Екатеринбург |
|
14 июня 2017 г. |
Дело N А50-21211/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е.А.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - министерство, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2016 по делу N А50-21211/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Элпис" (далее - общество "Элпис") - Бухтеев А.В. (доверенность от 24.10.2016).
От Департамента земельных отношений администрации г.Перми (далее - департамент земельных отношений) в суд кассационной инстанции поступило ходатайство о рассмотрении спора в отсутствие его представителя. Ходатайство судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в соответствии с ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "Красава" (далее - общество "Красава", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным приказа министерства от 03.08.2016 N СЭД-30-01-02-1405 (далее - приказ) о предоставлении права пользования участком недр местного значения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предметов спора, привлечены: общество "Элпис", департамент земельных отношений, Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (далее - департамент по недропользованию), муниципальное казенное учреждение дополнительного образования "Центр по физической культуре, спорту и здоровьесбережению" г. Перми (далее - учреждение), Департамент образования администрации г. Перми (далее - департамент образования).
Решением суда от 29.11.2016 (судья Мещерякова Т.И.) заявленные требования удовлетворены, приказ признан недействительным. Суд обязал министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Варакса Н.В., Трефилова Е.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
Заявитель жалобы настаивает на правомерности оспариваемого приказа и ошибочности выводов судов первой и апелляционной инстанции о том, что спорный участок не может быть отнесен к участкам недр местного значения по своему целевому значению; рассмотрении заявки общества "Элпис" неуполномоченным органом.
Министерство настаивает на том, что данный земельный участок относится к участку недр местного значения. Также, по мнению министерства, нормами права на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации не предусмотрено предоставление участков недр для добычи подземных вод, используемых для технологического обеспечения водой иных объектов, за исключением объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения только в отношении участков недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые.
Заявитель жалобы полагает, что в рассматриваемом деле не подлежит применению п. 6.4 Инструкции по применению Положения о порядке лицензирования, утвержденной Роскомнедра 14.04.1994 (далее - Положение о порядке лицензирования) в связи с тем, что лицензия, выданная обществу "Элпис", является совмещенной и предусматривает проведение работ по геологическому изучению и последующей добыче подземных вод.
Министерство полагает, что факт нарушения оспариваемым приказом прав общества "Красава" в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, последним не доказан.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Красава" просит оставить кассационную жалобу министерства без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Элпис" просит кассационную жалобу министерства удовлетворить, обжалуемые судебные акты отменить.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Из материалов дела следует, что департаментом по недропользованию обществу "Красава" на основании абз. 4 п. 3 ст. 10.1 Закона Российской Федерации от 29.11.2004 N 710 "О недрах" (далее - Закон о недрах) выдана лицензия на пользование недрами ПЕМ 02568 ВР с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения в целях поисков подземных вод и их добычи. Участок расположен в Краснокамском муниципальном районе Пермского края и Пермском городском округе. Участок недр имеет статус: геологический, горный отводы. Дата окончания действия лицензии 26.08.2040.
Обществом "Элпис" представило 10.06.2016 в министерство заявку на право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод из скважин N 4902, 90002, расположенных в п. Ласьва Краснокамского района Пермского края, для хозяйственно-питьевого водоснабжения детского оздоровительного лагеря "Нечайка" (далее - детский оздоровительный лагерь). В данной заявке указано, что потребность в подземных водах с учетом перспективы на хозяйственно-питьевые нужды составляет 53,7 м/сутки (приложение 8); участок недр расположен на территории детского оздоровительного лагеря в пределах земельного участка с кадастровым номером N 59:07:0210101:44, предоставленного в аренду по договору от 12.05.2011 N 33-КО (приложение 5); общество "Элпис" обладает квалифицированными специалистами и техническими средствами для эксплуатации, обслуживания, проведения ремонтно-профилактических работ на скважине (приложение 11, 12), а также собственными финансовыми средствами для эксплуатации скважин с целью добычи пресных подземных вод, что подтверждается бухгалтерским балансом (приложение 13).
Обществом "Элпис" 14.06.2016 представило в министерство дополнение к заявке в части изменения целевого назначения использования подземных вод - для технических нужд, в связи с несоответствием качества воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Указанные выше заявки рассмотрены министерством научно-техническим советом, на заседании которого заявка общества "Элпис" прилагаемые к ней документы признаны соответствующими требованиям ч. 2 ст. 15.2 Закона Пермского края от 09.11.2002 N 114-ПК "О порядке предоставления в пользование участков недр местного значения на территории Пермского края" (далее - Закон N 114-ПК), министерству рекомендовано принять решение о выдаче названному обществу лицензии, а обществу "Элпис" - решить вопрос по оформлению правоустанавливающих документов на спорные скважины.
Оспариваемым приказом заявителю предоставлено право пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод с целью производственно-технического водоснабжения детского оздоровительного лагеря, расположенного на территории Краснокамского муниципального района Пермского края на срок до 12 мая 2036 года.
Обществу "Элпис" выдана соответствующая лицензия ПЕМ N 81073.
Полагая, что данный приказ является незаконным, нарушает права и законные интересы, общество "Красава" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия оснований для признания оспариваемого приказа недействительным.
Выводы судов являются верными.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, регулируются Законом о недрах.
Согласно ст. 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ч. 3 ст. 11 Закона о недрах). Согласно ст. 22 Закона о недрах пользователь недр в числе прочего обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
В силу ст. 18 Закона о недрах участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 2.3 Закона о недрах установлено, что к участкам недр местного значения относятся: участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки.
В соответствии с п. 3.2.12.13 Положения о Минприроды Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 03.09.2012 N 756-п, Министерство в сфере регулирования отношений недропользования наделено полномочиями предоставления права пользования участком недр местного значения для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.
В соответствии с Законом о недрах и Законом N 114-ПК предоставление участков недр местного значения в пользование для геологического изучения и добычи подземных вод носит заявительный характер и конкурсной процедуры не требует.
Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи установлен в ст. 15.2 Закона N 114-ПК.
В силу ч.1 ст.15.2 данного Закона решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи принимается уполномоченным органом.
Частью 2 ст. 15.2 Закона N 114-ПК установлено, что заявка на получение права пользования участком недр местного значения для добычи подземных вод подается в уполномоченный орган и должна содержать: информацию о местонахождении испрашиваемого участка недр, схему расположения участка недр с указанием географических координат; данные о наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; данные о заявителе (наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, копии учредительных документов - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя); данные о руководителях заявителя и лицах, которые представляют заявителя при получении лицензии; данные о финансовых возможностях заявителя, необходимых для выполнения работ, связанных с намечаемым пользованием участком недр местного значения; данные о технических и технологических возможностях заявителя, а также других организаций, привлекаемых им в качестве подрядчиков; данные о квалифицированных специалистах, которыми обладает или будет обладать заявитель для эффективного и безопасного проведения работ.
К заявке должны быть приложены сведения, которые в зависимости от степени геологической изученности участка недр и наличия на нем водозаборного сооружения должны содержать: целевое назначение использования подземных вод; обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития; требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений; паспорт (при его наличии) и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения; сведения о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами.
Согласно ч. 6 ст. 15.2 Закона N 114-ПК отказ в приеме заявки может последовать в следующих случаях: заявка подана с нарушением установленных требований, в том числе, если ее содержание не соответствует частям 2, 3 настоящей статьи; заявитель умышленно представил о себе недостоверные сведения; заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми, техническими и технологическими средствами для эффективного и безопасного проведения работ; если в случае предоставления права пользования участком недр местного значения данному заявителю не будут соблюдены антимонопольные требования.
Судами установлено, что в данном случае добыча подземной воды осуществляется для технологического обеспечения на объекты, входящие в имущественный комплекс детского спортивно-оздоровительного лагеря, предоставленный в аренду обществу "Элпис".
Согласно письму департамента по недропользованию от 31.05.2016 N ПК-ПФО-11-00-08/1220 участок недр, предоставленный в пользование обществу в соответствии с лицензией ПЕМ 02568 ВР не относится к участкам недр местного значения в силу ст. 2.3 Закона о недрах.
Судами отмечено, что информация о наличии в границах участка недр, предоставленного в пользование обществу "Элпис", участков недр, которые должны быть в силу Закона о недрах отнесены к участкам недр местного значения, в Приволжскнедра отсутствуют. Кроме того, отсутствуют доказательства согласования испрашиваемого участка недр местного значения в составе перечня участков, предусмотренного п. 7.1 ст. 4 Закона о недрах, с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным органом.
Оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у министерства полномочий по рассмотрению заявки общества "Элпис" в связи с тем, что спорный участок по своему целевому назначению не может быть отнесен к участкам недр местного значения.
Также судами сделаны правомерные выводы о несоответствии заявки общества "Элпис" требованиям, установленным ч. 2 ст. 15.2 Закона N 114- ПК.
Судами установлено, что обществом "Элпис" заявлены недостоверные сведения о себе, а именно, несоответствие учетных карточек скважин, содержащих основные технические характеристики, и представленных названным обществом паспортов скважин, выполненных на основании соответствующих учетных карточек.
Также министерством не доказано предоставление обществом "Элпис" достоверной информации о наличии квалифицированных специалистов и финансовых возможностей.
На основании изложенного судами сделан обоснованный вывод об отсутствии у министерства оснований для приема заявки общества "Элпис".
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным согласно требованиям, определенным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2016 по делу N А50-21211/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.