Екатеринбург |
|
06 апреля 2018 г. |
Дело N А60-36702/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Семеновой З. Г., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талицкие молочные фермы" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2017 по делу N А60-36702/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Талицкое управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области представило в Арбитражный суд Уральского округа ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя управления. Ходатайство судом удовлетворено.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Талицкие молочные фермы" - Булатова А.А. (доверенность от 16.05.2017);
Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области - Капустина М.В. (доверенность от 27.12.2017 N 06-01-82/38).
Общество с ограниченной ответственностью "Талицкие молочные фермы" (далее - общество "Талицкие молочные фермы") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - министерство) о взыскании задолженности в сумме 1 740 101 руб. по выплате субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства, переработки и реализации продукции растительного и животного производства по соглашению от 29.02.2016 N 09-84/76.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Талицкое управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
Решением суда первой инстанции от 09.10.2017 (судья Абдрахманова Е.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 10.01.2018 (судьи Голубцов В. Г., Борзенкова И.В., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Талицкие молочные фермы" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель отмечает, что истцом надлежащим образом выполнены все условия предоставления субсидий, факт наличия задолженности не оспаривается ответчиком, предоставление субсидий является обязанностью ответчика, а отсутствие финансирования не освобождает министерство от обязанности предоставления субсидии. Заявитель отмечает, что судом первой инстанции применены положения Порядка предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Порядок предоставления субсидий), утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП в редакции постановления Правительства Свердловской области от 15.02.2017 N 77-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП", которая на момент заключения и исполнения соглашения N 09-84/76 отсутствовала, и, следовательно, не может применяться к возникшим правоотношениям.
Кроме того, заявитель полагает, что судами первой и апелляционной инстанций сделан неверный вывод об условиях предоставления субсидий. По мнению заявителя, выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что условием предоставления субсидии является не только соответствие требованиям, предъявляемым к получателям субсидии, и представление им необходимого пакета документов, но и неполное израсходование предусмотренных в соответствующем бюджете на выплату субсидий средств, не соответствует нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок предоставления субсидий.
Заявитель не согласен с выводами судов об обоснованности отказа министерства в предоставлении субсидии в связи с превышением совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств (подп. 2 п. 16 Порядка предоставления субсидий). По мнению заявителя, судами не учтено, что данная норма подлежит применению на стадии подачи потенциальным получателем субсидии заявления, тогда как спор между истцом и ответчиком возник на стадии исполнения обязательств по выплате субсидий.
Также заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о недостаточности финансирования из средств федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам). По мнению заявителя, ссылка судов на положения абз. 2 п. 24 Порядка предоставления субсидий как на основание для сокращения суммы субсидий необоснованна, поскольку материалами дела подтверждается, что из федерального бюджета выделены денежные средства в объеме, необходимом для возмещения части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам).
Кроме того, заявитель не согласен с выводом суда первой инстанции, оставленным судом апелляционной инстанции без оценки, о том, что правоотношения, связанные с предоставлением субсидий, регулируются бюджетным законодательством и, следовательно, применение к таким отношениям норм гражданского законодательства исключено. По мнению заявителя, указанный вывод суда первой инстанции противоречит сложившейся судебной практике. Заявитель полагает, что нормы бюджетного законодательства не исключают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
Министерство представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу Талицкое управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования представляют собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств; бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Согласно ст. 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям относятся, в том числе ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации; из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, при этом установлено, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств (ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение чести затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (в редакции от 25.02.2016).
Порядок предоставления субсидий на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам, полученным в Российских кредитных организациях, займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержден постановлением Правительства Свердловской области от 24.01.2013 N 51-ПП.
Согласно п. 6 Порядка предоставления субсидий по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 августа 2015 г. на срок до 1 года, субсидии предоставляются в размере двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области (далее - министерство) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации является получателем бюджетных средств, до которого доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 4 Порядка предоставления субсидий).
При этом в соответствии с п. 5 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключаемого между Министерством и заемщиком в соответствии с типовой формой, утверждаемой Министерством финансов Свердловской области (далее - соглашение), за счет субсидий федерального бюджета и средств областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке главному распорядителю средств областного бюджета, на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.
Министерство на основании справок-расчетов и документов формирует перечень заемщиков, получивших субсидии, по установленной министерством сельского хозяйства Российской Федерации форме, который не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляется в Министерство финансов Свердловской области; а также представляет отчеты о расходах бюджета, финансовым обеспечением которых является субсидия, и о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в сроки и по формам, устанавливаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п. 24 и 25 Порядка).
Согласно абз. 2 п. 24 Порядка предоставления субсидий (в редакции от 24.01.2013 N 51-ПП) в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств областного бюджета и поступивших в установленном порядке средств из федерального бюджета для предоставления субсидий в соответствующем месяце всем заемщикам в полном объеме сумма субсидии сокращается пропорционально для каждого заемщика.
В соответствии с подп. 4 п. 20 Порядка предоставления субсидий основание для отказа в выплате субсидии является превышение совокупных расходов на предоставление субсидий сверх доведенных до министерства лимитов бюджетных обязательств.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что между министерством, территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области - Талицким управлением агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и обществом "Талицкие молочные фермы" (получатель) заключено соглашение от 29.02.2016 N 09-84/76 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, животноводства, переработки и реализации продукции растениеводства и животноводства (в редакции дополнительного соглашения от 29.06.2016 N 09-84/199).
Соглашение заключено с обществом "Талицкие молочные фермы" на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитным договорам, заключенным с открытым акционерным обществом "Сбербанк" (кредитный договор от 12.05.2015 N 71176) и акционерным обществом "Райффайзенбанк" (соглашение от 11.03.2016 N 4759-ЕКБ об условиях и порядке открытия кредитной линии с лимитом выдачи).
В соответствии с приложением N 1 к дополнительному соглашению от 29.07.2016 N 09-84/199 предельный расчетный объем субсидий на 2016 г. из средств федерального бюджета по кредитному договору от 11.03.2016 N 4759-ЕКБ составил 4 418 032 руб.
В соответствии с п. 2.1.4 соглашения N 09-84/76 Министерство направляло субсидии из федерального бюджета на лицевой счет управления, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, для последующего перечисления в установленном порядке на счет получателя.
Для получения субсидии общество "Талицкие молочные фермы" в соответствии с п. 2.3.2 соглашения предоставляло ежемесячно не позднее 5 числа месяца в Талицкое управление агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области справку об освоении кредитных средств по формам согласно приложению N 3 к Порядку предоставления субсидий, заверенные копии документов, подтверждающих уплату начисленных процентов и погашение основного долга в соответствии с графиком платежей.
Суды установили, что общество "Талицкие молочные фермы" в соответствии с п. 2.3.2 соглашения представило в Талицкое управление агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области справки об освоении средств по состоянию: на 01.06.2016, на 01.07.2016, на 01.08.2016, на 01.09.2016, на 01.10.2016, на 01.11.2016 и на 01.12.2016.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов Талицким управлением агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области в соответствии с п. 2.2.5 соглашения составлены справки-расчеты размера субсидии, выполненные по форме, установленной п. 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета по кредитным договорам (договорам займа), в том числе за период с 11.03.2016 по 11.04.2016 размер субсидии из федерального бюджета 559 016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 559 016 руб.; за период с 12.04.2016 по 11.05.2016 размер субсидии из федерального бюджета 540984 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 540 984 руб.; за период с 12.05.2016 по 11.06.2016 размер субсидии из федерального бюджета 559 016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 559 016 руб.; за период с 12.06.2016 по 11.07.2016 размер субсидии из федерального бюджета 540 984 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 540 984 руб.; за период с 12.07.2016 по 11.08.2016 размер субсидии из федерального бюджета 559 016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 559 016 руб.; за период с 12.08.2016 г. по 12.09.2016 размер субсидии из федерального бюджета 577 049 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 577 049 руб.; за период с 13.09.2016 г. по 11.10.2016 размер субсидии из федерального бюджета 522 951 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 522 951 руб.; за период с 12.10.2016 по 11.11.2016 размер субсидии из федерального бюджета 540 984 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 0 руб.; за период с 12.11.2016 по 12.12.2016 размер субсидии из федерального бюджета 559 016 руб., принято к субсидированию из федерального бюджета 0 руб.
Суды выявили, что министерство в 2016 г. выплатило обществу "Талицкие молочные фермы" субсидию в общей сумме 2 677 931 руб.
Полагая, что действия Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области по невыплате субсидии в сумме 1 740 101 руб. являются неправомерными, размер субсидий за счет средств федерального бюджета не превысил предельный расчетный объем субсидий на 2016 г., общество "Талицкие молочные фермы" направило в адрес ответчика претензию с требованием об осуществлении финансирования в указанном размере.
В ответе от 23.06.2017 N 463 на претензию ответчик сослался на то, что указанная сумма не может быть выплачена в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств на выплату субсидий.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды установили, что 27.01.2016 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Свердловской области было заключено соглашение N 25/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (в редакции дополнительного соглашения от 11.03.2016 N 1), согласно которому бюджету Свердловской области предоставлялись субсидии для софинансирования исполнения расходных обязательств Свердловской области по направлениям, в том числе (согласно приложению N 1 к дополнительному соглашению от 11.03.2016): субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства в сумме 76,4976 млн. руб.; субсидии на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства в сумме 28,692 млн. руб.
Суды выявили, что указанные субсидии доведены до бюджета Свердловской области и отражены в строках 77 и 94 Свода доходов областного бюджета и строках 241 и 290 Ведомственной структуры расходов областного бюджета, являющихся приложениями N 3 и N 6 к Закону Свердловской области N 138-03.
При этом непосредственные расходы областного бюджета в 2016 г. должны были составить: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - 86,5638 млн. руб. (строка 243 Ведомственной структуры расходов областного бюджета); на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства - 15,617 млн. руб. (строка 292 Ведомственной структуры областного бюджета).
Из представленных в материалы дела справок выплаты субсидий по краткосрочным кредитам (займам) в 2016 году сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства и на развитие молочного скотоводства, суды установили, что с заявлениями о предоставлении субсидий помимо истца обратились и иные сельскохозяйственные товаропроизводители и потребность Свердловской области в части субсидии, финансируемой за счет средств федерального бюджета, в 2016 году составила в общей сложности 231,306 млн руб.: на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства - 188,117 млн. руб.; на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства - 43,189 млн. руб.
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением N 2743-р средства федерального бюджета в 2016 г. доведено в размере 105,189 млн.руб.
В связи с неперечислением министерством на лицевой счет управления в полном объеме денежных средств на выплату субсидий из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам (займам) в 2016 г. субсидии в полном объеме не были выплачены также другим получателям.
Выявив, что доведенные до министерства лимиты федеральных денежных средств для предоставления субсидий по направлению на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства были освоены в полном объеме в июле 2016 г., а субсидии по направлению на возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства были освоены в полном объеме в сентябре 2016 г., т.е. сумма ассигнований полностью израсходована на соответствующие цели, при этом министерство использует субсидии в соответствии с действующим законодательством в пределах лимитов денежных средств, выделенных из федерального бюджета и бюджета области, суды обоснованно признали невозможной выплату задолженности по спорным субсидиям, что было обусловлено отсутствием денежных средств, превышающих лимит на финансирование в 2016 г.
При таких обстоятельствах, учитывая, что министерство выделенные средства на возмещение части затрат освоило в полном объеме, осуществив распределение бюджетных лимитов, субсидии выплачены обществу в пределах выделенных лимитов бюджетных средств, при этом доказательства дополнительного выделения денежных средств из федерального бюджета на указанные цели в 2016 г. в материалах дела отсутствуют, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом "Талицкие молочные фермы" исковых требований.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2017 по делу N А60-36702/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Талицкие молочные фермы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
З.Г. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.