Екатеринбург |
|
27 февраля 2017 г. |
Дело N А60-4460/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А. Н.,
судей Гавриленко О. Л., Ященок Т. П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Репина 107" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2016 по делу N А60-4460/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
товарищества собственников жилья "Репина 107"- Курникова Е.В. (протокол правления ТСЖ от 16.07.2015), Овечкина А.С. (доверенность от 03.12.2015);
Департамента жилищного и строительного надзора Свердловской области - Кузнецов А.В. (доверенность от 09.01.2017 N 29-05-36-09).
Товарищество собственников жилья "Репина 107" (далее - ТСЖ "Репина 107" ИНН: 6658097017, ОГРН: 1036602636861) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - Департамент; ИНН: 6670169564, ОГРН: 1076670011131) о признании недействительным предписания от 16.11.2015 N 29-04-25-393.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2016 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Риб Л.Х.) решение суда оставлено изменено, резолютивная часть изложена в следующей редакции: "Признать недействительными п.п.3,8 предписания от 16.11.2015 N 29- 11-03-119 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области. Обязать Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области устранить нарушение прав и законных интересов товарищества собственников жилья "Репина 107". В удовлетворении остальной части требований отказать".
В кассационной жалобе ТСЖ "Репина 107" просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами ст. 135, ч. 3 ст. 48, п. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, подп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", судами не учтены разъяснения Минстроя РФ ОТ 02.10.2015 N 31818-ол о применении постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603, Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ.
Департамент в отзыве указывает на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя жалобы.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены в обжалуемой части.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании приказа от 01.10.2015 N 29-11-01-136 Департаментом в отношении ТСЖ "Репина 107" проведена плановая выездная и документарная проверка, в ходе которой установлены нарушения законодательства, регулирующего деятельность ТСЖ, а также требования по содержанию общего имущества многоквартирного дома. По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки от 27.10.2015 N 29-05-02- 1078, выдано предписание от 16.11.2015 N 29-11-03-119 "Об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства" с указанием на необходимость устранения допущенных нарушений. В частности, предписанием указано на следующие нарушения и несоответствия положений Устава товарищества, которые им оспариваются, а именно: 1. отсутствие в Уставе ТСЖ "Репина 107" указания на цели деятельности товарищества; 2. установление в пункте 1.6 Устава ответственности членов товарищества по обязательствам товарищества; 3. установление в пункте 2.5 Устава полного запрета на отчуждение членом товарищества своей доли в общем имуществе; 4. предоставление в пункте 6.13 Устава правлению товарищества полномочий определять платежи каждого члена товарищества; 5. установление пунктом 8.2 Устава возможности округления до одного голоса голосов собственников помещений, обладающих от 5 до 10 кв.м; 6. установление пунктом 8.8 Устава необходимости согласия всех собственников, присутствующих на собрании, для участия в голосовании более 2 собственников одного помещения; 7. установление пунктами 8.9, 8.10 Устава запрета на участие члену товарищества по определенным вопросам, если данное лицо имеет заинтересованность в совершении сделки по управлению объектами общей собственности, или если принимаемое решение касается возбужденного против него судебного разбирательства, а также установление запрета на участие члена товарищества, не внесшего полностью все необходимые взносы и платежи на дату не позднее, чем за 5 дней до проведения общего собрания членов товарищества; 8. установление пунктом 8.5 Устава (абз. 3, 4) кворума более 50% голосов для принятия решения о получении заемных средств, включая банковские кредиты; 9. установление пунктом 8.17 Устава кворума голосования в 2/3 голосов членов товарищества для правомочности решения об исключении из состава правления товарищества; 10. установление пунктом 9.4 Устава закрытого перечня оснований для ликвидации товарищества. Кроме того, предписанием указано на необходимость устранения нарушений порядка содержания многоквартирного дома, а именно: 11. над входом в 1 подъезд намокание участка стены в месте примыкания козырька, повреждение оконного заполнения лоджии общего пользования (1 подъезд, 10 этаж), отсутствует крепление фурнитуры на дверном полотне выхода на лоджию (1 подъезд, 10 этаж); 12. отсутствует элемент заполнения перильного ограждения лестничного марша на 8 этаже в 1 подъезде, наличие крупногабаритного мусора на лоджиях в 1 подъезде на 7 этаже, 3 подъезд 3 этаж; хранение личных вещей в местах общего пользования при выходе в чердачное помещение и кровлю в подъезде N 4, над 1, 3, 5 подъездами частично демонтированы трубопроводы вытяжной части системы канализации, над 5 подъездом из трубопровода вытяжной части системы канализации имеются увлажнения и разрушения кирпичной кладки вентканала, намокание плит перекрытия вытяжных шахт над оголовками канализационных стояков (над 1 и 4 подъездами), 13. перед входом в 3 подъезд частичное разрушение ступеней крыльца и штукатурного слоя опорных стенок, на отдельных участках магистральных трубопроводов ХВС в подвальных помещениях имеются свищи и высолы, наличие трещин и вздутий рулонного покрытия кровли, наличие мха на поверхности кровли, местами наличие луж над 1, 2, 4, 5 подъездами, имеются отслоения и порывы рулонного покрытия кровли в местах примыкания к строительным и вертикальным конструкциям и парапету (над 1, 2, 4, 5 подъездами), местами демонтированы либо не укреплены металлические фартуки из оцинкованной стали в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами на кровле над 2, 3 подъездами; 14. в тамбуре 3-го подъезда частичное отслоение отделочного слоя стен, наличие конденсата на трубопроводах внутреннего ливнестока, выходящего с кровли 4,5 подъездов. Помимо этого органом надзора указано на устранение нарушений, связанных с начислением платы за коммунальные услуги, а именно: 15. за период с апреля по сентябрь 2015 года расчет платы за коммунальную услугу, "ГВС" на общедомовые нужды по компоненту "подача" производился не в соответствии с объемами горячей воды, зафиксированными общедомовым прибором учета (пункт 2.3.3.2 акта), за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года расчет платы за коммунальную услугу "ГВС" на общедомовые нужды по компоненту "нагрев" производился не в соответствии с объемами тепловой энергии, зафиксированными общедомовым прибором учета (пункт 2.3.3.2 акта); 17. услуги холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, потребленных на общедомовые нужды, не выполнено условие ограничения объемов, рассчитанных, исходя из нормативов потребления на общедомовые нужды (пункт 2.3.3 акта); 18. за период с января 2014 года по сентябрь 2015 года при расчете размера платы за коммунальную услугу электроснабжения, потребленную на общедомовые нужды по дневной зоне, когда объем электроэнергии, определенной, исходя из показаний общедомовых приборов учета, за расчетный период по дневной зоне, меньше суммарного объема электроэнергии, предоставленной за указанный расчетный период потребителями всех жилых и нежилых помещениях не выполнено условие распределения пропорционально численности; 19. в платежных документах отсутствует информация о показаниях общедомовых приборов учета отопления, горячей воды, холодной воды и электроэнергии.
Не согласившись с указанным предписанием, ТСЖ "Репина 107" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. В силу п. 1 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 N 431-ПП, департамент является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области. Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции. Отсутствие Административного регламента, на что указывает ТСХ "Репина 107", не свидетельствует о незаконности действий Департамента по осуществлению мероприятий контроля, поскольку департамент действовал в соответствии с требованиями ЖК РФ, Положения о департаменте, Федерального закона от 26.12.2008 N294-ФЗ.
Ссылку ТСЖ "Репина 107" на судебные акты судов общей юрисдикции суд апелляционной инстанции отклонил на основании ст.69 АПК РФ.
Помимо указанных нарушений, проверкой установлено нарушение порядка содержания многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, ул. Репина, 107, а именно: - над входом в 1 подъезд имеется намокание участка стены в месте примыкания козырька, повреждение оконного заполнения лоджии общего пользования (1 подъезд, 10 этаж), отсутствует крепление фурнитуры на дверном полотне выхода на лоджию (1 подъезд, 10 этаж); - отсутствует элемент заполнения перильного ограждения лестничного марша на 8 этаже в 1 подъезде, наличие крупногабаритного мусора на лоджиях в 1 подъезде на 7 этаже, 3 подъезд 3 этаж; хранение личных вещей в местах общего пользования при выходе в чердачное помещение и кровлю в подъезде N 4, над 1, 3, 5 подъездами частично демонтированы трубопроводы вытяжной части системы канализации, над 5 подъездом из трубопровода вытяжной части системы канализации имеются увлажнения и разрушения кирпичной кладки вентканала, намокание плит перекрытия вытяжных шахт над оголовками канализационных стояков (над 1 и 4 подъездами), - перед входом в 3 подъезд частичное разрушение ступеней крыльца и штукатурного слоя опорных стенок, на отдельных участках магистральных трубопроводов ХВС в подвальных помещениях имеются свищи и высолы, наличие трещин и вздутий рулонного покрытия кровли, наличие мха на поверхности кровли, местами наличие луж над 1, 2, 4, 5 подъездами, имеются отслоения и порывы рулонного покрытия кровли в местах примыкания к строительным и вертикальным конструкциям и парапету (над 1, 2, 4, 5 подъездами), местами демонтированы либо не укреплены металлические фартуки из оцинкованной стали в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами на кровле над 2, 3 подъездами; - в тамбуре 3-го подъезда частичное отслоение отделочного слоя стен, наличие конденсата на трубопроводах внутреннего ливнестока, выходящего с кровли 4,5 подъездов. В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, вне зависимости от способа управления, должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Поскольку в ходе проверки путем осмотра установлены отдельные нарушения правил содержания жилых домов, у Департамента имелось основание для выставления в адрес товарищества предписания об устранении этих нарушений. На лицо, осуществляющее функции по управлению многоквартирным домов, в данном случае - ТСЖ, возложена безусловная обязанность принимать меры не только по выявлению нарушений в содержании имущества многоквартирного дома, но и по их устранению, в связи с чем указание в оспариваемом предписании на обязанность устранить выявленные нарушения является обоснованным, прямо вытекает из предмета проверки и не нарушает права и законные интересы заявителя. Указание на несущественность выявленных нарушений не имеет правового значения для квалификации законности и обоснованности оспариваемого предписания в указанной части.
Суд апелляционной инстанции отклонил доводы о признании Департаментом незаконности п. 3 и 8 предписания, проанализировав доказательства по делу.
Таким образом, суды пришли к выводу, что оспариваемое предписание содержит законные и обоснованные требования об устранении нарушений, по своему содержанию является понятным и исполнимым.
Доказательств того, что оспариваемое предписание нарушает права заявителя в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности не представлено, и из обстоятельств дела таких нарушений не усматривается. Довод о нарушении срока проведения проверки правомерно отклонен судами на основании ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения кассационной жалоба не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2016 по делу N А60-4460/2016 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Репина 107" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Репина 107" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платёжному поручению от 07.12.2016 N 996.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.