Екатеринбург |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А50-29429/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лукьянова В.А.,
судей Гавриленко О.Л., Токмаковой А.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташевой С.С., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ИНН: 5902290360, ОГРН: 1025900536749; далее - антимонопольный орган, УФАС по Пермскому краю, податель жалобы) на решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2017 по делу N А50-29429/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по указанному делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, д. 177.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Страхового акционерного общества "ВСК" (ИНН: 7710026574, ОГРН: 1027700186062; далее - Страховое общество "ВСК", Участник конкурса) - Килина С.О. (доверенность от 16.01.2017);
антимонопольного органа - Плаксин А.В. (доверенность от 27.04.2017).
Страховое общество "ВСК" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к УФАС по Пермскому краю о признании недействительными решения от 11.10.2016, которым признана необоснованной жалоба Участника конкурса на действия Конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - ОСАГО).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определениями суда от 15.12.2016, 01.02.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены публичное акционерное общество "Страховая компания "Росгосстрах" (далее - общество "СК "Росгосстрах"), открытое акционерное общество "Альфастрахование" (далее - общество "Альфастрахование"), Федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю" (далее - учреждение "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю", Заказчик закупки).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 07.03.2017 (судья Цыренова Е.Б.) заявленные требования удовлетворены, решение УФАС по Пермскому краю от 11.10.2016 признано недействительным.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 (судьи Щеклеина Л.Ю., Васева Е.Е., Муравьева Е.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФАС по Пермскому краю просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, указывая на нарушения норм материального права.
Податель жалобы, приводя требования ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), настаивает на том, что оспоренное решение подателя жалобы является обоснованным, поскольку суть жалобы Страхового общества "ВСК" сводилась к тому, что Конкурсная комиссия Заказчика закупки заявке Участника конкурса неверно присвоила 0 баллов.
В обоснование своей позиции антимонопольный орган утверждает об отсутствии полномочий у УФАС по Пермскому краю на рассмотрение жалоб подобного содержания на основании ч. 6 ст. 106 названного Федерального закона.
В отзыве на кассационную жалобу Страховое общество "ВСК", указало на то, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются законными и обоснованными, отмене или изменению не подлежат.
Письменные мотивированные отзывы на кассационную жалобу общество "СК "Росгосстрах", общество "Альфастрахование", учреждение "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" в материалы дела не представили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами при рассмотрении спора, в УФАС по Пермскому краю поступила жалоба Участника конкурса на действия Заказчика закупки при проведении открытого конкурса на оказание услуг по ОСАГО. По мнению Страхового общества "ВСК", учреждением "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" неправомерно определен победитель открытого конкурса, поскольку в ходе подведения итогов конкурса были допущены нарушения ст. 53 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 11.10.2016 антимонопольным органом принято решение, которым указанная жалоба признана необоснованной, в действиях Заказчика закупки нарушения названного Федерального закона не установлены.
В качестве обоснования принятого подателем жалобы решения указано, что Конкурсная комиссия правомерно не учла представленную в заявке Участника конкурса информацию, поскольку информация о предоставлении отчетов по установленной гл. 3 Конкурсной документации форме N 4 в заявке отсутствовала.
Не согласившись с названным решением УФАС по Пермскому краю, полагая, что названный акт антимонопольного органа нарушает права и законные интересы Страхового общества "ВСК", последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что действиями Конкурсной комиссии учреждения "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" нарушены положения Закона о контрактной системе, поскольку заявка на участие в конкурсе поданная Страховым обществом "ВСК" 26.08.2016 по спорному критерию полностью соответствовала требованиям Конкурсной документации, а Участник конкурса, как на момент подачи заявки, так и в момент ее рассмотрения Конкурсной комиссией (уже после внесения изменений в Конкурсную документацию) подтвердил своё согласие представлять ежемесячные отчеты.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, материалам дела и действующему антимонопольному законодательству Российской Федерации, а также практике его применения на основании следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства, возлагается на антимонопольный орган.
На основании ч. 2, 3 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям названного Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно ч. 8 ст. 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.08.2016 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru учреждением "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" опубликовано извещение N 0856100000216000093 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по ОСАГО, начальная (максимальная) цена контракта 3 525 566, 40 руб.
27.09.2016 Заказчиком закупки проведён открытый конкурс, подведены итоги рассмотрения поданных для участия в конкурсе 8 заявок, составлен протокол N 085610000216000097-2, согласно которому победителем открытого конкурса признано общество "СК "Росгосстрах". По данным названного протокола заявке Страхового общества "ВСК" по нестоимостному критерию "Ежемесячное представление отчетов о ходе исполнения государственного контракта" присвоено 0 баллов. Данное обстоятельство в итоге повлияло на результаты конкурса, поскольку при получении возможных 50 баллов по названному критерию Участник конкурса, учитывая подачу заявки первым, стал бы победителем.
Не согласившись с результатами конкурса Страховое общество "ВСК" оспорило их в УФАС по Пермскому краю, подав соответствующую жалобу, по итогам рассмотрения которой антимонопольный орган 11.10.2016 вынес решение о признании жалобы Участника конкурса необоснованной.
Основанием для принятия УФАС по Пермскому краю такого решения послужило то, что необходимая информация о предоставлении отчетов по установленной гл. 3 Конкурсной документации форме N 4 в заявке Страхового общества "ВСК", по мнению антимонопольного органа, отсутствовала.
Между тем, из материалов дела следует и установлено судами, что Участник конкурса в своем предложении о качестве услуг, в графе "Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным месяцем (по форме, содержащейся в приложении N 8 к Конкурсной документации" указало слово "Да". Что, по мнению судов, необходимо рассматривать как согласие предоставлять ежемесячные отчеты в ходе исполнения государственного контракта в срок до 10 числа по предоставленной форме, как того требует Заказчик закупки в информационной карте Конкурсной документации. Заявка Страхового общества "ВСК" на участие в конкурсе соответствует предложенной к заполнению форме, содержащейся в Приложении N 1 к Конкурсной документации.
Из материалов дела также следует, что учреждением "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" 06.09.2016 в Конкурсную документацию внесены корректировки в раздел "Предложение о качестве услуг, сведения о квалификации участника закупки и цене государственного контракта", в критерий "Ежемесячное предоставление отчетов о ходе исполнения контракта в срок до 10 числа (по форме N 4 гл. 3 Конкурсной документации").
В целом выводы судов первой и апелляционной инстанций подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судами доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у кассационного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Суд первой инстанции правомерно указал на ошибочное указание в Конкурсной документации на необходимость заполнения специальной формы по приложению N 8, так как данного приложения Конкурсная документация не содержала. В дальнейшем это было исправлено Заказчиком закупки путем внесения изменений в Конкурсную документацию от 06.09.2016. При этом Участник конкурса, как на момент подачи заявки, так и в момент ее рассмотрения Конкурсной комиссией (уже после внесения изменений в конкурсную документацию) подтвердил свое согласие представлять ежемесячные отчеты. Суд также верно отметил то, что иная оценка заявки Страхового общества "ВСК" по спорному критерию, в частности принятая антимонопольным органом в обжалованном решении, привела к нарушению принципа, закрепленного ст. 8 Закона о контрактной системе.
Кроме того, суды справедливо указали на то, что указанные обстоятельства привели к неправильному определению победителя конкурса.
Принимая во внимание совокупность доказательств, свидетельствующих об отсутствии допущенных Страховым обществом "ВСК" нарушений Закона о контрактной системе, а также Конкурсной документации Заказчика закупки, суды пришли к правомерному выводу о том, что основания для признания обжалуемого решения УФАС по Пермскому краю незаконным имеются, поскольку действия учреждения "Центр обеспечения ГУМВД РФ по Пермскому краю" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по ОСАГО неправомерны, а жалоба Участника конкурса, поданная в антимонопольный орган является обоснованной. Подателем жалобы в порядке ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный факт не опровергнут.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требования Страхового общества "ВСК", поскольку оспоренное им решение УФАС по Пермскому краю не соответствует закону и при наличии предусмотренных ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований является недействительным.
Кроме того, оценив закреплённый в Законе о контрактной системе порядок подачи жалобы и её рассмотрения по существу (ст. 105, 106 названного Федерального закона), а равно содержание жалобы Страхового общества "ВСК", отклоняя довод антимонопольного органа об отсутствии полномочий у УФАС по Пермскому краю, кассационный суд полагает необходимым отметить следующее.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном гл. 6 названного Федерального закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном гл. 6 Закона о контрактной системе, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола (ч. 3 ст. 105 названного Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы.
На основании ч. 2, 6 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п. 3, 4 ч. 1 ст. 32 названного Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
В п. 3, 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе отражены следующие критерии оценки заявок: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Ссылка УФАС по Пермскому краю, изложенная в кассационной жалобе, в частности на установленный ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе запрет антимонопольному органу рассматривать жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в судебном заседании заявитель не ссылался на наличие названных обстоятельств, не приводил доказательств их наличия, а в обжалуемом решении УФАС по Пермскому краю данные обстоятельства в качестве обоснования принятого решения подателем жалобы также не указаны, и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания рассматривать этот вопрос.
Вместе с тем, кассационный суд также полагает необходимым указать на то, что с учётом положений ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы Страхового общества "ВСК" антимонопольному органу не требовалось совершать действия, выходящие за пределы его полномочий.
Учитывая содержание жалобы Страхового общества "ВСК", антимонопольному органу надлежало провести проверку соблюдения Конкурсной комиссией Заказчика закупки установленного им же порядка оценки заявок, не переходя к оценке результатов конкурса, не проверяя количество и правомерность присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами первой и апелляционной инстанций по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана правовая оценка согласно ст. 71 названного Кодекса. В силу ч. 1, 2 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющие правовое значение для дела обстоятельства определены судами с учетом существа спора, на основании доводов и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами права.
Все аргументы УФАС по Пермскому краю, приведённые в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судами и им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, а потому не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, а направлены на переоценку положенных в их основу доказательств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 07.03.2017 по делу N А50-29429/2016 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по указанному делу оставить без изменения, кассационная жалоба Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Лукьянов |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка УФАС по Пермскому краю, изложенная в кассационной жалобе, в частности на установленный ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе запрет антимонопольному органу рассматривать жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку в судебном заседании заявитель не ссылался на наличие названных обстоятельств, не приводил доказательств их наличия, а в обжалуемом решении УФАС по Пермскому краю данные обстоятельства в качестве обоснования принятого решения подателем жалобы также не указаны, и у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания рассматривать этот вопрос.
Вместе с тем, кассационный суд также полагает необходимым указать на то, что с учётом положений ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе при рассмотрении жалобы Страхового общества "ВСК" антимонопольному органу не требовалось совершать действия, выходящие за пределы его полномочий."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2017 г. N Ф09-4531/17 по делу N А50-29429/2016