Екатеринбург |
|
15 ноября 2017 г. |
Дело N А60-5747/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Поротниковой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального автономного учреждения "Центральная городская больница N 20" (далее - учреждение) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2017 по делу N А60-5747/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель учреждения - Хайдаров А.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 01/17).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании решения Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (далее - Управление) от 16.01.2017 N 075S19170000314.
Решением суда первой инстанции от 24.04.2017 (судья Колосова Л.В.) заявленные требования удовлетворены частично, признано недействительным решение Управления в части штрафа, превышающего 39 150 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 (судьи Савельева Н.М., Васильева Е.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что с 01.01.2017 отменена обязанность предоставлять сведения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в связи с этим, решение Управления не подлежит исполнению.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в отношении учреждения, в целях контроля за правильностью заполнения, полноты и своевременности предоставления ежемесячной отчетности "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года, Управлением выявлено нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования; сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 г. представлены учреждением в Управление по телекоммуникационным каналам связи 11.11.2016 на 783 застрахованных лиц.
Управлением 12.12.2016 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 075S18160014197, на основании которого 16.01.2017 вынесено решение N 075S19170000314, которым учреждением привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 391 500 руб.
Полагая, что названное решение Управления незаконно, учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, снизив размер штрафа в связи с наличием смягчающих обстоятельств. Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Проверив законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ, действовавшей с 01.04.2016 до 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ в указанную норму внесены изменения, и в соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в новой редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь представляет рассматриваемые сведения ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Таким образом, с 01.01.2017 отменена обязанность страхователей представлять отчетность в срок не позднее 10-го числа календарного месяца, следующего за отчетным. Такая отчетность может быть представлена ими в любой следующий день, но не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В силу ч. 2 ст. 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Устранение ответственности за публично-правовое правонарушение имеет место и в случае отмены обязанности, за невыполнение которой такая ответственность была установлена (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 34 "О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды").
Судами установлено, что решением Управления от 16.01.2017 учреждение привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Необходимая отчетность представлена страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 11.11.2016, то есть после истечения десятидневного срока (в редакции п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, действовавшей до 01.01.2017), но до истечения пятнадцатидневного срока для их представления (в редакции п. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей после 01.01.2017).
Таким образом, на дату принятия решения Управлением от 16.01.2017 в действиях учреждения фактически отсутствовало событие правонарушения, судам надлежало признать решение Управления незаконным.
Поскольку судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела установлены, но неправильно применены нормы материального права, обжалуемые судебные акты на основании ч. 2 ст. 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации подлежат отмене с принятием судом кассационной инстанции нового судебного акта.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.04.2017 по делу N А60-5747/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 отменить.
Признать недействительным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе г. Екатеринбурга N 075S19170000314 от 16.01.2017 в полном объеме.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.