Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф09-6903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
15 августа 2017 г. |
Дело N А07-27795/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2017 года.
арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пирской О.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2017 по делу N А07-27795/2016 (судья Кручинина Н.Е.).
В судебном заседании принял участие Кабиров А.У. - представитель индивидуального предпринимателя Михалевой Т.П. (доверенность от 09.08.2016) и общества с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" (доверенность от 20.04.2016).
Общество с ограниченной ответственностью "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" (далее - общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие") и индивидуальный предприниматель Михалева Татьяна Петровна (далее - ИП Михалева Т.П.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Совет, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения Совета N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части включения земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405 (проект планировки и проект межевания жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.04.2009 N 1838).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан и Главное управление архитектуры и градостроительства Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2017 (резолютивная часть от 20.04.2017) в удовлетворении требований заявителей оказано в полном объеме.
С указанным решением суда не согласилась ИП Михалева Т.П. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела.
Апеллянт полагает, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о законности обжалуемого решения о резервировании земельного участка. Судом не учтено, что при принятии решения была нарушена поэтапная процедура принятия решения о резервировании, установленная ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в частности, в деле отсутствуют принятые в установленном порядке проект межевания территории и проект планировки территории, которыми утверждены места общего пользования и красные линии, что свидетельствует об отсутствии фактических и правовых оснований для установления красных линий и резервирования земель. Содержащиеся в приложении N 2 к решению Совета ГО г. Уфа N 41/6 от 28.01.2015 сведения "проекты планировки и проекты межевания" не соответствуют ст.ст. 42, 43 ГрК РФ и не содержит информации об установлении красных линий. Схема размещения зарезервированных участков в общем доступе отсутствует, а доказательств публикации схемы, представленной в материалы дела заинтересованным лицом не представлено, кроме того, сведения, изложенные в схеме, не могут быть приняты во внимание, поскольку испрашиваемый участок отсутствует в перечне зарезервированных участков, указанных в приложении N 2 к решению Совета N 41/6 от 28.01.2015.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу истца от сторон не поступили.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 судебное разбирательство отложено на 15.08.2017 для представления заинтересованным лицом и третьими лицами дополнительных доказательств и пояснений.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
С учетом мнения представителя заявителей, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено в том числе вступившим в законную силу решению Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.08.2016 по делу N А07-13004/2016 от 16.08.2016 (л.д. 20-32), обществу "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Гвардейская, д.56, корп. 6: здание проходной, назначение: нежилое, 1-этажный, кадастровый номер: 02:55:040303:2425, площадь 16,5 кв.м., инв. N501633, Лит. А1,, здание, назначение: нежилое, 1-этажный, кадастровый номер: 02:55:040303:4111, площадь 473,9 кв.м., инв. N 501633, Лит. У,У1.
Также обществу "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" на праве собственности принадлежат расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6:
-здание склада МТМ, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:2369, площадь 68,4 кв.м., инв. N 501633, Лит. М, адрес: Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6;
-здание, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:4112,площадь 1979,5 кв.м., инв. N 501633, Лит. Н,Н1, адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Гвардейская, д.56, корп.6;
-здание, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:4480,площадь 793,2 кв.м., этаж 1,2 инв. N 501633, Лит. Е,Е1, помещения:1,5,6,7,8,9,10а,106,11,12,13,14,15,16,17,18,22б,23(1 этаж),1а,2,16,3,4,5,6,7,8б,8а,9а,9б 9, (2 этаж), адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6;
-гараж, назначение: нежилое, кадастровый номер: 02:55:040303:2370,площадь 101,5 кв.м., инв. N 501633, Лит. 3, адрес: РБ, г. Уфа, ул.Гвардейская, д.56, корп.6; адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6; принадлежит заявителю на праве собственности.
Кроме того ИП Михалевой Т.П. на праве собственности принадлежит расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул.Гвардейская, д.56, корп.6: здание, назначение: нежилое, кадастровый номер:02:55:040303:4949, площадь 318,7 кв.м., этаж 1, инв. N 501633, номера на поэтажном плане: 2,3,4,17,19,20,20а,21,22а (л.д. 64).
Общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и ИП Михалева Татьяна Петровна обратились в Администрацию с заявлением б/н от 25.04.2016 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:040303:1406, 02:55:040303:1405, находящимися по адресу: Калининский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, г. Уфа, ул. Гвардейская, д.56, корп.6., на которых находятся данные объекты.
Письмом исх. N 14413 от 18.05.2016 Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа отказало заявителю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке п. 2, п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ввиду нахождения земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р.Уфы, кроме того земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 в собственность не может быть предоставлен в связи с тем, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд на основании решения Совета N41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд".
Полагая данный отказ противоречащим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителей, общество "Уфимское ремонтно-транспортное предприятие" и ИП Михалева Татьяна Петровна обратились в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований требований, суд первой инстанции исходил из того, что решение о резервировании принято Советом городского округа город Уфа Республик Башкортостан принято в пределах своей компетенции и в порядке, установленном действующим законодательством.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда, оценив доводы апелляционной жалобы заявителя, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 4 ст. 200, частей 2, 3 ст. 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 70.1 ЗК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения Совета городского округа от 28.01.2015 N 41/6) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно п. 2 ст. 701 ЗК РФ резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Пунктом 3 той же статьи ЗК РФ установлено, что земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз. 2 п. 2 данного Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанная норма корреспондирует п. 1 ст. 11 ЗК РФ, в силу которого к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд. На основании п.п. "а" п. 3 Положения N 561 решение о резервировании земель принимается в том числе на основании документации по планировке территории.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
В силу части 5 статьи 41 ГрК РФ проект планировки территории является одним из видов градостроительной документации, разрабатываемой органом местного самоуправления при подготовке документации по планировке территории.
Согласно части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Согласно п. 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (п. 11 ст. 1 ГрК РФ).
Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", N 17-18(12665-12666), 29.01.2015 (л.д.72-76), что не оспаривается сторонами (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
В соответствии с приложением N 2 к указанному решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый заявителями земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405 включен в перечень земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель (л.д.69-71).
Указанное позволяет отклонить доводы апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок отсутствует в перечне зарезервированных участков.
Документация по планировке территории размещена на общедоступном официальном сайте Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, (http: gorodufa.ru), что соответствует порядку публичного размещения градостроительной документации, предусмотренном нормой ст. 46 ГрК РФ с учетом правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6254/11 от 13.09.2011.
Доказательств обратного подателем апелляционной жалобы, вопреки его утверждениям о том, что схема, отражающая проект планировки территории, не была публично размещена, не представлено.
На основании вышеуказанной документации разработана документация по планировке территории - проект планировки жилого района "Шакша-Южная" в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая утверждена по результатам публичных слушаний постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 апреля 2009 года N 1838 (в деле).
Согласно представленной в материалы дела выкопировке из приложения N 1 к решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (л.д. 88), а также дополнительно представленному в апелляционный суд фрагменту схемы функционального зонирования проекта планировки жилого района "Шакша-Южная", исходя из условных обозначений к схеме, в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405 планируется размещение красных линий, а также санитарно-защитного озеленения и зелени специального назначения по периметру красный линий (дороги).
Таким образом, названными доказательствами опровергаются доводы апелляционной жалобы о недоказанности заинтересованным лицом, какой конкретно объект будет размещен на испрашиваемом земельном участке согласно утвержденному проекту планировки жилого района "Шакша-Южная".
По тем же основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что принятии решения о резервировании не были утверждены в установленном порядке проект межевания территории и проект планировки территории, поскольку проект планировки утвержден постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17 апреля 2009 года N 1838, а изложенной выше схемой функционального зонирования проекта планировки жилого района "Шакша-Южная" подтверждается факт размещения красных линий и сопутствующих функциональных объектов (озеленения) в границах земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405.
Критическая оценка заявителями вышеизложенных документов как недостоверных коллегией отклоняется в силу того, что документы представлены Главным управлением архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа как уполномоченным в сфере градостроительной деятельности органом (Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от 21.11.2012 N 11/22 "Об утверждении Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан") и представляет собой выкопировку из градостроительной документации.
Таким образом, нарушений при резервировании территории, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером 02:55:040303:1405, судом не установлено.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума N 136/13 от 18.06.2013,правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
При наличии документов территориального планирования, которыми утверждены планируемые красные линии и доказанности вхождения спорного земельного участка в границы таких красных линий у заявителей отсутствует основанный на законе правовой интерес в оспаривании резервирования земельного участка (определение Верховного Суда Российской Федерации N 308-КГ17-2697 от 22.06.2017).
Поскольку законность принятия решения Совета городского округа город Уфа N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части включения в границы резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:040303:1405 заявителями не опровергнута, оснований для удовлетворения их требований не имеется.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.04.2017 по делу N А07-27795/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михалевой Татьяны Петровны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
О.Н. Пирская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-27795/2016
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 ноября 2017 г. N Ф09-6903/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Михалева Татьяна Петровна, ООО "УФИМСКОЕ РЕМОНТНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Ответчик: Совет городского округа г.Уфы
Третье лицо: Администрация ГО г.Уфа РБ, Главное Управление Архитектуры и градостроительства г.Уфы, Михалева Т. П.