Екатеринбург |
|
26 апреля 2018 г. |
Дело N А76-30885/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 апреля 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Жаворонкова Д. В., Вдовина Ю. В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2017 по делу N А76-30885/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
министерства - Кичигина Д.А. (доверенность от 29.12.2017), Просвирин Е.С. (доверенность от 15.01.2018),;
акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "Уральская теплосетевая компания", общество, заявитель) - Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016).
Представители иных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество "Уральская теплосетевая компания" (далее - общество "Уральская теплосетевая компания", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - комитет, тарифный орган) от 28.11.2014 N 50/33 "Об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" для открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" (далее - общество "СК "Челябинскгражданстрой", третье лицо).
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "СК "Челябинскгражданстрой".
Решением суда от 11.05.2015 (судья Белякович Е.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2016 (судьи Гусев О.Г., Жаворонков Д.В., Черкезов Е.О.) решение суда первой инстанции и постановлением апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Челябинской области.
При новом рассмотрении дела решением суда от 25.10.2017 (судья Белякович Е.В.) требования общества удовлетворены, оспариваемое постановление признано недействительным, на министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушении прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 (судьи Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П., Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований оказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Считая недоказанным факт оказания негативного воздействия присоединением объектов общества "СК "Челябинскгражданстрой" на состояние тепломагистрали, указывает на отсутствие необходимости проведения её реконструкции и недопустимость включения соответствующих расходов в плату за подключение
Утверждает, что положенное в основу судебных актов экспертное заключение является недостоверным, поскольку не отражает фактического режима работы исследуемых тепловых магистралей и не учитывает реальных данных о типах установленных приборов отопления в домах с ухудшенными параметрами и фактов их капитального ремонта.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит указанные судебные акты оставить без изменения, жалобу министерства - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления общества "СК "Челябинскгражданстрой" о подключении к системе теплоснабжения объекта "внутриквартирные тепловые сети к жилым домам N 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйская в Ленинском районе г. Челябинска" общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час, общество "Уральская теплосетевая компания" обратилось в тарифный орган с просьбой установить размер индивидуальной платы за подключение указанного объекта в размере 19 979 733 руб. 10 коп. К заявлению об установлении индивидуальной платы обществом прилагались расчет платы за подключение, расчет расходов, обоснование стоимости материалов и работ и пояснительная записка с указанием на техническую невозможность подключения объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой", обусловленную отсутствием резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающих передачу необходимого объема тепловой энергии. Согласно последнему из представленных документов, для обеспечения качественного теплоснабжения существующих потребителей и подключения дополнительно запрашиваемой тепловой нагрузки, общество считает необходимым проведение реконструкции тепловой сети участка тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм длиной 38 м и врезку теплотрассы 2Ф200 мм длиной 6 м в ТК -7 тепломагистрали ЧТЭЦ- 1-ЧТПЗ-Новороссийская к жилым домам N 2, 3, 5, 6. В противном случае отсутствие указанных мероприятий, в соответствии с гидравлическим расчетом общества, приведет к увеличению давления в обратном трубопроводе и повреждению приборов систем отопления существующих потребителей, технологически связанных с точкой подключения дополнительной нагрузки 4,16 Гкал/час.
Комитет, рассмотрев указанное заявление, пришел к выводу о необоснованности возложения расходов на проведение реконструкции тепловой сети на третье лицо, в связи с чем, учитывая лишь стоимость врезки теплотрассы, оспариваемым постановлением установил размер индивидуальной платы за подключение объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой" в сумме 209 930 руб. 77 коп. (без учета НДС).
Заявитель, полагая, что постановление комитета является незаконным, нарушает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды при новом рассмотрении дела удовлетворили заявленные требования, признав расходы на реконструкцию участка тепловой сети тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская экономически обоснованными и подлежащим включению в состав индивидуальной платы за технологическое присоединение объектов общества "СК "Челябинскгражданстрой".
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с п. 31 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения, а также плата, которую вносят лица, осуществляющие реконструкцию здания, строения, сооружения в случае, если данная реконструкция влечет за собой увеличение тепловой нагрузки реконструируемых здания, строения, сооружения (далее также - плата за подключение (технологическое присоединение).
В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
Статьей 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке и может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 9, 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Согласно п. 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования) регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
Орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов) (п. 28 Основ ценообразования).
Как следует из содержания п. 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке.
Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Как установлено п. 109 Основ ценообразования, при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно п. 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Пунктом 111 Основ ценообразования предусмотрено, что стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
При этом орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (п. 33 Основ ценообразования).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.
Согласно Методическим указаниям по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, состоит из:
1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1);
2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.1);
3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.2);
4) налога на прибыль (Н).
Пунктом 16 Правил регулирования цен, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования цен), предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско- правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;
в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;
г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
е) расчет цен (тарифов);
ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы;
з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);
и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);
к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении);
л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
В силу п. 20 Правил регулирования цен в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
На основании результатов судебной экспертизы и дополнительной судебной экспертизы, проведенных в рамках настоящего дела, судами установлено, что подключение к системе теплоснабжения спорных объектов с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час увеличит потери напора на технологически связанных трубопроводах магистралей "Новороссийская" и "ЧКПЗ", что приведет к увеличению давления в обратном трубопроводе у существующих потребителей выше предельно допустимого. Вместе с тем, проведение реконструкции предотвратит возможность наступления указанных последствий в связи с увеличением проходного сечения одного из участков тепломагистрали "ЧТЭЦ-1 - ЧТПЗ" и последующей разгрузкой тепломагистрали "ЧКПЗ".
Таким образом, прямо указывая на наличие причинно-следственной связи между планируемым подключением спорного объекта и необходимостью последующей реконструкции тепломагистрали, данные обстоятельства одновременно свидетельствуют об экономической обоснованности расходов на проведение названных мероприятий и правомерности их учета при определении размера платы за технологическое присоединение.
Доводы министерства о возможной компенсации расходов на реконструкцию за счет инвестиционной программы заявителя либо в составе тарифов на передачу тепловой энергии, являются несостоятельными, ввиду отсутствия в материалах дела доказательств фактического финансового обеспечения таких расходов средствами иных источников.
Учитывая изложенное, удовлетворение заявленных требований следует считать правомерным.
Ссылка на неполноту и недостоверность экспертного заключения, будучи документально неподтвержденной, свидетельствует исключительно о несогласии заявителя жалобы с выводами эксперта.
Кассационный суд считает, что нормы материального права применены судами правильно; нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2017 по делу N А76-30885/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.