Екатеринбург |
|
13 марта 2017 г. |
Дело N А76-9187/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Семеновой З.Г., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов Российской Федерации, ответчик) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2016 по делу N А76-9187/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Администрация города Челябинска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации 1 240 929 руб. убытков, понесенных в результате исполнения акта суда общей юрисдикции при осуществлении обязанности органов местного самоуправления по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением суда от 08.08.2016 (судья Мосягина Е.А.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 (судьи Хоронеко М.Н., Забутырина Л.В., Столяренко Г.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель ссылается на положения Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) согласно которому полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, которым утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов (далее - Правила N 614). Данные правила предусматривают целевой характер субвенций на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов. По мнению заявителя кассационной жалобы, в соответствии с указанными положениями, Российской Федерацией исполнены обязательства перед субъектом по выделению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию соответствующих полномочий, в доказательство представлены копии платежных поручений о перечислении субвенций Челябинской области из федерального бюджета. Претензий относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Челябинской области не поступало. В связи, с чем заявитель считает, что у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Челябинска от 21.10.2013 по делу N 2-3805/2013 по иску Прокурора Советского района города Челябинска в интересах Чесноковой Е.В. к Администрации требования истца удовлетворены и на Администрацию возложена обязанность предоставить Чесноковой Е.В. благоустроенное жилое помещение, не менее 8 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска.
Во исполнение указанного решения суда администрацией принято распоряжение от 11.12.2014 N 850-к "О предоставлении жилого помещения Чесноковой Е.В.", на основании которого жилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д. 16, кв. 36, общей площадью 32, 1 кв. м, предоставлено Чесноковой Е.В. Распоряжением даны поручения структурным подразделениям администрации - Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска: провести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу:
г. Челябинск, ул.60-летия Октября, дом N 16, кв. 36, общей площадью 32,1 кв. м; администрации Металлургического района города Челябинска: заключить в тридцатидневный срок со дня получения настоящего распоряжения с Чесноковой Е.В. договор социального найма на предоставленное жилое помещение.
На основании муниципального контракта от 28.04.2015 N 30 об оказании услуг по оценке жилых помещений оценщиком (обществом с ограниченной ответственностью "Комплекс-Проект") подготовлен отчет N 29 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества - квартиры общей площадью 32,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, дом N16, кв. 36, согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 240 929 руб. 00 коп.
Между Чесноковой Е.В. и администрацией 29.12.2014 заключен договор социального найма жилого помещения N 1751, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственность муниципального образования "Город Челябинск", в виде однокомнатной квартиры площадью 32,1 кв. м, находящейся по адресу:
г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д.16, кв.36 для проживания в нем.
Администрация, полагая, что понесенные ею расходы во исполнение вступившего в законную силу судебного акта, в связи с перечислением денежного эквивалента стоимости подлежащего предоставлению жилья и предоставления жилого помещения указанному выше гражданину, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Исковые требования администрации обоснованно удовлетворены судами первой и апелляционной инстанций исходя из следующего.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу ст. 7, 71 (п. "в", "з"), 75 (ч. 3), 114 (п. "а" ч. 1), 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ст. 39 (ч. 1), 40 (ч. 3).
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями Федерального закона N 181-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено в под. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со ст. 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судами установлено, что Чеснокова Е.В. встала на учет в качестве лица, имеющего право на внеочередное предоставление жилья, до 01.01.2005. Указанное обстоятельство также было установлено и отражено в решении Ленинского районного суда города Челябинска от 12.07.2013 по делу N 2-2122/2013, которым на администрацию возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Таким образом, у Российской Федерации возникли расходные обязательства по компенсации администрации затрат, возникших в результате возложения на нее Федеральным законом N 181-ФЗ государственных полномочий по предоставлению инвалиду жилой площади.
Отклоняя довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что обязанность по финансированию предоставления жилья инвалидам исполнена Российской Федерацией в полном объеме в виде перечисления в бюджет Челябинской области субвенций, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно указали на отсутствие доказательств того, что поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены субъектом Российской Федерации только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий, на покрытие же расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Чеснокова Е.В. не обращалась в соответствующий орган для получения жилищной субсидии, обеспечение жильем осуществлено на основании решения суда о предоставлении его вне очереди, в связи чем перечисленные бюджету субъекта субвенции не могут быть направлены на возмещение указанных расходов.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что администрации причинен вред бездействием органа государственного власти, не исполнившим надлежащим образом финансовое обязательство, предусмотренное федеральным законом и, соответственно, взятое на себя Российской Федерацией.
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили исковые требования, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации 1 240 929 руб. в качестве компенсации убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения Чесноковой Е.В.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда являются законными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2016 по делу N А76-9187/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2016 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Лазарев |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.