Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2017 г. N Ф09-2081/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
14 февраля 2017 г. |
Дело N А60-35312/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котеговой Л.А.,
при участии:
от заявителя Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия (ИНН 6630000498, ОГРН 1026601767686) - Саднов Ю.Г., директор, предъявлена выписка из ЕГРЮЛ, паспорт; Саратовский А.А., паспорт, доверенность от 11.01.2017 года;
от заинтересованного лица Счетной палаты городского округа "ГОРОД ЛЕСНОЙ" (ИНН 6630012013, ОГРН 1076630000765) - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной" - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 14 ноября 2016 года
по делу N А60-35312/2016, принятое судьей П.Н. Киреевым
по заявлению Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия
к Счетной палате городского округа "ГОРОД ЛЕСНОЙ"
третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной"
о признании незаконными действий и недействительным предписания.
установил:
Муниципальное унитарное производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Счетной палате городского округа "город Лесной" о признании незаконными действий по назначению и проведению контрольного мероприятия по проверке заявителем соблюдения установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных предприятий, созданных городскими округами, за период с 2013 по 2015 годы, и недействительным предписания N 6 от 07.06.2016.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2016 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель приводит доводы о том, что исходя из данных, приведенных в утвержденном Плане работы, а также из представленного Счетной палатой в адрес заявителя запроса о предоставлении информации, не следует указания на то, что заявитель являлся объектом контрольного мероприятия; Счетная палата не является уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля в отношении заявителя.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Председателя Счетной палаты городского округа "Город Лесной" N 4 от 01.04.2016, Плана работы Счетной палаты городского округа "Город Лесной" на 2016 год, утвержденного приказом председателя Счетной палаты городского округа "Город Лесной" 30.12.2015 N 29-п в период с 01 апреля 2016 года по 07 июня 2016 года проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Муниципальным унитарным производственным жилищным ремонтно-эксплуатационным предприятием установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий. Проверяемый период с 2013 года по 2015 год.
В ходе проверки Счетной палатой городского округа "город Лесной" установлено нарушение заявителем ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", пункта 2.4 "Положения о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", утвержденного решением Думы городского округа "Город Лесной" N 112 от 18.03.2009, а именно: не перечисление в полном объеме унитарным предприятием в местный бюджет части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, привело к причинению ущерба бюджету городского округа "город Лесной", вследствие неправильного составления расчета и исчисления части чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за 2012 год, подлежащей уплате в местный бюджет в общей сумме 151,73 тыс. рублей.
По результатам проверки составлен акт проверки N 17 от 07.06.2016 г.
07 июня 2016 года МУ ПЖРЭП выдано предписание N 6, согласно которому унитарному предприятию предписано, в том числе: перечислить в бюджет городского округа "Город Лесной" сумму причиненного ущерба бюджету городского округа "Город Лесной" в размере 151,73 тыс. рублей; перечислить в бюджет городского округа "Город Лесной" сумму пени за несвоевременное перечисление части прибыли за 2012 год в размере 162,65 тыс. рублей за период просрочки уплаты с 01.07.2013 года по 06.06.2016 года; учесть при перечислении ущерба, пени, сумму пени по день фактической уплаты части прибыли за 2012 год в бюджет городского округа "Город Лесной".
Полагая, что действия Счетной палаты по назначению и проведению контрольного мероприятия, предписание N 6 от 07.06.2016 являются незаконными, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции правовых оснований для удовлетворения требований не усмотрел.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (ч. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации объектами проверки муниципального финансового контроля, в том числе являются муниципальные унитарные предприятия.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются соответственно Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 3 Федерального закона N 6-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет основные полномочия, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе, охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию.
Частью 4 статьи 9 Федерального закона N 6-ФЗ установлено, что внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, а также в случае воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание (ч. 4 ст. 16 Федерального закона N 6-ФЗ).
Решением Думы городского округа "Город Лесной" от 9 ноября 2011 г. N 520 утверждено Положение о Счетной палате городского округа "Город Лесной" (далее - Положение).
В соответствии со ст. 1 Положения Счетная палата городского округа "Город Лесной" является органом местного самоуправления, осуществляющим внешний муниципальный финансовый контроль.
Согласно п. 1, 2 ст. 9 Положения внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия Счетная палата составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций.
В силу п. 1 ст. 17 Положения Счетная палата по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях
В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, воспрепятствования проведению должностными лицами Счетной палаты контрольных мероприятий, а также в случаях несоблюдения сроков рассмотрения представлений Счетная палата направляет в органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые организации и их должностным лицам предписание (п. 5 ст. 17 Положения).
Таким образом, Счетная палата городского округа "Город Лесной" является уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля в отношении Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия и выдачу представления либо предписания в зависимости от характера выявленного нарушения. Действия Счетной палаты городского округа "Город Лесной" по проведению упомянутой проверки и выдаче предписания осуществлены в рамках ее полномочий.
Доводы о том, что исходя из данных, приведенных в утвержденном Плане работы, а также из представленного Счетной палатой в адрес заявителя запроса о предоставлении информации, не следует указания на то, что заявитель являлся объектом контрольного мероприятия, отклоняется.
При проведении проверки МУ ПЖРЭП Счетная палата городского округа "Город Лесной" руководствовалась стандартом проведения внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия Счетной палатой городского округа "Город Лесной", утвержденного приказом Счетной палаты городского округа "Город Лесной" N 21 от 21.11.2014 г.. Стандарт устанавливает общие правила и требования проведения контрольных мероприятий, обеспечение качества и эффективности контрольной деятельности (передан в материалы дела).
Указанный стандарт разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12 мая 2012 года N 21К (854).
Согласно пунктам 3.1 и 3.2 стандарта проведения внешнего муниципального финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия Счетной палатой городского округа "Город Лесной", утвержденного приказом Счетной палаты городского округа "Город Лесной" N 21 от 21.11.2014 г., контрольное мероприятие проводится в соответствии с планом работы Счетной палаты на основании распоряжения, определяющего наименование контрольного мероприятия, сроки его проведения, состав группы осуществляющей контрольное мероприятие (далее - группа) и ее руководителя; организация контрольного мероприятия включает следующие этапы: подготовительный этап контрольного мероприятия; основной этап контрольного мероприятия; заключительный этап контрольного мероприятия.
Согласно статьи 15 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ органы государственной власти и государственные органы субъектов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов Российской Федерации сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Согласно статье 266.1 Бюджетного кодекса РФ муниципальные унитарные предприятия являются объектами муниципального финансового контроля; объекты контроля и их должностные лица обязаны своевременно и в полном объеме представлять в органы муниципального финансового контроля по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления муниципального финансового контроля, предоставлять должностным лицам органов муниципального финансового контроля допуск указанных лиц в помещения и на территории объектов контроля, выполнять их законные требования; непредставление или несвоевременное представление объектами контроля в органы муниципального финансового контроля информации, документов и материалов, указанных в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи, а равно их представление не в полном объеме или представление недостоверных информации, документов и материалов, воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов муниципального финансового контроля влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
МУ ПЖРЭП было уведомлено Счетной палатой городского округа "Город Лесной" о проведении проверки, что подтверждается запросом о предоставлении информации.
Акт проверки Счетной палаты городского округа "Город Лесной" от 07.06.2016 года N 17 был подписан представителем МУ ПЖРЭП без каких-либо разногласий, возражений, замечаний со стороны предприятия, связанных не только с процедурой проверки, но и самой проверкой, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией акта проверки Счетной палаты городского округа "Город Лесной" от 07.06.2016 года N 17.
Доводы Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия о незаконности действий, отсутствии правил проверки, нарушении правил проверки, отклоняются.
В рамках реализации полномочий, установленных статьей 9 Закона N 6-ФЗ, и в соответствии с планом работы Счетной палаты городского округа "Город Лесной" на 2016 год, на основании распоряжения Председателя Счетной палаты городского округа "Город Лесной" N 4 от 01.04.2016, в период с 01 апреля 2016 года по 07 июня 2016 года проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения МУ ПЖРЭП установленного порядка перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, по результатам которого МУ ПЖРЭП выдано предписание.
Доводы заявителя относительно нарушений Счетной палатой Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении контрольных мероприятий, отклоняются.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
На основании п. 4 ст. 2 Федерального закона N 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу п. 2 ст. 267.1 БК РФ под проверкой понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Таким образом, при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетными органами не проводятся проверки по оценке соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых им товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Предметом проверок контрольно-счетных органов является использование средств местного бюджета, а также соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом. Положения Закона N 294-ФЗ не распространяются на бюджетные правоотношения и не могут применяться при осуществлении внешнего муниципального финансового контроля.
Действующее законодательство не относит к полномочиям контрольно-счетных органов разработку административных регламентов, а также мониторинг эффективности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2010 N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)".
Законодательством не предусмотрена и возможность передачи полномочий по внешнему финансовому контролю с регионального на муниципальный уровень, тогда как в соответствии со ст. 6 Закона N 294-ФЗ к полномочиям по осуществлению муниципального контроля относятся организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлении которого наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 3.1 ст. 1 Федерального закона N 294-ФЗ положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований в первую очередь осуществляют полномочия по контролю за совершением операций с денежными средствами местного бюджета, то есть Счетная палата городского округа "Город Лесной" осуществляет полномочия по контролю за совершением операций с денежными средствами бюджета городского округа "Город Лесной".
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.
На основании ст. 11 Федерального закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля.
В рассматриваемом случае Счетная палата городского округа "Город Лесной" проводила проверку доходной части бюджета городского округа "Город Лесной", касающейся перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, созданных городским округом "Город Лесной", в 2013, 2014, 2015 годах.
Таким образом, положения Федерального закона N 294-ФЗ не распространяются на порядок организации и проведения проверок контрольно-счетными органами, в данном случае Счетной палатой городского округа "Город Лесной", в рамках финансового и финансово-бюджетного надзора.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии выводов контролирующего органа изложенных в акте проверки N 17 от 07.06.2016 г. федеральному законодательству отклоняются апелляционным судом.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Решением Думы городского округа "Город Лесной" от 24.03.2009 г. N 112 утверждено Положение о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей" (далее - Положение).
На основании п. 1.2 и п. 1.3 Положения действие настоящего Положения распространяется на все муниципальные унитарные предприятия городского округа "Город Лесной". Положение разработано в целях повышения эффективности использования муниципального имущества и устанавливает порядок исчисления и перечисления муниципальными унитарными предприятиями (далее по тексту - Предприятие) в бюджет городского округа части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Согласно п. 2.4 Положения часть прибыли, подлежащей перечислению в местный бюджет, определяется муниципальным унитарным предприятием самостоятельно, на основании данных ежегодной бухгалтерской отчетности (форма N 2 "Отчет о прибылях и убытках") по формуле:
С=(Пч*Р) / 100, где
С- часть прибыли, подлежащей перечислению в местный бюджет;
Пч - чистая прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей (строка 190 ф. N 2 "Отчет о прибылях и убытках", за исключением расходов, установленных пунктом 11 ("Прочие расходы") ПБУ 10/99 "Расходы организаций", кроме следующих расходов: возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; благотворительная деятельность,
Р - размер, подлежащий перечислению в местный бюджет части прибыли.
В соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 33н, прочими расходами являются:
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
- расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
- расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
- отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности;
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году;
- суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;
- курсовые разницы;
- сумма уценки активов;
- перечисление средств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий;
- прочие расходы.
Таким образом, в соответствии с Положением, чистая прибыль предприятия должна быть увеличена на расходы, установленные пунктом 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и уменьшена на расходы: возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов; благотворительная деятельность.
В силу п. 2.8 Положения в случае нарушения сроков уплаты и занижения суммы платежа, причитающегося к уплате, предприятию начисляется пеня в размере 0,1 процента от неуплаченной суммы платежа за каждый день просрочки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм платежа или после уплаты таковой в полном объеме.
При проведении проверки Счетная палата городского округа "Город Лесной" основывалась на указанном Положении, которое являлось действующим, не было оспорено и не отменено. Внесенные 29.06.2016 изменения в Положение о порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа "Город Лесной" части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей", к проверяемому Счетной палатой периоду не относятся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия; средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.
В силу п. 3.16 и п. 3.19 Устава МУ ПЖРЭП предприятие самостоятельно распоряжается результатами производственной деятельности, выпускаемой продукцией (кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Думы городского округа "Город Лесной", Главы городского округа "Город Лесной", настоящим Уставом), полученной чистой прибылью, остающейся в распоряжении Предприятия после уплаты установленных законодательством Российской Федерации налогов и других обязательных платежей и перечисления в местный бюджет части прибыли от использования муниципального имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, согласно Порядка определения размера части прибыли, отчисляемой в местный бюджет, устанавливаемого Главой ГО "Город Лесной"; предприятие имеет право образовывать из прибыли, остающейся в его распоряжении, также следующие фонды: фонд накопления в размере 45 (сорок пять) процентов, средства которого используются на решение вопросов финансового обеспечения производственного развития Предприятия и аналогичных мероприятий по созданию нового имущества; фонд потребления в размере 50 % (пятьдесят) процентов, средства которого используются на материальное поощрение работников и осуществление мероприятий по развитию социальной сферы.
Как следует из материалов дела, в 2012 году прочие расходы предприятия в сумме 2833 тыс. рублей, превысили чистую прибыль предприятия -1 тыс. рублей (разница 2832 тыс. рублей) и включали в себя: социальные выплаты по коллективному договору, расходы на праздник, списание неиспользуемых в производстве материалов, находящихся на складе с 1996 года, выплаты бывшим работникам к дню пожилого человека, выплаченную материальную помощь работникам к праздникам, годовой членский взнос в СРО НП "ССО", материальную помощь, чековую книжку, подарки работникам к юбилейной дате, предоплату за праздничный вечер, возврат за изготовление пропуска работнику, пени за просрочку платежа поставщику, оплату по постановлению N 14217/12/61/66 в службу судебных приставов, взносы на выплаты и прочие, что подтверждается представленными анализами счетов и расшифровками платежей.
Таким образом, значительную часть прочих расходов составили средства материального поощрения работников заявителя и осуществление мероприятий по развитию социальной сферы, указанные в п. 3.19 Устава предприятия.
Данная часть средств, потраченных на прочие расходы, могла бы увеличить прибыль предприятия, и, следовательно, доходную часть бюджета муниципального предприятия.
Исходя из указанного порядка расчета прибыли, подлежащей перечислению в местный бюджет, можно сделать вывод о том, что порядок расчета направлен на исключение потерь (ущерба) местного бюджета от действий муниципальных унитарных предприятий, осуществляющих необоснованные прочие расходы на осуществление отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и аналогичных мероприятий, снижающих чистую прибыль предприятий.
Оценив все обстоятельства дела в совокупности, Счетная палата городского округа "Город Лесной", являющаяся органом местного самоуправления и главным администратором доходов бюджета городского округа "город Лесной" в соответствии с Перечнем главных администраторов доходов бюджета городского округа "город Лесной" от 30.12.15 N 27, по результатам внешнего муниципального финансового контроля на основании п. 2 ст. 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 17 Положения о Счетной палате городского округа "Город Лесной" обоснованно вынесла в адрес Муниципального унитарного производственного жилищного ремонтно-эксплуатационного предприятия предписание N 6 от 07.06.2016 года.
На основании вышеизложенного, суд считает, что поскольку заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено убедительных доказательств несоответствия предписания и действий каким-либо законодательным нормам и нарушения ими прав и законных интересов предприятия, суд пришел к выводу, что оснований для признания действий незаконными, а предписания недействительным в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Оснований для признания незаконными действий Счетной палаты по назначению и проведению контрольного мероприятия, а также для признания незаконным предписания N 8 от 23.06.2016 не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 ноября 2016 года по делу N А60-35312/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35312/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 22 мая 2017 г. N Ф09-2081/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ЖИЛИЩНОЕ РЕМОНТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
Ответчик: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЛЕСНОЙ"
Третье лицо: МКУ "Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Лесной"