Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф09-10045/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А76-30885/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Скобелкина А.П., Малышевой И.А.,
при ведении протокола помощником судьи Кудрявцевой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2017 по делу N А76-30885/2014 (судья Белякович Е.В.).
В заседании приняли участие представители:
акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" - Сибатров И.Ю. (доверенность от 09.09.2016), Шаламов А.А. (доверенность от 05.09.2016), Быков А.А. (доверенность от 18.11.2016),
Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области - Миклина Ю.Б. (доверенность от 09.01.2017), Симоненко А.В. (доверенность от 09.01.2017), Просвирин Е.С. (доверенность от 09.01.2017),
открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" - Савченков Е.А. (доверенность от 30.06.2016), Захарова С.Г.-Э. (доверенность от 30.01.2015).
Акционерное общество "Уральская теплосетевая компания" (далее -заявитель, общество, АО "Уральская теплосетевая компания", общество "УТСК") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК ЕТО, комитет, тарифный орган) от 28.11.2014 N 50/33 "Об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" для ОАО "Строительная компания "Челябинскгражданстрой".
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" (далее - ОАО СК "Челябинскгражданстрой", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2015, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.11.2016 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение, при этом указано, что суду следует установить, относятся ли расходы общества по реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду700мм на 2Ду1000мм, протяженностью 38 м, учтенные им при расчете платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, для общества "СК "Челябинскгражданстрой", к расходам, указанным в пункте 110 Основ ценообразования и необходимым для создания технической возможности подключения объекта общества "СК "Челябинскгражданстрой" к тепловой сети; будет ли устранено увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого, установленное экспертом, в результате реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду700мм на 2Ду1000мм протяженностью 38 м.
При новом рассмотрении дела, решением Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2017 требования заявителя удовлетворены, признано недействительным постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 28.11.2014 N 50/33 "Об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" для ОАО "Строительная компания "Челябинскгражданстрой".
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - министерство, Министерство тарифного регулирования) и ОАО СК "Челябинскгражданстрой" обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование заявленных доводов апелляционной жалобы, общество СК "Челябинскгражданстрой" ссылается на то, что реконструкция предполагается на иной тепломагистрали, соответственно, не приведет к устранению увеличения давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого.
Кроме того, по мнению третьего лица, заявитель на момент подачи заявки не обосновал включение в плату за подключение затрат, связанных с реконструкцией теплосети, а равно не доказал увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого.
В своей апелляционной жалобе Министерство тарифного регулирования ссылается на отсутствие четкого ответа эксперта на поставленные вопросы.
Также министерство полагает, что расходы на реконструкцию тепломагистрали компенсируются за счет инвестиционной программы организации, либо за счет иных источников, в частности, включаются в тарифы на услуги по передаче теплоэнергии в виде амортизационных отчислений.
В отзыве общество "УТСК" отклонило доводы апелляционных жалоб, ссылаясь на то, что в силу п. 110 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения размер платы за подключение включает все виды расходов, необходимых для подключения объектов застройщика, в том числе расходы на реконструкцию тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения (п. в) п. 110 Основ ценообразования).
Заявитель полагает доказанным экспертным заключением факт увеличения давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого при подключении объектов третьего лица, а также то, что реконструкция сети приведет к устранению данного превышения.
Также общество "УТСК" полагает, что расходы на реконструкцию сетей, необходимые для создания технической возможности подключения не включаются в тарифы на услуги по передаче теплоэнергии в виде амортизационных отчислений. Кроме того, спорные расходы не включены в инвестиционную программу общества.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах и отзыве на них.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 09.10.2014 общество направило расчетные и обосновывающие материалы для установления в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения объекта: внутриквартальные тепловые сети к жилым домам N N 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйская в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час (т. 1 л.д. 18-19).
Постановлением от 28.11.2014 N 50/33 комитетом заявителю установлена индивидуальная плата за подключение внутриквартирный тепловой сети к жилым домам в размере 209 930,77 рублей (без учета НДС) для ОАО СК "Челябинскгражданстрой", включив в расчет индивидуальной платы за подключение только мероприятие по врезке теплотрассы 2Ф200мм длиной 6 м в ТК-7 тепломагистрали ЧТЭЦ-Новороссийская к жилым домам N 2, 3, 5, 6, но исключив мероприятия по реконструкции участка тепловой сети тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм протяженностью 38 м (т. 1 л.д. 11-15).
АО "Уральская теплосетевая компания" полагая, что указанное постановление от 28.11.2014 N 50/33 не соответствует законодательству в части не учета расходов на мероприятия по реконструкции участка тепловой сети тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм протяженностью 38 м, нарушает права и законные интересы общества при осуществлении хозяйственной деятельности, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя при новом рассмотрении дела заявленные требования, суд первой инстанции, оценив все доказательства по делу, в том числе заключения эксперта, пришел к выводу о наличии оснований для учета при установлении платы за подключение расходов на проведение мероприятий по реконструкции участка тепловой сети тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм протяженностью 38 м.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Данным законом плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определена как плата, которую вносят лица, осуществляющие строительство здания, строения, сооружения, подключаемых (технологически присоединяемых) к системе теплоснабжения.
Утверждение правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 8 Закона о теплоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения подлежит регулированию.
Согласно ст. 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона.
Статьей 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 8 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке (п. 9 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п. 10 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, установленная в индивидуальном порядке, может включать в себя затраты на создание источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей или развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в случаях, установленных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 14 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с Законом о теплоснабжении Правительство Российской Федерации издало постановление от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утвердило Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее, соответственно, Основы ценообразования и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения).
Согласно пункту 13 Основ ценообразования регулируемая организация представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования орган регулирования наделен полномочиями по проведению экспертизы предложений об установлении цен (тарифов). Экспертное заключение органа регулирования, а также экспертные заключения, представленные по инициативе регулируемых организаций, потребителей и (или) иных заинтересованных организаций, приобщаются к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).
В силу п. 106 Основ ценообразования плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, настоящим документом, Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, в индивидуальном порядке.
Расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Как установлено п. 109 Основ ценообразования, при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно п. 110 Основ ценообразования в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Пунктом 111 Основ ценообразования предусмотрено, что стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры.
При этом согласно п. 33 Основ ценообразования орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае экономической необоснованности таких расходов (пункт).
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания N 760-э), которые предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (далее - федеральный орган регулирования), органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и, в том числе, платы за подключение к системе теплоснабжения.
Расчет платы за подключение к системе теплоснабжения определен пунктами 163 - 174 раздела IX.IX Методических указаний N 760-э.
Согласно п. 163 Методических указаний N 760-э органом регулирования утверждается, в том числе плата за подключение в индивидуальном порядке, в случае если подключаемая тепловая нагрузка объекта заявителя превышает 1,5 Гкал/ч при отсутствии технической возможности подключения (в тыс. руб.).
В силу п. 171 Методических указании N 760-э плата за подключение объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения, состоит из:
1) расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (П1);
2) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей (за исключением создания (реконструкции) тепловых пунктов) от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.1);
3) расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых превышает 1,5 Гкал/ч, при наличии технической возможности подключения (П2.2);
4) налога на прибыль (Н).
Исходя из изложенных норм, апелляционный суд приходит к выводу, что размер платы за подключение определяется как сумма:
1. расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые определяются регулируемой организацией самостоятельно, но с учетом экономической обоснованности таких расходов, на основании принципов и с использованием данных раздельного учета, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения и учетной политикой регулируемой организации, в отношении регулируемого вида деятельности - подключение к системе теплоснабжения;
2. расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей, а также расходов на создание (реконструкцию) тепловых пунктов которые определяются по укрупненным сметным нормативам для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (НЦС) и не могут их превышать;
3. расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии, в случае отсутствия технической возможности подключения;
4. налога на прибыль.
Пунктом 16 Правил регулирования цен, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются следующие документы и материалы:
а) копии правоустанавливающих документов (копии гражданско- правовых договоров, концессионных соглашений), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений, земельных участков), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках);
б) копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю отчетную дату;
в) расчет полезного отпуска тепловой энергии (мощности), теплоносителя с дифференциацией по видам с обоснованием размера расхода тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды на передачу (потери) по сетям;
г) данные о структуре и ценах, а также о калорийности потребляемого топлива и стоимости его доставки (перевозки) за предшествующий расчетный период регулирования и на расчетный период;
д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
е) расчет цен (тарифов);
ж) копия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы (или проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала, и указанием источников финансирования инвестиционной программы;
з) расчет выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий расчетный период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности регулируемых организаций, а также на основании договоров, заключенных в результате проведения торгов (если иное не предусмотрено методом регулирования тарифов);
и) копии документов, подтверждающих проведение заявителем торгов (положение, извещение, документация о проведении торгов, протоколы, составляемые в ходе проведения торгов);
к) копии договоров об осуществлении регулируемой деятельности (договоры теплоснабжения, и (или) договоры передачи тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры поставки тепловой энергии, теплоносителя, и (или) договоры о поддержании резервной тепловой мощности, и (или) договоры о подключении); л) копия документа о назначении лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.
В силу пункта 20 Правил регулирования цен в случае, если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения, в том числе подтверждающие фактически понесенные регулируемой организацией расходы в предыдущем периоде регулирования.
Как видно из материалов дела, при обращении 09.10.2014 с заявлением об установлении в индивидуальном порядке платы за подключение к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам N 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйская для ОАО СК "Челябинскгражданстрой" общество в пояснительной записке указало на то, что в настоящее время отсутствует техническая возможность подключения теплопотребляющих установок объектов ОАО СК "Челябинскгражданстрой" с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час, по причине отсутствия резерва пропускной способности тепловых сетей ОАО "УТСК", обеспечивающих передачу необходимого объема тепловой энергии. Для обеспечения качественного теплоснабжения существующих потребителей и подключения дополнительно запрашиваемой тепловой нагрузки необходимо проведение следующих мероприятий: реконструкция тепловой сети участка тепломагистрали ЧТЭЦ-1- ЧТПЗ с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм длиной 38 м, врезка теплотрассы 2Ф200 мм длиной 6 м в ТК -7 тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская к жилым домам N 2, 3, 5, 6. При подключении дополнительной нагрузки 4,16 Гкал/час от ТК -7 тепломагистрали ЧТЭЦ-1-ЧТПЗ-Новороссийская без проведения мероприятий обществом смоделирован гидравлический режим в существующей системе теплоснабжения, согласно которому в результате у существующих потребителей, технологически связанных с точкой подключения дополнительной нагрузки 4,16 Гкал/час, давление в обратном трубопроводе будет выше допустимого, что приведет к повреждению приборов систем отопления существующих потребителей.
Для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд в соответствии с требованиями ст. 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, назначил основную и дополнительную экспертизы, на разрешение которых были поставлены вопросы:
1. Находится ли место подключения жилых домов N 2, 3, 5 и 6 по ул. Бобруйская г. Челябинска к системе теплоснабжения на одном участке (контуре) с местом предполагаемой реконструкции тепловой трассы (увеличения участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 на 2Ф1000 протяженностью 38 м.)?
2. Окажет ли влияние присоединение к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам N 2,3,5 и 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час на техническое состояние тепловых сетей, если да, то каким образом?
3. Какое влияние на техническое состояние тепловых сетей окажет реконструкция - увеличение диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ф700 мм на 2Ф1000 мм протяженностью 38 м?
4. Если указанное в вопросе 2 присоединение окажет негативное влияние на состояние тепловых сетей, то будут ли устранены возможные недостатки действиями по реконструкции, указанными в вопросе 3?
5. Будет ли устранено увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого в результате реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2Ду700 мм на 2Ду1000мм протяженностью 38 м?
Согласно экспертному заключению N 136/2015 (т. 11 л.д. 54-68) при присоединении к системе теплоснабжения внутриквартальных тепловых сетей к жилым домам N 2, 3, 5, 6 по ул. Бобруйской в Ленинском районе г. Челябинска с общей тепловой нагрузкой 4,16 Гкал/час увеличиваются потери напора на технологически связанных трубопроводах магистралей "Новороссийская и "ЧКПЗ", что приводит к увеличению давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого. При проведении реконструкции - увеличении диаметра участка между коллектором и ТК-6 (магистраль "ЧТЭЦ-1 - ЧТПЗ") с 2Ф700 на 2Ф1000 протяженностью 38 м проходное сечение тепломагистрали увеличится в два раза, что вероятнее, всего позволит переключить на нее нагрузки с тепломагистрали "ЧКПЗ" потребителей вдоль Копейского шоссе и обеспечит режим работы тепловой сети установленным требованиям.
Согласно дополнительному экспертному заключению N 136доп/2015 (т. 13 л.д. 140-149) увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого будет устранено при реконструкции тепловой сети тепломагистрали "ЧТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2ДУ700 мм на 2Ду1000 протяженностью 38 м и переключении нагрузки с тепломагистрали "ЧКПЗ" потребителей вдоль Копейского шоссе.
Тот факт, что согласно заключению эксперта увеличение давления в обратном трубопроводе выше предельно допустимого будет устранено при реконструкции тепловой сети на иной тепломагистрали и дополнительном переключении нагрузки с тепломагистрали "ЧКПЗ" потребителей вдоль Копейского шоссе не свидетельствует о неясности заключения эксперта или отсутствии необходимости осуществления такой реконструкции в целях обеспечения возможности подключения объектов третьего лица.
Оснований считать экспертные заключения не соответствующими требованиям закона не установлено. Судебный эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не связан обязательствами перед сторонами.
Возражения подателей апелляционных жалоб по экспертному заключению свидетельствуют о несогласии с результатами экспертизы, но не являются доказательствами необоснованности и противоречивости выводов эксперта.
Таким образом, в рамках настоящего спора, доказано наличие у заявителя экономически обоснованных расходов на проведение мероприятий по реконструкции тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности подключения объектов ОАО "Строительная компания "Челябинскгражданстрой", подлежащих учету при определении размера платы за подключение к объектам теплоснабжения АО "УТСК" на основании подп. в) п. 110 Основ ценообразования.
Также апелляционным судом отклоняется довод министерства о том, что расходы на реконструкцию тепломагистрали компенсируются за счет инвестиционной программы организации либо за счет иных источников, в частности, включаются в тарифы на услуги по передаче теплоэнергии в виде амортизационных отчислений, как прямо противоречащий п. 110 Основ ценообразования.
Действительно, в п. 106 Основ ценообразования установлено, что расходы, финансирование которых предусмотрено за счет тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и государственных корпораций, не учитываются при расчете платы за подключение.
Между тем, каких-либо доказательств, что расходы на реконструкцию тепловой сети тепломагистрали "ЧТЭЦ-1 - ЧТПЗ" с увеличением диаметра участка между коллектором и ТК-6 с 2ДУ700 мм на 2Ду1000 протяженностью 38 м учтены в тарифе на услуги по передаче тепловой энергии или финансируются из иных источников, в том числе за счет инвестиционной программы, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования заявителя и признал недействительным постановление ГК ЕТО от 28.11.2014 N 50/33 "Об установлении индивидуальной платы за подключение к системе теплоснабжения открытого акционерного общества "Уральская теплосетевая компания" для ОАО "Строительная компания "Челябинскгражданстрой".
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в связи с оставлением апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на ОАО "Челябинскгражданстрой".
Излишне уплаченная платежным поручением от 24.11.2017 N 13947 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату ОАО СК "Челябинскгражданстрой" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.10.2017 по делу N А76-30885/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и открытого акционерного общества "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Строительная компания "Челябинскгражданстрой" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 24.11.2017 N 13947 государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30885/2014
Истец: ОАО "Уральская теплосетевая компания"
Ответчик: Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области"
Третье лицо: ОАО "Строительная компания "Челябинскгражданстрой", ОАО СК "ЧЕЛЯБИНСКГРАЖДАНСТРОЙ"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10045/16
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10045/16
24.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7963/19
26.04.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10045/16
28.12.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15591/17
24.11.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-30885/14
25.10.2017 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-30885/14
25.11.2016 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10045/16
19.07.2016 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7640/15
29.05.2015 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4965/15
11.05.2015 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-30885/14
30.03.2015 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-16197/14