Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф09-12334/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
08 ноября 2016 г. |
Дело N А60-5571/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дюкина В.Ю.
судей Виноградовой Л.Ф., Макарова Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой Ю.В.,
при участии:
от истца: Бузанов С.Д., доверенность от 19.09.2016, паспорт,
от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Темп": Сотников А.В., доверенность от 17.05.2016, паспорт,
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, Администрации Артемовского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 04 августа 2016 года
по делу N А60-5571/2016,
принятое судьей Полуяктовым А.С.,
по иску Администрации Артемовского городского округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Чистый домъ" (ИНН 6677006512, ОГРН 1146677001437), обществу с ограниченной ответственностью "Темп" (ИНН 6677003303, ОГРН 1136677000569), обществу с ограниченной ответственностью "Порядок" (ИНН 667003198, ОГРН 1136677000460),
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Федерация"
о невыполнении обязанности по сбору коммунальных отходов,
установил:
Администрация Артемовского городского округа (администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском о возложении на общество с ограниченной ответственностью (ООО, общество) "Чистый домъ", общество "Темп", общество "Порядок" обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и установить солидарно контейнеры (мусоросборники) в соответствии с количеством контейнеров (мусоросборников), утвержденным Генеральной схемой санитарной очистки территории Артемовского городского округа, для каждой контейнерной площадки на оборудованных контейнерных площадках по адресам: 1.1. г. Артемовский, ул. Энгельса, 1 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - ООО "Темп" и ООО "Порядок" (солидарно); 1.2. г. Артемовский, ул. Тимирязева, 23 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 4 контейнера - ООО "Чистый домъ" и ООО "Порядок" (солидарно); 1.3. г. Артемовский, ул. Энгельса, 13 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - ООО "Чистый домъ"; 1.4. г. Артемовский, ул. Полярников, 31 (адресный перечень домов в соответствии с табл. 1) - контейнерная площадка на 5 контейнеров - ООО "Темп" (в части обслуживаемого жилого дома по адресу г. Артемовский, ул. Полярников, 31 солидарно с Администрацией Артемовского городского округа). 2. Осуществлять вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством, а именно: 1. Удаление ТБО от многоквартирных домов осуществлять по планово-регулярной схеме (в соответствии с п. 2.3. Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА); 2. В холодное время года (при температуре 0 градусов и ниже) интервал вывоза ТБО с контейнерных площадок не должен превышать трех суток, вывозить при наполнении емкости. В случае если организация, оказывающая услуги населению по вывозу, утилизации ТБО допустила переполнение емкостей, установленных в местах сбора мусора, то данная организация должна в кратчайшие сроки вывезти мусор вне графика и произвести за свой счет очистку прилегающей территории (в радиусе 5 метров) (в соответствии с п.2.3. Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА); 3. В теплое время (при плюсовой температуре свыше + 1 градус) интервал вывоза ТБО с контейнерных площадок должен быть не более одних суток (разовый, ежедневный вывоз) (в соответствии с п.2.3. Генеральной схемы санитарной очистки территории Артемовского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА) 4. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов (в соответствии с п. 1.12 СанПиН 42-128-4690-88); 5. Удаление негабаритных отходов из домовладений производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю (в соответствии с п.2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88) (с учетом уточнения иска (ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)).
Решением от 04.08.2016 в иске отказано.
Администрация с принятым решением не согласна, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, исковые требования удовлетворить, считает, что именно ответчики, являющиеся управляющими компаниями, обязаны обеспечить установку на обслуживаемой территории контейнеров, поскольку в соответствии с пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Также, по мнению заявителя апелляционной жалобы, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" не содержит положений о том, что мероприятия по обустройству контейнерных площадок включают в себя установку на них (соответственно, и приобретение) мусорных контейнеров; такой вывод не следует и из анализа положений данного акта в целом.
Значимым заявитель апелляционной жалобы считает и то, что администрацией исполнена обязанность по оборудованию контейнерных площадок, обязанность по установке контейнеров на администрацию решением суда не возложена. С учетом этого оспаривается вывод суда первой инстанции об уклонении администрации от исполнения вступившего в законную силу решения суда общей юрисдикции "путем переложения исполнения судебного акта на ответчиков по настоящему делу".
Ответчик - общество "Темп", выразил возражения против удовлетворения апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу, соответствуют выводам суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, арбитражным судом апелляционной инстанции признается соответствующим фактическим обстоятельствам, общество "Чистый домъ", общество "Темп", общество "Порядок" являются организациями, обслуживающими многоквартирные жилые дома, расположенные на территории Артемовского городского округа.
В обоснование иска указано на то, что ответчики в нарушение действующих нормативных документов не осуществляют приобретение и установку контейнеров (мусоросборников) на контейнерных площадках, относящихся к обслуживаемым ими многоквартирным жилым домам, а также не осуществляют вывоз бытовых отходов с данных контейнерных площадок, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
По мнению арбитражного суда апелляционной инстанции, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права (ч. 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (пункты 24-26 перечня), подпунктом "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, исходил из того, что организации по обслуживанию жилищного фонда действительно обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории, Постановлением Главы Администрации Артемовского городского округа от 09.10.2015 N 1351-ПА утверждена генеральная схема санитарной очистки территории Артемовского городского округа, в соответствии с которой определен перечень мест дислокации контейнерных площадок на территории Артемовского городского округа.
Основанием отказа в удовлетворении иска явилось то, что из искового заявления, заявления об уточнении исковых требований не усматривается, какими правовыми нормами истец обосновал свое право на обращение с данным иском, истец не обосновал и не представил относимых и допустимых доказательств того, какие его, истца, права и законные интересы нарушены со стороны ответчиков, при этом суд первой инстанции руководствовался положениями, предусмотренными частями 1, 2 статьи 4, частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом первой инстанции признано значимым, что вступившим в законную силу решением Артемовского городского суда по делу N 2-1458/2014 от 30.12.2014 признано незаконным бездействие Администрации Артемовского городского округа, выразившееся в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов", а также возложена обязанность на администрацию Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на расстоянии не более 100 м от жилых домов" (ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации); данный судебный акт принят в отношении всей территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в целом (без указания конкретных адресов).
Суд первой инстанции исходил из того, что обустройство контейнерных площадок в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" прямо указывает на установку на них (соответственно, приобретение) мусорных контейнеров (п. 2.1.4, п. 2.2.2 и др. СанПиН 42-128-4690-88).
Результатом оценки установленных обстоятельств явилось признание установленным того, что на истца была возложена обязанность осуществить обустройство контейнерных площадок, в том числе, установить мусорные контейнеры на всей территории жилой застройки Артемовского городского округа, то есть лицом, обязанным осуществить приобретение и установку контейнеров, является именно Администрация Артемовского городского округа.
Исковые требования о возложении на ответчиков обязанности приобрести и установить мусорные контейнеры признаны судом первой инстанции по существу направленными на уклонение от исполнения вступившего в законную силу судебного акта путем переложения исполнения судебного акта на ответчиков по настоящему делу, а это недопустимо.
Также суд первой инстанции оценил то, что Артемовским городским судом приняты и другие вступившие в законную силу судебные решения о возложении на Администрацию Артемовского городского округа обязанности обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнеры (в частности, решения от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014, от 06.06.2014 по делу N 2-627/2014); основанием удовлетворения требований о возложении на администрацию обязанности обустроить контейнерные площадки и установить на них мусорные контейнеры явилось следующее: к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 26 ст. 6 Устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16.06.2005 N 530); обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления; осуществление вывоза бытовых отходов с контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством возможно лишь при условии наличия оборудованных контейнерных площадок с установленными на них контейнерами; в отсутствие таковых вывоз бытовых отходов с указанных контейнерных площадок невозможен.
Установленные и надлежащим образом оцененные судом первой инстанции обстоятельства признаются арбитражным судом апелляционной инстанции необходимыми и достаточными для принятия именно такого решения, которое является предметом обжалования, в силу чего доводы апелляционной жалобы не влекут ее удовлетворение.
Доводы апелляционной жалобы, которые заключаются в иной оценке того, что было исследовано и установлено судом первой инстанции, не влекут ее удовлетворение.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушения или неправильное применение норм процессуального права, следствием которых согласно положениям ч. 3 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могла бы явиться отмена решения арбитражного суда первой инстанции, отсутствуют.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2016 по делу N А60-5571/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
В.Ю. Дюкин |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-5571/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2017 г. N Ф09-12334/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ АРТЕМОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Ответчик: ООО "ПОРЯДОК", ООО "ТЕМП", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕМП", ООО "ЧИСТЫЙ ДОМЪ"
Третье лицо: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ФЕДЕРАЦИЯ", ООО "ТЕМП"