Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2017 г. N Ф09-12148/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А76-9187/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 ноября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Хоронеко М.Н.,
судей Забутыриной Л.В., Столяренко Г.М.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Изюмовой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2016 по делу N А76-9187/2016 (судья Мосягина Е.А.).
Администрация города Челябинска (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании убытков в сумме 1 240 929 руб. 00 коп., связанных с предоставление жилого помещения инвалиду Чесноковой Елене Викторовне (далее - Чеснокова Е.В.) во исполнение вступившего в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции (т.1, л.д. 18-21).
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 07.06.2016 для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Чеснокова Е.В. (т.1, л.д.107-108).
Решением суда первой инстанции от 08.08.2016 (резолютивная часть от 01.08.2016) исковые требования удовлетворены (т.2, л.д. 33-39).
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь то, что выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются письменными доказательствами, представленными в материалы дела.
Заявитель жалобы указывает, что Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов (далее - Правила N 614). Данные правила предусматривают целевой характер субвенций на реализацию полномочий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов. По мнению подателя жалобы, в соответствии с указанными положениями, Российской Федерацией исполнены обязательства перед субъектом по выделению межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию соответствующих полномочий, в доказательство представлены копии платежных поручений о перечислении субвенций Челябинской области из федерального бюджета. Претензий относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации - Челябинской области не поступало. Таким образом, по мнению подателя жалобы, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Судебное заседание откладывалось на 16.11.2016 с целью полного и всестороннего исследования обстоятельств по делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Челябинска от 21.10.2013 по делу N 2-3805/2013 по иску Прокурора Советского района города Челябинска в интересах Чесноковой Е.В. к Администрации требования истца удовлетворены, а именно: на Администрацию возложена обязанность предоставить Чесноковой Е.В. благоустроенное жилое помещение, не менее 18 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте города Челябинска.
Судом установлено, что Чеснокова Е.В. является инвалидом 2 группы по общему заболеванию бессрочно, имеет заболевание, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006, при котором совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.
Решением Советского райисполкома от 19.03.1987 Чеснокова Е.В. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как член семьи своей матери Чесноковой Г.А.
Во исполнение решения суда от 21.10.2016 Администрацией принято распоряжение N 850-к от 11.12.2014 " О предоставлении жилого помещения Чесноковой Е.В.", на основании которого жилое помещение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д. 16, кв. 36, общей площадью 32, 1 кв.м., предоставлено Чесноковой Е.В(л. д. 17 т. 1).
Указанным распоряжением даны поручения структурным подразделениям Администрации:
Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - провести оценку рыночной стоимости жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул.60- летия Октября, дом N 16, кв. 36, общей площадью 32,1 кв. м;
Администрации Металлургического района города Челябинска -заключить в тридцатидневный срок со дня получения настоящего распоряжения с Чесноковой Е.В. договор социального найма на предоставленное жилое помещение (т.1 л.д.12).
На основании муниципального контракта N 30 от 28.04.2015 об оказании услуг по оценке жилых помещений оценщиком общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-Проект" подготовлен отчет N 29 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества - квартиры общей площадью 32,1 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, дом N 16, кв. 36. Согласно данному отчету рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 240 929 руб. 00 коп. (т.1 л.д. 23-24).
29.12.2014 между Чесноковой Е.В. и Администрацией заключен договор социального найма жилого помещения N 1751, согласно которому наймодатель передает нанимателю в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственность муниципального образования "Город Челябинск", в виде однокомнатной квартиры площадью 32,1 кв.м., находящейся по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д.16, кв.36 для проживания в нем (т. 1 л. д. 13-16).
Ссылаясь на то, что в результате предоставления Администрацией указанного жилого помещения истец понес убытки в размере стоимости квартиры 1 240 929 руб. 00 коп., которые ему не компенсированы, Администрация обратилась с иском о взыскании убытков в сумме 1 240 929 руб. 00 коп.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия убытков, обоснованности их расчета, а также того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Выводы суда являются верными, соответствуют фактическим обстоятельствам, представленным в материалы дела доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу ст. 7, 71 (п. "в", "з"), 75 (ч. 3), 114 (п. "а" ч. 1), 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично- правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ст. 39 (ч. 1), 40 (ч. 3).
Право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, закреплено в подп. 3 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, было предусмотрено положениями Федерального закона N 181-ФЗ.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями ст. 28.2 данного Закона.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
На цели обеспечения жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в федеральном бюджете ежегодно предусматривается объем средств, исходя из: числа лиц, имеющих право на социальную поддержку по обеспечению жильем; общей площади 18 кв. метров и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой Министерством регионального развития Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если инвалиды страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, реализация инвалидами права на дополнительную площадь возможна лишь при предоставлении им непосредственно жилого помещения, а не при выделении средств федерального бюджета на его приобретение.
Из разъяснений, изложенных в п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со ст. 17, 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ обеспечение жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и должно осуществляться из федерального бюджета.
В силу положений ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что решением Советского райисполкома от 19.03.1987 Чеснокова Е.В. поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г.Челябинска от 21.10.2013 по делу N 2-3805/2013 29.12.2014 между Чесноковой Е.В. и Администрацией заключен договор социального найма жилого помещения N 1751, согласно которому Администрация передала Чесноковой Е.В. в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственность муниципального образования "Город Челябинск", в виде однокомнатной квартиры площадью 32,1 кв.м., находящейся по адресу: г. Челябинск, ул. 60-летия Октября, д.16, кв.36 для проживания в нем.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Администрация города Челябинска исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
Предоставленная Чесноковой Е.В. квартира выбыла из собственности муниципального образования. Российская Федерация доказательства, подтверждающие иную стоимость предоставленной квартиры, в материалы дела не представила (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, обязанность государства по возмещению указанных расходов обусловлена самим фактом предоставления жилых помещений определенным в законе лицам.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что убытки подлежат возмещению Российской Федерацией, от имени которой в рассматриваемых правоотношениях выступает Минфин России (пункт 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, исковые требования Администрации судом первой инстанции удовлетворены правомерно.
Довод подателя жалобы о том, что бюджету Челябинской области были распределены субвенции на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, в размере 65 614 700 руб. 00 коп. (платежное поручение N 135 от 02.02.2011), 58 257 600 руб. 00 коп. (платежное поручение N 44 от 26.01.2012), 55381800 руб. 00 коп. (платежное поручение N 628 от 21.01.2013), 121 397 600 руб. 00 коп. (платежное поручение N 6753 от 28.01.2014), 40 043 200 руб. 00 коп. (платежное поручение N 366 от 08.04.2014), 37 887 022 руб. 00 коп. (платежное поручение N 362 от 10.06.2015) судом отклоняется по следующим основаниям.
Поступившие субвенции на приобретение жилого помещения инвалидам могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий. На покрытие расходов в связи с предоставлением инвалиду квартиры в виде ее рыночной стоимости субсидии не могут быть направлены.
Как следует из обстоятельств дела, за предоставлением субсидии на приобретение жилья Чеснокова Е.В. не обращалась, от ее имени обратился Прокурор Советского района г. Челябинска в суд с иском об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
Таким образом, перечисленные бюджету Челябинской области субвенции не могут быть направлены на возмещение расходов, связанных с исполнением судебного акта.
Право требования возмещения от Российской Федерации расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Российская Федерация, установив законодательно меру социальной поддержки в виде предоставления инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вне очереди жилых помещений, одновременно приняла на себя обязанность полного возмещения расходов, связанных с реализацией данной меры социальной поддержки.
Факт противоправности действий (бездействия) Российской Федерации, выразившихся в отказе исполнить обязанность по компенсации истцу затрат, связанных с передачей жилья инвалиду, установлен материалами дела.
Доказательств, свидетельствующих о том, что из федерального бюджета были выделены средства в объеме, достаточном для надлежащей реализации указанных мер социальной поддержки, не представлено.
Исследовав представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что расходы, возникшие у Администрации в связи с исполнением решения суда общей юрисдикции, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации в лице Минфина России.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обращающиеся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, взыскание государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в доход федерального бюджета в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с заявителя не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 08.08.2016 по делу N А76-9187/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Н. Хоронеко |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9187/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 марта 2017 г. N Ф09-12148/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация города Челябинска, Адмнистрация города Челябинска
Ответчик: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство Финансов Челябинской области, Чеснокова Елена Викторовна