Екатеринбург |
|
13 февраля 2017 г. |
Дело N А60-5571/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сирота Е.Г.,
судей Васильченко Н.С., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа (ИНН: 6602001531, ОГРН: 1026600580270; далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
администрации - Поляков А.В. (доверенность от 06.02.2017 N 643/14), Белозерова О.М. (доверенность от 16.01.2017 N 187/12);
общества с ограниченной ответственностью "ТЕМП" (ИНН: 6677003303, ОГРН: 1136677000569; далее - общество "ТЕМП") - Сотников А.В. (доверенность от 17.05.2016).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437; далее - общество "Чистый домъ"), общество "ТЕМП", общество с ограниченной ответственностью "Порядок" (ИНН: 6677003198, ОГРН: 1136677000460; далее - общество "Порядок") обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и установить солидарно контейнеры (мусоросборники) в соответствии с количеством контейнеров (мусоросборников), утвержденным Генеральной схемой санитарной очистки территории Артемовского городского округа, для каждой контейнерной площадки на оборудованных контейнерных площадках по адресам:
1.1. г. Артемовский, ул. Энгельса, 1 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - общество "Темп" и общество "Порядок" (солидарно); 1.2. г. Артемовский, ул. Тимирязева, 23 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 4 контейнера - общество "Чистый домъ" и общество "Порядок" (солидарно); 1.3. г. Артемовский, ул. Энгельса, 13 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - общество "Чистый домъ"; 1.4. г. Артемовский, ул. Полярников, 31 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - общество "Темп" (в части обслуживаемого жилого дома по адресу г. Артемовский, ул. Полярников, 31 солидарно с администрацией). 2. Осуществлять вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1. Удаление твердых бытовых отходов от многоквартирных домов осуществлять по планово-регулярной схеме (в соответствии с п. 2.3 Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА);
2. В холодное время года (при температуре 0 градусов и ниже) интервал вывоза твердых бытовых отходов с контейнерных площадок не должен превышать трех суток, вывозить при наполнении емкости. В случае если организация, оказывающая услуги населению по вывозу, утилизации твердых бытовых отходов допустила переполнение емкостей, установленных в местах сбора мусора, то данная организация должна в кратчайшие сроки вывезти мусор вне графика и произвести за свой счет очистку прилегающей территории (в радиусе 5 метров) (в соответствии с п. 2.3 Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА); 3. В теплое время (при плюсовой температуре свыше + 1 градус) интервал вывоза твердых бытовых отходов с контейнерных площадок должен быть не более одних суток (разовый, ежедневный вывоз) (в соответствии с п. 2.3 Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА); 4. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов (в соответствии с п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88); 5. Удаление негабаритных отходов из домовладений производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (в соответствии с п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88) (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции на основании норм ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Федерация" (ИНН: 6671439284, ОГРН: 1136671037953).
Решением суда от 04.08.2016 (судья Полуяктов А.С.) в удовлетворении исковых требований администрации отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 (судьи Дюкин В.Ю., Виноградова Л.Ф., Яковлева Ю.В.) указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить. Администрация указывает, что решением Артемовского городского суда Свердловской области от 30.12.2014 по делу N 2-1458/2014 на нее возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа, а не обязанность по приобретению и установке мусорных контейнеров. По мнению администрации, выводы судов о том, что на администрацию возложена обязанность по установке контейнеров на всей территории Артемовского городского округа являются ошибочными. Заявитель указывает, что пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, установлена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов. Кроме того, по мнению заявителя, судами не учтено, что муниципальное образование Артемовский городского округ является высокодотационной территорией и не может нести расходы бюджетных средств, исполняя обязанности управляющих организаций по приобретению и установке контейнеров (мусоросборников) на контейнерных площадках.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ТЕМП" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Чистый домъ", общество "Темп", общество "Порядок" являются организациями, обслуживающими многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Артемовского городского округа.
Ссылаясь на неисполнение указанными управляющими организациями обязательств по установке контейнеров (мусоросборников) на контейнерных площадках, относящихся к обслуживаемым ими многоквартирным жилым домам, а также обязательств по вывозу бытовых отходов с данных контейнерных площадок, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из необоснованности и недоказанности исковых требований. При этом требования администрации о возложении на ответчиков обязанности приобрести и установить мусорные контейнеры признаны судами по существу направленными на уклонение от исполнения вступившего в законную силу решения Артемовского городского суда Свердловской области от 30.12.2014 по делу N 2-1458/2014.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. В случаях, предусмотренных названным Кодексом, в арбитражный суд вправе обратиться и иные лица.
Частью 1 ст. 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Принимая во внимание указанные нормы, суды установили, что из содержания искового заявления, заявления об уточнении исковых требований не усматривается, какими правовыми нормами истец обосновал свое право на обращение с рассматриваемым иском. Обращаясь в суд, администрация не обосновала и не представила надлежащих доказательств того, какие права и законные интересы истца нарушены со стороны ответчиков.
Более того, как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда от 30.12.2014 по делу N 2-1458/2014 по заявлению Артемовского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок на территории Артемовского городского округа.
Указанным решением на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов".
При этом названным судебным актом установлено, что на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа отсутствуют специальные площадки для размещения контейнеров и не установлены сами металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов.
Организация сбора твердых бытовых отходов осуществляется посредством их сбора непосредственно от населения по графикам движения автотранспорта, задействованного на сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов осуществляется нерегулярно, что способствует образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Артемовского городского округа.
Указанное решение Артемовского городского суда вынесено в интересах неопределенного круга лиц, в отношении всей территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в целом (без указания конкретных адресов).
Согласно ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пояснения сторон, принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 на администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о том, что лицом, обязанным осуществить обустройство контейнерных площадок, в том числе осуществить установку контейнеров, является именно администрация Артемовского городского округа.
При этом суды пришли к выводу, что, обращаясь с иском по рассматриваемому делу, действия администрации Артемовского городского округа фактически направлены на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта, что противоречит принципу обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Судами также учтены положения СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", содержащие требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок. Исходя из системного толкования положений СанПиН 42-128-4690-88, суды пришли к обоснованному выводу, что обустройство специальных площадок для размещения контейнеров подразумевает, в том числе, и установку мусорных контейнеров на них.
Более того, судами принято во внимание, что Артемовским городским судом приняты и другие вступившие в законную силу судебные решения о возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнеры (в частности, решения от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014, от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014).
Обязывая администрацию Артемовского городского округа обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнерные, Артемовский городской суд руководствовался положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 26 ст. 6 устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530, и исходил из того, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
С учетом социальной значимости рассматриваемого вопроса, принимая во внимание наличие вступивших в законную силу судебных актов суда общей юрисдикции, из которых следует, что бездействие администрации Артемовского городского округа привело к образованию несанкционированных свалок бытовых отходов на территории Артемовского городского округа, в результате чего на администрацию возложена обязанность обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнеры, суд кассационной инстанции полагает верными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Доводы заявителя жалобы об обратном отклоняются, поскольку не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанции и по существу выражают несогласие заявителя жалобы с произведенной судебными инстанциями оценкой установленных по делу обстоятельств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с нормами ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции не вправе осуществлять вышеперечисленные процессуальные действия в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12).
Нарушений норм материального права или процессуальных нарушений, в том числе влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба администрации - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Артемовского городского округа - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Сирота |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.