Екатеринбург |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А50-309/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Сулейменовой Т.В., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее - ТУ Росимущества в Пермском крае) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А50-309/2018 Арбитражного суда Пермского края.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромышленный комплекс "Красава" (далее - общество "АПК "Красава") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, ТУ Росимущества в Пермском крае, в котором просит:
1. Признать незаконным решение Федерального агентства по управлению государственным имуществом, содержащееся в письме от 14.11.2017 N ЕП-10/43491, направленное письмом ТУ Росимущества в Пермском крае от 21.11.2017 N 03-19-9670, об отказе в предоставлении обществу "АПК "Красава" в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами:
- 59:01:4716054:6 площадью 290 919 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;
- 59:01:4716054:16 площадью 306 021,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;
- 59:01:4716054:14 площадью 792 101,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район.
2. Обязать ТУ Росимущества в Пермском крае устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "АПК "Красава" путем немедленного, с момента вынесения судом решения, предоставления обществу "АПК "Красава" в аренду без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами:
- 59:01:4716054:6 площадью 290 919 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;
- 59:01:4716054:16 площадью 306 021,1 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район;
- 59:01:4716054:14 площадью 792 101,3 кв. м с разрешенным использованием для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Пермский край, г. Пермь, р-н Индустриальный район.
Определением Арбитражного суда Пермского края от 11.01.2018 заявление с приложенными к нему документами возвращено обществу "АПК "Красава".
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Семенов В.В., Зеленина Т.Л., Полякова М.А.) определение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Пермского края.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Пермском крае просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, определение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя, суд первой инстанции пришел к верному выводу о неподсудности настоящего спора Арбитражному суду Пермского края, поскольку общество "АПК "Красава" оспаривает решение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.11.2017 N ЕП-10/43491, которое зарегистрировано и находится в городе Москва.
В отзыве на кассационную жалобу общество "АПК "Красава" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном нормами ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции установил, что оснований для его отмены не имеется.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что дело неподсудно данному арбитражному суду.
Согласно ч. 1 ст. 38 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иски о правах на недвижимое имущество предъявляются в арбитражный суд по месту нахождения этого имущества.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, об установлении сервитута, о разделе имущества, находящегося в общей собственности, о признании права, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста. По месту нахождения недвижимого имущества также рассматриваются дела, в которых удовлетворение заявленного требования и его принудительное исполнение повлечет необходимость государственной регистрации возникновения, ограничения (обременения), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество или внесение записи в Единый государственный реестр прав в отношении сделок, подлежащих государственной регистрации.
При этом Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 N 54 не содержит исчерпывающего перечня требований, подпадающих под действия норм об исключительной подсудности.
Согласно ст. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
На основании ч. 5 ст. 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала, представительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено положение Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).
В силу п. 1 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374 утверждено типовое положение о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В п. 4.1, 4.1.20 Типового положения определено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет определенные полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
Подпунктами 4.2, 4.2.27 Типового положения установлено, что территориальный орган осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью больше десяти гектар по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.04.2017 N 166 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов.
Согласно п. 2.2 Административного регламента государственную услугу предоставляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также его территориальные органы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество "АПК "Красава" обратилось в ТУ Росимущества в Пермском с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся на территории Пермского края.
Следовательно, оснований для обращения с соответствующим заявлением непосредственно в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом у общества "АПК "Красава" не имелось.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемом случае спор возник из деятельности территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, который зарегистрирован и фактически находится на территории Пермского края, в отношении земельных участков, которые находятся на территории Пермского края.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, общество "АПК "Красава" обоснованно в силу ч. 2, 7 ст. 36, ч.1 ст. 38, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предъявило иск в Арбитражный суд Пермского края.
Довод заявителя о том, что общество "АПК "Красава" оспаривает решение Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 14.11.2017 N ЕП-10/43491, подлежит отклонению. Как верно указано судом апелляционной инстанции, обществом "АПК "Красава" в качестве заинтересованного лица, действия которого оспариваются, указано также ТУ Росимущества в Пермском крае, в качестве способа восстановления своих нарушенных прав и интересов заявитель указывает на совершение действий именно ТУ Росимущества в Пермском крае.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отменил решение суда первой инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба заявителя - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А50-309/2018 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.