услуг. Одним из дополнительных видов деятельности указано на осуществление прочей деятельности по организации отдыха и развлечений.
Письмом от 28.09.2012 первый заместитель Главы администрации МО Оренбургский район обратился к Губернатору Оренбургской области с просьбой внести изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 11.01.2011 N 5-п "О переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов" в части кадастрового номера земельного участка, поскольку в мае 2011 года земельный участок, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет. Земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001, площадью 100 000 кв. м, повторно сформирован в тех же границах и поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением земельному участку кадастрового номера 56:21:1302001:1117.
Письмом от 15.11.2012 Правительство Оренбургской области сообщило об отказе во внесении изменений в вышеуказанное постановление, поскольку в представленных администрацией МО Оренбургский район документах отсутствует заключение о соответствии характеристик двух земельных участков с кадастровыми номерами 56:21:1302001:387, 56:21:1302001:1117.
Главой КФХ Табаковым А.Г. 02.04.2013 было подано заявление в администрацию МО Оренбургский район на предоставление в собственность земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, площадью 10 га для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Приложение к заявлению отсутствовало.
На заседании комиссии по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц о предоставлении и использовании земельных участков, оформленного выпиской из протокола от 05.04.2013 N 9, комиссией принято положительное решение о предоставлении в собственность КФХ Табакова А.Г. испрашиваемого земельного участка, площадью 10 га.
В дополнение к заявлению от 02.04.2013, 12.04.2013 Глава КФХ Табаков А.Г.сообщил администрации МО Оренбургский район, что использование испрашиваемого земельного участка не предполагает возникновения биологических отходов, загрязнения поймы реки и будет использоваться для пчеловодства и выращивания саженцев.
Заместителем главы администрации МО Оренбургский район 26.04.2013 вынесено постановление N 1537-п "О предоставлении земельного участка в собственность КФХ Табакова А.Г.". Названным постановлением на основании статей 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", решения Совета депутатов от 22.12.2011 N 188 "Об утверждении Положения "О порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области" земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, площадью 100 000 кв. м предоставлен КФК Табакова А.Г. в собственность за плату, определенную отчетом от 25.04.2013 N 82/13 "Об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества" Крестьянскому (фермерскому) хозяйству Табакова А.Г.
Между Администрацией МО Оренбургский район (продавец) и КФХ Табакова А.Г. (покупатель) 06.05.2013 заключен договор купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в частную собственность земельный участок, находящийся в государственной собственности, площадью 100 000 кв. м, местоположение: Оренбургская область, Оренбургский район, Ленинский сельсовет, земельный участок расположен в центральной части кадастрового квартала 56:21:1302001; категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельского хозяйства.
Цена земельного участка составила 954 000 рублей, которая в полном объеме по платежному поручению от 05.07.2013 N 32 перечислена покупателем.
Согласно пункту 4 договор имеет силу акта приема-передачи земельного участка.
Государственная регистрация права собственности Табакова А.Г. произведена в установленном законом порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 56-56-01/169/2013-169.
Табаковым А.Г. 25.02.2014 в администрацию МО Ленинский сельсовет Оренбургского района подано заявление об изменении разрешенного использования указанного земельного участка - для ведения сельского хозяйства, на разрешенное использование - организация мест отдыха, спора и туризма.
Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет Оренбургского района от 23.02.2014 N 119-п "Об изменении разрешенного использования земельного участка" земельному участку с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, установлено разрешенное использование - для организации мест отдыха, спорта и туризма (кадастровая выписка о земельном участке от 18.03.2014 N 56/14-11221.
Табаков А.Г. 07.04.2014 обратился в администрацию МО Ленинский сельсовет Оренбургского района с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117 на пять земельных участков.
Постановлением администрации МО Ленинский сельсовет от 11.04.2014 N 186-п "О присвоении адреса вновь образованным земельным участкам" в связи с разделом земельного участка присвоен адрес вновь образованным земельным участкам.
Далее 07.05.2014 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 06.05.2014 N 56-0-1-22/3001/2014-8161 (заявитель - Табаков А.Г.), межевого плана от 28.04.2014, постановления Администрации МО Ленинский сельсовет от 11.04.2014 N 186-п земельный участок с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, в результате раздела явился источником образования земельных участков с кадастровыми номерами: 56:21:1302001:1617, 56:21:1302001:1618, 56:21:1302001:1619, 56:21:1302001:1620, 56:21:1302001:1621.
Ссылаясь на нарушение порядка предоставления земельного участка в собственность, предусмотренного Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прокурор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Статья 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого договора) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно, разъяснениям, изложенным в пунктах 74 - 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Применительно к ст. 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления земельных участков для отдельных категорий землепользователей, в том числе для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, определяемый Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 23.06.2003 N 74-ФЗ (далее - Закон N 74-ФЗ).
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, в связи с чем законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
Согласно п. 1, 3 ст. 11 Закона N 74-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент подачи Табаковым А.Г. заявления) для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 12 названного Закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению может быть приложен документ о государственной регистрации фермерского хозяйства. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает по межведомственному запросу документы о государственной регистрации фермерского хозяйства (сведения, содержащиеся в них) в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, если указанные документы не были представлены заявителем по собственной инициативе (п. 2 названной статьи).
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 12 Закона, орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 данной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 названной статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия указанного в пункте 4 названной статьи решения.
На основании исследования и оценки обстоятельств дела, связанных с предоставлением главой КФХ Табаковым А.Г., предусмотренных законом сведений, необходимых для принятие решения о предоставлении спорного земельного участка в собственность на основании заявлений от 02.04.2013 и от 11.04.2013, судами установлено несоответствие их требованиям подп. 5, 6 п. 1 ст. 12 Закона N 74-ФЗ; в данном заявлении отсутствовало обоснование размера испрашиваемого земельного участка.
Представленное главой КФХ Табаковым А.Г. в материалы дела дополнительное заявление о предоставлении земельного участка от 11.04.2013, в котором указывается на необходимость 1 га земли в расчете на один улей и планируемое размещение 15 ульев на 10 га земли, обоснованно получило критическую оценку судов, поскольку доказательств представления данного заявления в уполномоченный орган материалы дела не содержат. При этом суд апелляционной инстанции также отметил, что указанное заявление текстуально не является обоснованием требуемого размера земельного участка. Обоснования приведенных расчетов, ссылок на нормативные документы либо материалы исследований, дополнение к заявлению не содержит.
Утверждение Администрации о том, что на момент обращения Табакова А.Г. данные документы имелись и были утрачены заявителем ввиду подтопления помещений Администрации обоснованно не приняты судами, поскольку документального подтверждения подтопления данных помещений и уничтожения вследствие этого документов, заявителем не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования ст. 12 Закона N 74-ФЗ при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, главой КФХ Табаковым А.Г. не были соблюдены.
Вместе с тем суды указали, что Закон N 74-ФЗ, устанавливая порядок предоставления земель сельскохозяйственного назначения лицам, заинтересованным в ведении крестьянского (фермерского) хозяйства, не определяет процедуру предоставления земельного участка, сформированного и поставленного на кадастровый учет до подачи заявки.
Суды также обоснованно отметили, что поскольку характеристики испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:1117, тождественны характеристикам земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387, вопрос о предоставлении которого решался путем проведения аукциона в 2011 году, то ответчики по настоящему делу имели сведения о том, что такой участок пользуется повышенным спросом. Наличие таких сведений у Администрации МО Оренбургский район определяется осуществлением ею действий по организации аукциона и последующего снятии спорного земельного с аукциона постановлением от 01.12.2011 N 6561-п. Суды также указали, что одним из претендентов на получение земельного участка с кадастровым номером 56:21:1302001:387 в 2011 году являлось общество с ограниченной ответственностью "Вега", учредителем и директором которого был Табаков А.Г.
При таких обстоятельствах, выводы судов о необходимости применения в данной конкретной ситуации ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей обязательное информирование о предстоящем предоставлении земельного участка, являются обоснованными, поскольку отсутствие конкурирующих заявлений в рассматриваемом случае связано с отсутствием необходимой информации у потенциально заинтересованных лиц.
В пункте 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания данной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков и не допускать установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Таким образом, установив, что договор купли-продажи спорного земельного участка был заключен Администрацией с главой КФХ в нарушение вышеназванных требований законодательства, а также без проведения торгов, суды обоснованно удовлетворили требование прокуратуры, признав его в силу ст. 168 Гражданского кодекса является недействительной (ничтожной) сделкой.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами доказательств не является основанием для отмены принятых судебных актов в суде кассационной инстанции.
Поскольку данный спор носит гражданско - правовой характер, утверждения заявителя, касающиеся перечисления денежных средств в размере 50% в бюджет муниципального образования сельского поселения подлежат отклонению, как основанные на нормах бюджетного законодательства.
Иные доводы заявителя изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.08.2016 по делу N А47-11504/2015 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Оренбургский район Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Столяров |
Судьи |
А.Ю. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора) установлена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих управление и распоряжение земельными участками, предоставлять земли на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур по их предоставлению. Для создания равного доступа всех лиц к приобретению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанным органам предписывается принять нормативный правовой акт о процедуре предоставления земельных участков для данных целей.
Из содержания данной нормы следует, что орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан подготовить и заблаговременно опубликовать в печатных средствах массовой информации сведения о наличии предполагаемых для передачи земельных участков и не допускать установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Таким образом, установив, что договор купли-продажи спорного земельного участка был заключен Администрацией с главой КФХ в нарушение вышеназванных требований законодательства, а также без проведения торгов, суды обоснованно удовлетворили требование прокуратуры, признав его в силу ст. 168 Гражданского кодекса является недействительной (ничтожной) сделкой."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 1 февраля 2017 г. N Ф09-11413/16 по делу N А47-11504/2015