Екатеринбург |
|
23 ноября 2017 г. |
Дело N А07-27795/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лазарева С. В., Беляевой Н. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны, общества с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2017 по делу N А07-27795/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны - Кабиров А.У. (доверенность от 09.08.2016);
общества с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" - Кабиров А.У. (доверенность от 20.04.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" (далее - общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие") и индивидуальный предприниматель Михалева Татьяна Петровна (далее - предприниматель Михалева Т.П.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - совет) о признании недействительным решения от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405 (проект планировки и проект межевания жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденный постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1838).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Решением суда первой инстанции от 27.04.2017 (судья Кручинина Н.Е.) в удовлетворении требований заявителей отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 15.08.2017 (судьи Богдановская Г.Н., Пирская О.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предприниматель Михалева Т.П. просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Ссылаясь на положения ст. 49, 55, п. 2, 4 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявители отмечают, что законодателем установлена сложная, поэтапная, открытая и публичная процедура утверждения документации о планировке территории, предоставляющая лицам, интересы которых могут быть затронуты в процессе планировки земель, широкие возможности для реализации своих прав на стадии согласования предложенных проектов и в процедуре публичных слушаний. Вместе с тем, по мнению заявителей, принятые, утверждённые и опубликованные в порядке ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты межевания и планировки территории, которыми определены места общего пользования и утверждены ограничивающие их запроектированные красные линии, в материалах дела отсутствуют. По мнению заявителя, указанное свидетельствует об отсутствии доказательств наличия правовых оснований для установления красных линий, резервирования земель для муниципальных нужд и запрета на их приватизацию в том смысле, который придает данному понятию Земельный кодекс Российской Федерации.
Кроме того, заявители полагают, что содержащиеся в приложении N 2 к решению совета от 28.01.2015 N 41/6 сведения под названием "проекты планировки и проекты межевания" отдельных кварталов городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по своему содержанию не соответствуют требованиям, установленным ст. 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и не содержат информации об установлении красных линий на территории Орджоникидзевского района г. Уфы.
Заявители отмечают, что схема размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа, утверждённая решением совета, в правовых системах отсутствует (не открывается). В сети Интернет данная схема размешена в иной графической форме без выделения земельных участков и без конкретизации целей использования земель. Доказательств публикации и размещения в установленном законом порядке данной схемы в том виде, в котором она приобщена к материалам настоящего дела, не имеется.
Помимо изложенного, отраженные в представленной выкопировке из приложения N 1 сведения относительно включения спорного земельного участка к состав земель зарезервированных для муниципальных нужд противоречат опубликованному приложению N 2 к тому же решению о резервировании, в котором данный земельный участок не указан, с учетом чего общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предприниматель Михалева Т.П. полагают, что указанный документ не является надлежащим доказательством нахождения спорного земельного участка в границах красных линий и его резервирования для муниципальных нужд.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 названного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз. 2 п. 2 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании подп. "а" п. 3 Положения решение о резервировании земель принимается в том числе на основании документации по планировке территории.
Согласно ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно ч. 1, 2, 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (ч. 2 ст. 42 названного Кодекса).
В силу ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно ч. 3 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов.
При исследовании обстоятельств настоящего дела с учетом обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2016 по делу N А07-13004/2016, суды выявили, что обществу "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6: здание проходной, назначение: нежилое, 1-этажное, кадастровый номер 02:55:040303:2425, площадь 16,5 кв. м, инв. N 501633, лит. А1; здание, назначение: нежилое, 1-этажное, кадастровый номер 02:55:040303:4111, площадь 473,9 кв. м, инв. N 501633, лит. У,У1; здание склада МТМ, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:2369, площадь 68,4 кв. м, инв. N 501633, лит. М; здание, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:4112, площадь 1979,5 кв. м, инв. N 501633, лит. Н, Н1; здание, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:4480, площадь 793,2 кв. м, этаж 1, 2, инв.
N 501633, лит. Е, Е1 помещения:1, 5, 6, 7, 8, 9, 10а, 106, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 22б, 23(1 этаж), 1а, 2, 16, 3, 4, 5, 6, 7, 8б, 8а, 9а, 9б, 9 (2 этаж); гараж, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:2370, площадь 101,5 кв. м, инв. N 501633, лит. 3.
Предпринимателю Михалевой Т.П. на праве собственности принадлежит расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6 здание, назначение: нежилое, кадастровый номер 02:55:040303:4949, площадь 318,7 кв. м, этаж 1, инв. N 501633, номера на поэтажном плане: 2, 3, 4, 17, 19, 20, 20а, 21, 22а.
Общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и предприниматель Михалева Т.П. обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением от 25.04.2016 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:040303:1406, 02:55:040303:1405, расположенных по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д. 56, корп. 6, на которых расположены перечисленные объекты недвижимости.
Письмом от 18.05.2016 исх. N 14413 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа отказала заявителям в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков в порядке п. 2, подп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ввиду нахождения земельных участков во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р. Уфы, кроме того, отметив, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 не может быть предоставлен в собственность в связи с тем, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании решения совета от 28.01.2015 N 41/6.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами установлено и сторонами не оспаривается, что решение совета от 28.01.2015 N 41/6 опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" N 17-18 (12665-12666), 29.01.2015.
Суды выявили, что в соответствии с приложением N 2 к решению испрашиваемый заявителями земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель.
В порядке, предусмотренном ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документация по планировке территории размещена на общедоступном официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (http: gorodufa.ru).
Судами установлено, что на основании указанной документации разработана документация по планировке территории - проект планировки жилого района "Шакша- Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая утверждена по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1838.
Исследовав и оценив представленную в материалы дела выкопировку из приложения N 1 к решению совета от 28.01.2015 N 41/6, а также дополнительно представленный в суд апелляционной инстанции фрагмент схемы функционального зонирования проекта планировки жилого района "Шакша-Южная", суды выявили, что исходя из условных обозначений к схеме в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405 планируется размещение красных линий, а также санитарно-защитного озеленения и зелени специального назначения по периметру красных линий (дороги).
Таким образом суды установили, какой конкретно объект будет размещен на испрашиваемом земельном участке согласно утвержденному проекту планировки жилого района "Шакша-Южная".
Отклоняя доводы заявителей о том, что при принятии решения о резервировании не были утверждены в установленном порядке проект межевания территории и проект планировки территории, суды обоснованно сослались на проект планировки, утвержденный постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1838, а также схему функционального зонирования проекта планировки жилого района "Шакша-Южная", подтверждающую факт размещения красных линий и сопутствующих функциональных объектов (озеленения) в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405.
При этом суды приняли во внимание, что документы представлены Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа как уполномоченным в сфере градостроительной деятельности органом (решение Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 21.11.2012 N 11/22 "Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан"), представляют собой выкопировку из градостроительной документации.
С учетом изложенного суды обоснованно признали, что нарушений при резервировании территории, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405, не допущено.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований предпринимателя Михалевой Т.П., общества "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" о признании недействительным решения от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2017 по делу N А07-27795/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны, общества с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.