Екатеринбург |
|
26 мая 2017 г. |
Дело N А47-1497/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гусева О. Г., Гавриленко О. Л.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Вуколова Алексея Владимировича (далее - глава КФХ Вуколов А.В., заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2016 по делу N А47-1497/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Глава КФХ Вуколов А.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга (далее - Департамент, заинтересованное лицо) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка от 09.12.2015 N 13198/1 и об обязании Департамента предоставить заявителю в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 56:44:0802001:21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация села Пруды Промышленного района города Оренбурга.
Решением суда от 29.11.2016 (судья Цыпкина Е.Г.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе глава КФХ Вуколов А.В. просит указанные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованность выводов судов об истечении срока действия договора аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр на момент обращения заявителя с заявлением о выкупе спорного земельного участка, о невозможности использования спорного земельного участка для сельскохозяйственных целей, о переводе спорного земельного участка в категорию земель населенных пунктов на момент обращения заявителя с заявлением о выкупе спорного земельного участка. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о завершении процедуры перевода спорного земельного участка из одной категории в другую. Кроме того, считает, что судами не дана оценка тому, по каким причинам земельный участок не был предоставлен в собственность в оставшейся части, поскольку запрашиваемый участок включен Департаментом в черту города лишь частично.
При рассмотрении дела судами установлено, что спорный земельный участок общей площадью 1202079 кв. м с местоположением: Оренбургская область, г. Оренбург, с. Пруды, участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала 56:44:0802001, поставлен на государственный кадастровый учет 10.04.2009 с присвоением кадастрового номера 56:44:0802001:21, имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного использования" (кадастровый паспорт от 10.04.2009 N 5644/210/09-22246).
В отношении указанного земельного участка Администрацией города Оренбурга с главой КФХ Вуколовым А.В. (арендатор) был заключен договор аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр сроком действия до 22.07.2014.
Обозначенный договор являлся предметом оценки судов при рассмотрении арбитражного дела N А47-424/2015 по иску Администрации города Оренбурга к главе КФХ Вуколову А.В., при разрешении которого суды установили, что данный договор по истечении срока его действия был возобновлен на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Департамент 19.08.2015 направил в адрес заявителя уведомление о расторжении договора аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр.
Глава КФХ Вуколов А.В. 09.11.2015 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 56:44:0802001:21 без проведения торгов.
Уведомлением от 09.12.2015 N 13198/15 Департамент отказал заявителю, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок в силу внесенных изменений в Генеральный план с. Пруды и Правил землепользования и застройки города Оренбурга, частично отнесен к территориальной зоне, предназначенной для жилой застройки, в силу чего в существующих границах не может быть использован для сельскохозяйственных целей, а также указав на непредставление заявителем документов, подтверждающих надлежащее использование земельного участка в период действия договора аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр.
Полагая указанный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, глава КФХ Вуколов А.В. обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о ненадлежащем обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность, без учета требований ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) и подп. 9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Кроме того, исходя из совокупного толкования норм земельного и градостроительного законодательства, суды указали, что на момент обращения с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность уже состоялся перевод этого земельного участка в земли населенных пунктов, использование данного земельного участка в существующих границах для сельскохозяйственного производства невозможно.
Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из смысла ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) следует, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными при наличии одновременно двух условий: если они не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
На основании подп. 9 п. 2 ст. 39.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления) без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Аналогичные основания изложены в норме ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ.
Таким образом, как верно отмечено судами, одним из условий для приобретения арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения такого участка в собственности, среди прочего, является его обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением до дня истечения срока указанного договора аренды.
Материалами дела подтверждено, что срок аренды земельного участка с кадастровым номером 56:44:0802001:21 установлен в договоре аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр до 22.07.2014, с заявлением о предоставлении земельного участка заявитель обратился 09.11.2015.
Доказательств обращения главы КФХ Вуколова А.В. с соответствующим заявлением до окончания срока аренды спорного участка (до 22.07.2014) в соответствии с требованиями указанных выше норм закона в уполномоченный орган в материалы дела не представлено.
Также судами обоснованно отмечено, что возобновление договора аренды от 05.10.2009 N 9/д-41юр на неопределенный срок по правилам п. 2 ст. 610 ГК РФ, установленное судами при рассмотрении дела N А47-424/2015, с учетом положений п. 1 ст. 610 ГК РФ не позволяет отнести такой договор к заключенным на конкретный срок, в силу чего реализация главой КФХ Вуколовым А.В. права на приобретение земельного участка в собственность в период действия договора аренды как возобновленного на неопределенный срок с учетом положений указанных норм земельного законодательства не позволяет признать подачу такого заявления в установленный срок.
То обстоятельство, что на момент истечения срока договора аренды нормой ч. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ был предусмотрен иной порядок приобретения арендатором земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения такого участка в собственность, не отменяет императивных требований законодательства, вступивших в силу на момент обращения главой КФХ Вуколова А.В. с соответствующим заявлением.
На основании изложенного, суды пришли к обоснованному выводу о ненадлежащем обращении главы КФХ Вуколова А.В. с заявлением от 09.11.2015 по смыслу п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и подп. 9 п. 2 ст. 39.2 ЗК РФ.
Доводы кассационной жалобы в указанной части отклоняются как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В оспариваемом отказе Департаментом также указано на отсутствие оснований для предоставления земельного участка в собственность главы КФХ Вуколова А.В. ввиду того, что испрашиваемый земельный участок в силу внесенных изменений в Генеральный план с. Пруды и Правил землепользования и застройки города Оренбурга частично отнесен к территориальной зоне, предназначенной для жилой застройки, поэтому в существующих границах не может быть использован для сельскохозяйственных целей.
В силу подп. 1 и 2 п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации классифицируются по целевому назначению на категории, в том числе могут быть отнесены к землям сельскохозяйственного назначения и землям населенных пунктов.
На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.
В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Указанный порядок предусмотрен нормой ст. 84 ЗК РФ и согласно подпункту 1 пункта 1 указанной статьи установлением или изменением границ населенных пунктов является, среди прочего, утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Статьей 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) предусмотрено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, указанных в данной норме.
К числу таких исключительных случаев, допускающих перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию нормой подп. 3 ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ отнесено установление или изменение черты населенных пунктов.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Как указано ранее, изменение границ населенных пунктов в силу нормы подп. 1 п. 1 ст. 84 ЗК РФ допускается, в том числе, путем изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов и утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы поселений и городских округов.
Таким образом, судами правомерно указано, что перевод земель иных категорий, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, в земли населенных пунктов, осуществляется путем изменения границ населенных пунктов путем внесения изменений в генеральный план муниципального образования в части границ соответствующего населенного пункта, а последнее из указанных этапов перевода земель иных категорий в земли населенных пунктов нормами ст. 8, 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
В данном случае решением Оренбургского городского совета от 10.10.2008 N 674 утвержден Генеральный план города Оренбурга, а решением Оренбургского городского совета от 09.07.2015 N 1091 внесены в него изменения, согласно которым в рамках реализации Закона Оренбургской области "О бесплатном предоставлении на территории Оренбургской области земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" и связанным с этим увеличением зоны жилой застройки в центральной части с. Пруды земельный участок с кадастровым номером 56:44:0802001:21 стал частично располагаться в границах земель, предназначенных под жилищную застройку.
Перевод испрашиваемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов произведен в соответствии с требованиями ст. 84 ЗК РФ, ст. 7 - 8 Закона N 172-ФЗ, ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченным публичным органом - органом местного самоуправления.
На основании п. 2 ст. 7 ЗК РФ каждая из категорий земель используется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Таким образом, поскольку, исходя из вышеизложенных положений следует невозможность использования испрашиваемого земельного участка в существующих границах для сельскохозяйственного производства, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для его предоставления в собственность главе КФХ Вуколова А.В. по заявленным основаниям.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Обозначенные в жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 29.11.2016 по делу N А47-1497/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Главы крестьянского фермерского хозяйства Вуколова Алексея Владимировича- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Г.Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.