Екатеринбург |
|
22 мая 2017 г. |
Дело N А60-35312/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия (далее - предприятие) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2016 по делу N А60-35312/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители Счетной палаты городского округа "город Лесной" (далее - счетная палата) - Шатунова Н.Л. (председатель, решение от 19.09.2007 N 359), Кислицын Р.В. (доверенность от 11.01.2017), Новокшенов В.О. (доверенность от 11.01.2017).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к счетной палате о признании незаконными действий по назначению и проведению контрольного мероприятия по проверке заявителем соблюдения установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных предприятий, созданных городскими округами, за период с 2013 по 2015 годы, и недействительным предписания от 07.06.2016 N 6 (далее - предписание).
Решением суда от 14.11.2016 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 (судьи Борзенкова И.В., Васильева Е.В., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие просит обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушения норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы настаивает на том, что исходя из данных, приведенных в утвержденном Плане работы, а также из представленного счетной палатой в адрес предприятия запроса о предоставлении информации, не следует, что последний являлся объектом контрольного мероприятия. Также заявитель жалобы указывает на незаконность действий, отсутствии правил проверки, нарушение счетной комиссией правил проверки.
В отзыве на кассационную жалобу счетная палата просит оставить кассационную жалобу предприятия без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя счетной палаты от 01.04.2016 N 4, Плана работы счетной палаты на 2016 год, утвержденного приказом председателя счетной палаты 30.12.2015 N 29-п в период с 01.04.2016 по 07.06.2016 проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения предприятием установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий. Проверяемый период с 2013 года по 2015 год.
В ходе проверки счетной палатой установлено нарушение предприятием ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", п. 2.4 "Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 18.03.2009 N 112, а именно: не перечислена в полном объеме унитарным предприятием в местный бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, что привело к причинению ущерба бюджету городского округа "город Лесной", вследствие неправильного составления расчета и исчисления части чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2012 год, подлежащей уплате в местный бюджет в общей сумме 151,73 тыс. руб.
Результаты проверки оформлены актом от 07.06.2016 N 17.
Также предприятию выдано оспариваемое предписание, которым предписано, в том числе: перечислить в бюджет городского округа "Город Лесной" сумму причиненного ущерба бюджету городского округа "Город Лесной" в размере 151,73 тыс. рублей; перечислить в бюджет городского округа "Город Лесной" сумму пени за несвоевременное перечисление части прибыли за 2012 год в размере 162,65 тыс. рублей за период просрочки уплаты с 01.07.2013 года по 06.06.2016 года; учесть при перечислении ущерба, пени, сумму пени по день фактической уплаты части прибыли за 2012 год в бюджет городского округа "Город Лесной".
Полагая незаконными действия счетной палаты по назначению и проведению контрольного мероприятия, а также соответствующее предписание, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, проанализировав положения п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), ст. 2, 9, 11, 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 6-ФЗ), ст. 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пришли к верному выводу о том, что положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок контрольно-счетными органами в рамках финансового и финансово-бюджетного надзора. Также согласились с выводами счетной палаты о нарушении предприятием п. 2.4 "Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 18.03.2009 N 112, признав оспариваемое предписание законным.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (ч. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом N 6-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 38 Федерального закона N 131-ФЗ).
Частью 2 ст. 2 Федерального закона N 6-ФЗ предусмотрено, что правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом N 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям ч. 2, 4, 8 ст. 3 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе контроль за исполнением местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) контролю органами внешнего государственного (муниципального) контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (ч. 2 ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Объектом контроля являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (ч.4 ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ).
Решением Думы городского округа "Город Лесной" от 09.11.2011 N 520 утверждено Положение о счетной палате (далее - Положение).
В соответствии со ст. 1 Положения счетная палата является органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль.
Счетная палата, являясь уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля в рамках реализации полномочий, установленных ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ и в соответствии с планом работы счетной палаты на 2016 год, на основании распоряжения председателя счетной палаты, провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения предприятием установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, по результатам которого, предприятию выдано предписание.
Отклоняя доводы предприятия о незаконности обозначенной проверки вследствие несоблюдения счетной палатой требований и норм, предусмотренных положениями Федерального закона N 294-ФЗ, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Таким образом, при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами не проводятся проверки по оценке соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Предметом проверок контрольно-счетных органов является использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом.
Так, в рассматриваемом случае счетная палата проводила проверку доходной части бюджета городского округа "Город Лесной", касающейся перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городским округом "Город Лесной", в 2013, 2014, 2015 годах.
Из приведенных выше норм права следует, что осуществление внешнего муниципального финансового контроля не может отождествляться с муниципальным контролем, проведение которого урегулировано Федеральным законом N 294-ФЗ. Положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются на бюджетные правоотношения и не могут применяться при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.
Судами также указано, что действующее законодательство не относит к полномочиям контрольно-счетных органов разработку административных регламентов, а также мониторинг эффективности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)".
Законодательством не предусмотрена и возможность передачи полномочий по внешнему финансовому контролю с регионального на муниципальный уровень, тогда как в соответствии со ст. 6 Федерального закона N 294-ФЗ к полномочиям по осуществлению муниципального контроля относятся организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления.
Судами приняты во внимание положения ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 6-ФЗ, согласно которым федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. При этом суд учитывает, что нормами Федерального закона N 6-ФЗ определены принципы организации, деятельности и основные полномочия, общие для контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований. Таким образом, законодателем установлены единые правила регулирования отношений, возникающих при осуществлении государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля.
Принимая во внимание изложенное выше, суды пришли к верному выводу о том, что положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок контрольно-счетными органами, в данном случае счетной палатой, в рамках финансового и финансово-бюджетного надзора.
В ходе проверки счетной палатой выявлено нарушение предприятием п. 2.4 Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" от 24.03.2009 г. N 112.
Руководствуясь п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161- ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Положением о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", утвержденным решением Думы городского округа "Город Лесной" от 24.03.2009 N 112, которое являлось действующим, не было оспорено и не отменено, суды пришли к верному выводу о неверном расчете и исчислении предприятием части чистой прибыли, подлежащей уплате в местный бюджет.
При этом судами отмечено, что внесенные 29.06.2016 изменения в Положение о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", к проверяемому счетной палатой периоду не относятся.
С учетом изложенного, оснований для признания незаконными действий счетной палаты по назначению и проведению контрольного мероприятия, а также для признания незаконным предписания не имеется.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы предприятия не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, а также заявлены без учета норм ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.11.2016 по делу N А60-35312/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.