Екатеринбург |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А76-24369/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.
при ведении протокола помощником судьи Маркарян Ж.С. рассмотрел в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области (далее - Министерство имущества и природных ресурсов) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2017 по делу N А76-24369/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства имущества и природных ресурсов - Катайцева Э.В. (доверенность от 10.01.2017 N 1/5);
Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство образования и науки) - Шакирова Э.Л. (доверенность от 10.01.2017 N 2);
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Территориальное управление) - Вдова Е.А. (доверенность от 06.02.2017 N 08).
Министерство имущества и природных ресурсов обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Территориальному управлению о признании права собственности за субъектом Российской Федерации - Челябинской областью в силу приобретательной давности на нежилое здание - гараж, общей площадью 64,9 кв. м, кадастровый номер 74:33:0212004:102, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Имени газеты "Правда", 79; нежилое здание - учебный корпус, общей площадью 10476 кв. м, кадастровый номер 74:33:0212004:103, расположенное по адресу: г. Магнитогорск, ул. Имени газеты "Правда", 79; земельный участок общей площадью 40121,44 кв. м, кадастровый номер 74:33:0212004:03, расположенный по адресу: г. Магнитогорск, ул. Имени газеты "Правда", 79.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственное бюджетное профессиональное учреждение "Магнитогорский педагогический колледж", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Министерство образования и науки.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2017 (судья Мухлынина Л.Д) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство имущества и природных ресурсов просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам Заявитель указывает, что Челябинская область предприняла все меры, необходимые для передачи учреждения с находящимся на его балансе имуществом в собственность субъекта Российской Федерации, в связи с чем, не знала и не должна была знать о том, что Российская Федерация не передавала имущество в собственность области. При этом, как отмечает заявитель кассационной жалобы, истцом доказаны открытость и непрерывность давностного владения, а также владение имуществом, как своим собственным. Министерство имущества и природных ресурсов полагает, что наличие титульного собственника имущества не препятствует признанию права собственности на данное имущество в порядке приобретательной давности. Заявитель отмечает, что Челябинская область длительное время несет бремя содержания спорного имущества, доказательств, подтверждающих оспаривание законности владения и использования имущества в материалы дела не представлены. Кроме того, Министерство имущества и природных ресурсов полагает, что выводы судов о том, что владение колледжем на основании права оперативного управления, то есть наличия властного распоряжения своим имуществом со стороны собственника - Российской Федерации, исключает соблюдение истцом признака добросовестного владения имуществом, как своим собственным, неправомерны.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство образования и науки поддерживает доводы Министерства имущества и природных ресурсов, просит обжалуемые судебные акты отменить.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что приказом по Магнитогорскому отделу народного образования от 17.03.1978 на баланс Магнитогорского педучилища от школы - интерната N 1 передан весь комплекс зданий бывшей школы - интерната N 3, в том числе два учебных корпуса, два здания общежития, столовой, гараж, овощехранилище, учебно-опытный участок с фруктовым садом, спортивные сооружения и другие надворные постройки.
Решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 27.02.1992 "О разграничении государственной собственности в Челябинской области на государственную собственность области и муниципальную собственность" (далее - решение Челябинского областного совета народных депутатов от 27.02.1992), к государственной собственности области отнесены объекты и учреждения народного образования, в том числе Магнитогорские педагогические училища N 1 и N 2.
Главным управлением народного образования Челябинского областного Совета народных депутатов издан приказ от 06.06.1992 N 183 о передаче в областной бюджет педагогических училищ, в том числе в г. Магнитогорске за N 1 и N 2.
Главным управлением народного образования администрации Челябинской области издан приказ от 06.05.1993 N 135 об открытии Магнитогорского педагогического колледжа.
Между Главным управлением образования (учредитель) и Магнитогорским педагогическим колледжем (колледж) подписан учредительный договор от 23.10.1995, по условиям которого учредитель обязуется внести представление в Комитет по управлению имуществом о передаче колледжу в оперативное управление объекты собственности - 3 учебных корпуса с оборудованием и мебелью, столовую, здание общежития, гараж (п. 1.1 договора).
На основании распоряжения Территориального управления от 12.08.2009 N 1111-р, распоряжения Территориального агентства имущественных отношений Российской Федерации от 23.04.2002 N 505 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 15.10.2009 зарегистрировано право оперативного управления Государственного бюджетного профессионального учреждения "Магнитогорский педагогический колледж" на нежилое здание с кадастровым номером 74:33:0212004:3, нежилое здание с кадастровым номером 74:33:0212004:102.
На основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление от 27.12.1991 N 3020-1) Российская Федерация является собственником нежилого здания - учебного корпуса, общей площадью 10476 кв. м, инвентарный номер 17841, литер А, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Имени газеты "Правда", 79, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации от 16.09.2009; нежилого здания - гаража, общей площадью 64,9 кв. м, инвентарный номер 17841, литер В, расположенного по адресу: г. Магнитогорск, ул. Имени газеты "Правда", 79, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации от 16.09.2009.
На основании распоряжения главы города Магнитогорска Челябинской области от 11.04.2003 Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:33:0212004:0003, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации от 24.08.2007.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.11.2011 по делу N А76-6610/2011 установлен юридический факт того, что Государственное бюджетное профессиональное учреждение "Магнитогорский педагогический колледж" является государственным учреждением Челябинской области с 24.09.1992.
Министерство имущества и природных ресурсов 18.02.2013 обратилось в Территориальное управление о передаче 38 объектов имущества из федеральной собственности в государственную собственность Челябинской области.
Письмом от 06.03.2014 N 115-07/9052 Министерство имущества и природных ресурсов отказало в передаче в связи с отсутствием документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества, а также в связи с закреплением указанного имущества на праве оперативного управления за государственными учреждениями Челябинской области.
С сопроводительным письмом от 01.02.2016 N 01/503 Губернатора Челябинской области в адрес Территориального управления вновь направлен пакет документов для рассмотрения вопроса о передаче из федеральной собственности в собственность Челябинской области 38 объектов недвижимого имущества.
В ответ на указанное обращение Территориальное управление сообщило следующее. Территориальному управлению поручено осуществить мероприятия по приведению в соответствии с действующим законодательством имущественных отношений с государственными учреждениями и обеспечить заключение договоров безвозмездного пользования государственными образовательными учреждениями Челябинской области федеральным имуществом. Кроме того, Территориальному управлению поручено оказать содействие Правительству Челябинской области в формировании пакета документов, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", и при наличии оснований принять решение по существу вопроса.
В письме от 29.03.2016 N 093465 Территориальное управление сообщило Министерству имущества и природных ресурсов о перечне мероприятий, проведение которых необходимо для разрешения вопроса о передаче федерального имущества в собственность Челябинской области.
Аналогичное письмо Министерства имущества и природных ресурсов датировано 21.04.2016 N 1/5596.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, наличие затруднений в передаче спорного имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, полагая, что имеются предусмотренные законом основания для признания вещного права Челябинской области на спорное недвижимое имущество в силу давности владения, Министерство имущества и природных ресурсов обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае удовлетворения иска давностного владельца об истребовании имущества из чужого незаконного владения имевшая место ранее временная утрата им владения спорным имуществом перерывом давностного владения не считается. Передача давностным владельцем имущества во временное владение другого лица не прерывает давностного владения. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (п. 3 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Отсутствие (недоказанность) любого из перечисленных обстоятельств исключает признание за заинтересованным лицом права собственности на имущество по основанию давности владения.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к верному выводу, что получая спорный объект Государственное бюджетное профессиональное учреждение "Магнитогорский педагогический колледж" не имело заблуждений относительно того, на каком праве оно получает указанное имущество во владение.
Как следует из материалов дела, в результате проведения предусмотренных постановлением 27.12.1991 N 3020-1 процедур разграничения государственной собственности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 и N 689 от 25.12.1992 N 1023 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области", принятых во исполнение решения Челябинского областного совета народных депутатов от 27.02.1992 имущество школы интерната N 1, в последствии переданное Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Магнитогорский педагогический колледж", не вошло.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что субъект Российской Федерации в лице Челябинской области не утратил контроль над спорным объектом недвижимости, на которые претендует Министерство имущества и природных ресурсов. Доказательств обратного в материалы дела истцом не представлены (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что спорный объект передан на основании распоряжений Территориального управления от 12.08.2009 N 1111-р, Территориального агентства имущественных отношений Российской Федерации от 23.04.2002 N 505 на праве оперативного управления Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Магнитогорский педагогический колледж", принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 15 постановления от 29.04.2010 N 10/22, суды пришли к правомерному выводу, что владение спорным имуществом со стороны истца не может быть признано добросовестным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении его требований о признании права собственности на спорный объект в порядке приобретательной давности.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами первой и апелляционной инстанций выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.01.2017 по делу N А76-24369/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, в результате проведения предусмотренных постановлением 27.12.1991 N 3020-1 процедур разграничения государственной собственности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 10.09.1992 и N 689 от 25.12.1992 N 1023 "О передаче государственных предприятий, организаций и учреждений, а также иного государственного имущества в государственную собственность Челябинской области", принятых во исполнение решения Челябинского областного совета народных депутатов от 27.02.1992 имущество школы интерната N 1, в последствии переданное Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Магнитогорский педагогический колледж", не вошло.
...
Учитывая, что спорный объект передан на основании распоряжений Территориального управления от 12.08.2009 N 1111-р, Территориального агентства имущественных отношений Российской Федерации от 23.04.2002 N 505 на праве оперативного управления Государственному бюджетному профессиональному учреждению "Магнитогорский педагогический колледж", принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 15 постановления от 29.04.2010 N 10/22, суды пришли к правомерному выводу, что владение спорным имуществом со стороны истца не может быть признано добросовестным, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении его требований о признании права собственности на спорный объект в порядке приобретательной давности."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 июля 2017 г. N Ф09-3594/17 по делу N А76-24369/2016