Екатеринбург |
|
07 мая 2018 г. |
Дело N А60-1101/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Краснобаевой И.А.,
судей Артемьевой Н.А., Столяренко Г.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Уральский бройлер" (ИНН 5642022896, ОГРН 1165658073811; далее - ПАО "Уральский бройлер") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2017 по делу N А60-1101/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по тому же делу.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 24.04.2018 произведена замена судьи Кангина А.В. на судью Артемьеву Н.А. в связи с отпуском судьи (ч. 3, 4 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие конкурсный управляющий закрытого акционерного общества "Уральский бройлер" Кузьмин Александр Юрьевич, а также представители:
ПАО "Уральский бройлер" - Зарипов Р.Ф. (доверенность от 15.11.2017 N 125);
Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020) - Гайнанова В.А. (доверенность от 03.08.2016), Баданова Н.Г. (доверенность от 25.12.2015).
ПАО "Уральский бройлер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации в лице Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 20.10.2016 N Т5-22-2-5/58014 об устранения нарушений публичного акционерного общества "Уральский бройлер".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: закрытое акционерное общество "Уральский бройлер" (ИНН 5604009492, ОГРН 1035601951241; далее - ЗАО "Уральский бройлер") и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области (ИНН 5609049918, ОГРН 1065609012105; далее - регистрирующий орган).
Также ПАО "Уральский бройлер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным уведомления Банка России о необходимости устранения нарушений от 13.01.2017 N Т5-22-1-1/1421 и об обязании заинтересованное лицо произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций обыкновенных бездокументарных ПАО "Уральский бройлер", а также с требованием о взыскании с заинтересованного лица судебных расходов по уплате государственной пошлины (дело N А60-6490/2017).
Определением суда от 27.04.2017 данные дела объединены в одно производство.
Решением суда от 05.06.2017 (судья Павлова Е.А.) в удовлетворении заявления о признании недействительным оспариваемого предписания от 20.10.2016 N Т5-22-2-5/58014 и об обязании Банк России осуществить регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций отказано. Производство по делу в части требования о признании недействительным уведомления от 13.01.2017 NТ5-22-1-1/1421 о необходимости устранения нарушений прекращено.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 (судьи Балдин Р.А., Дружинина Л.В., Кощеева М.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Уральский бройлер" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - ст. 7.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) и ст. 141 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). По мнению заявителя, оспариваемое предписание Банка России является недействительным, поскольку Закон о банкротстве не содержит императивных норм, которые предписывали бы создание при проведении процедуры замещения активов должника в ходе конкурсного производства только непубличного акционерного общества. Заявитель считает, что положения статьи Закона о банкротстве, которая определяет порядок проведения замещения активов должника путем создания одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, имеют специальный характер по отношению к положениям законодательства о юридических лицах. Заявитель полагает, что момент создания хозяйственного общества (в том числе и публичного) определяется его государственной регистрацией. Кроме того, заявитель считает, что предписания, содержащиеся в уведомлении Банка России, являются незаконными, поскольку влекут неблагоприятные последствия для общества, не позволяют скорейшим образом удовлетворить требования кредиторов.
В отзыве конкурсный управляющий ЗАО "Уральский бройлер" Кузьмин А.Ю. поддерживает доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Банк России представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, контролирующим органом в связи с установлением факта внесения 21.09.2016 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о создании юридического лица - ПАО "Уральский бройлер" указанному обществу направлено предписание от 20.10.2016 N Т5-22-2-5/58014 об устранении нарушений.
Основанием для направления предписания явился факт нарушения порядка приобретения заявителем публичного статуса. Приобретение заявителем, как вновь созданным юридическим лицом публичного статуса, возможно в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об акционерных обществах, то есть вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленной ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
Указанным предписанием на ПАО "Уральский бройлер" возложена обязанность произвести в течения 90 календарных дней с момента получения предписания (03.11.2016) следующие действия: внести в устав общества сведения о фирменном наименовании исключающие указание на то, что общество является публичным; представить в контролирующий орган документы, подтверждающие исполнение предписания (копия устава (листа изменений в устав) с отметкой о государственной регистрации.
Также ПАО "Уральский бройлер" обратилось в контролирующий орган с заявлением о государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Рассмотрев документы, представленные для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ПАО "Уральский бройлер" контролирующий орган 18.11.2016 направил письмо исх. N Т5-22-1-1/64025 "О проведении проверки достоверности сведений содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг ПАО "Уральский бройлер"", в котором указал на необходимость устранения недостатков.
Уведомлением от 20.12.2016 N Т5-22-1-1/70755 контролирующим органом приостановлена эмиссия ценных бумаг заявителя с указанием на необходимость в срок до 30.01.2017 устранить отмеченные недостатки (недостоверные сведения).
По результатам рассмотрения отчета об устранение нарушений повлекших приостановление эмиссии обыкновенных именных бездокументарных акций заявителя размещенных путем приобретения акций единственным учредителем акционерного общества, контролирующим органом, выявлены нарушения законодательства Российской Федерации. В адрес заявителя 13.01.2017 направлено уведомление о необходимости устранения нарушений ПАО "Уральский бройлер" N Т5-22-1-1/1421.
По мнению контролирующего органа, в нарушение ст. 7.1 Закона об акционерных обществах в регистрирующий орган представлены документы для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска обыкновенных именных акций публичного общества, размещенных путем приобретения акций единственным учредителем акционерного общества.
Возможность приобретения публичного статуса при учреждении акционерного общества законодательством Российской Федерации не предусмотрена. Таким образом, с учетом требований ст. 7.1 Закона об акционерных обществах, акционерное общество, создаваемое путем учреждения, не может сразу являться публичным. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
Государственная регистрация выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных при создании публичного акционерного общества путем приобретения акций единственным учредителем акционерного общества, может быть осуществлена после устранения выявленного нарушения путем внесения в устав общества изменений, исключающих из его фирменного наименования указание на то, что оно является публичным.
Вышеуказанным уведомлением контролирующего органа заявителю предложено в срок до 27.02.2017 устранить недостатки, а именно: внести в устав общества изменения, исключающие из его фирменного наименования указание на то что, оно является публичным; представить документы, подтверждающие внесение изменений в устав (копия устава (листа изменений в устав) с отметкой о государственной регистрации); представить опись документов, заявление на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, оформленные в соответствии с требованиями Положения о стандартах эмиссии ценных бумаг, порядке государственной регистрации выпуска (дополнительного) выпуска эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг утвержденного Банком России 11.08.2014 N 428-П; принять решение об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг представить документы, подтверждающие утверждение решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска ценных бумаг; представить документы, подтверждающие утверждение решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, а также анкету эмитента, заполненную на дату утверждения решения о выпуске акций.
Не согласившись с вынесенными предписанием и уведомлением контролирующего органа, ПАО "Уральский бройлер" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительным предписания контролирующего органа, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из правомерности действий контролирующего органа, указавшего на то, что вновь создаваемые акционерные общества не могут сразу создаваться публичными. Также прекращая производство по требованию о признание недействительным уведомления от 13.01.2017 N Т5-22-1-1/1421, в связи с тем, что оспариваемое уведомление носит информационный характер и не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения требований, не содержит указаний на совершение каких либо действий, не препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности, не является ненормативным актом
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции оснований для отмены судебных актов не усматривает в связи со следующим.
По общему правилу, в конкурсном производстве имущество должника подлежит реализации на торгах, после чего вырученные средства расходуются на погашение требований кредиторов с учетом принципов очередности и пропорциональности (ст. 134, 139 и 142 Закона о банкротстве).
Однако при определенных обстоятельствах поступление денежных средств в конкурсную массу может быть обеспечено не только путем продажи самого имущества, но и через процедуру замещения активов, которая подразумевает создание на базе имущества должника акционерного общества (ст. 115 и 141 Закона о банкротстве), с последующей продажей акций данного общества на торгах и распределением вырученных средств между кредиторами должника.
Такой механизм реализации прав кредиторов на получение удовлетворения своих требований не является ординарным и может быть использован только в случае, когда совокупность замещаемых активов отвечает признаку предприятия по смыслу п. 1 ст. 110 Закона о банкротстве, то есть имущественного комплекса, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 115 данного Закона).
Разрешая вопрос о том, допустимо ли на базе конкретного имущества проводить процедуру замещения активов, необходимо исходить из того, что потенциальный покупатель, приобретая подобный имущественный комплекс, должен иметь возможность без лишних сложностей приступить к ведению бизнеса.
В свою очередь акции вновь созданного общества подлежат отчуждению в установленном порядке на торгах, а полученные денежные средства от реализации акции должны быть направлены на погашение требований кредиторов должника.
Заявитель полагает, что закон о банкротстве содержит императивные нормы, предписывающие создание при проведении процедуры замещения активов должника в ходе конкурсного производства только путем создания открытого акционерного общества, аналогом которого в настоящее время является публичное акционерное общество.
Однако в соответствии с пунктом 1, 3, 4 ст. 7.1 Закона об акционерных обществах и п. 1 ст. 66.3 и ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации (с 01.09.2014 по 01.07.2015) непубличное общество приобретает статус публичного общества (публичный статус) путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным, при условии регистрации проспекта его акций и заключения обществом договора с организатором торговли о листинге его акций.
При этом под листингом понимается совокупность процедур включения ценных бумаг в биржевой список (список ценных бумаг, допущенных к биржевым торгам), осуществление контроля за соответствием ценных бумаг установленной биржей условиям и требованиям.
Следует отметить, что ценные бумаги признаются прошедшими процедуру листинга после осуществления экспертизы документов и включения ценной бумаги в котировальный лист первого или второго уровня.
Проходя листинг на бирже, компания должна предоставить проаудированную финансовую отчетность за 3 последних года деятельности, одобренный проспект эмиссии, отзывы компетентных специалистов и т.д. и анализ полученных экспертных оценок, проводимый Комиссией по допуску ценных бумаг, определяющей ликвидность акций, первоначальную цену их размещения, а также прогнозирует спрос и инвестиционную привлекательность акций.
После приобретения публичного статуса / регистрации проспекта акций, акционерное общество направляет на биржу заявление о включении ценных бумаг в список ценных бумаг, допущенных к торгам биржи.
Если же компания не полностью соответствует требованиям биржи, ее включают в предварительный список обращающихся бумаг - предлистинг, что позволяет обезопасить инвесторов от рискованных вложений, такие акции могут быть предметом внебиржевых торгов.
В случае ухудшения экономических показателей эмитента, по его заявлению к его ценным бумагам может быть применена процедура делистинга, т.е. исключение ценных бумаг определённого эмитента из котировального списка фондовой биржи. После делистинга ценные бумаги компании-эмитента не могут торговаться на бирже, где компания исключена из котировального списка. Ценные бумаги, исключенные из котировального списка, могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг.
Изложенное свидетельствует о том, что процедуру листинга акции эмитента могут пройти только при условии положительной динамики финансовой деятельности общества за последние три года, а также при наличии положительных отзывов компетентных специалистов и экспертной комиссии, что, безусловно, оправданно, поскольку обусловлено необходимостью обеспечения экономической безопасности инвесторов.
Действующим законодательством предоставлена возможность обществам определиться со своим дальнейшим статусом.
Статьей 7.2 Закона об акционерных обществах предусмотрен порядок прекращения продекларированного к учредительных документах публичного статуса путем внесения в его устав изменений, исключающих указание на то, что общество является публичным.
В статье 7.1 Закона об акционерных обществах предусмотрен порядок приобретения статуса публичного общества путем внесения в устав общества изменений, содержащих указание на то, что общество является публичным.
Принимая во внимание разъяснение, содержащиеся в п. 5 письма Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 " 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" согласно которому Закон N 210-ФЗ (п. 7 ст. 27) предусматривает переходный период для тех публичных акционерных обществ, которые созданы до 01.09.2014, являются публичными в силу наличия в уставе и в наименовании указания на их публичный статус, но не отвечают признакам публичного акционерного общества, установленным п. 1 ст. 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие акционерные общества должны до 01.07.2020 обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций и заключить договор о листинге акций с организатором торговли либо внести в устав и в наименование изменения, исключающие указание на их публичный статус.
Так, например, указанное правило распространяется на акционерное общество, которое до 01.07.2015 внесло изменения в устав в части изменения наименования на публичное акционерное общество, но акции и конвертируемые в акции ценные бумаги которого никогда публично не размещались и не обращались, или соответствующие ценные бумаги которого погашены, либо которым в установленном порядке получено освобождение от обязанности по раскрытию информации.
Согласно разъяснениям Банка России публичный статус приобретают:
непубличное акционерное общество - со дня государственной регистрации указанных изменений в его устав и внесения в ЕГРЮЛ сведений о фирменном наименовании такого общества, содержащем указание на то, что общество является публичным. При этом внесению изменений в устав и фирменное наименование предшествуют регистрация проспекта акций, а также заключение с организатором торговли договора о листинге акций;
открытое акционерное общество, созданное до 01.09.2014, отвечающее признакам публичных акционерных обществ, - вне зависимости от указания в его фирменном наименовании на то, что общество является публичным, с 01.09.2014.
Указанное свидетельствует о том, что те акционерные общества, которые не были изначально признаны публичными и имеют наименование ОАО или ЗАО, могут приобрести публичный статус, однако для этого им необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций, как это определено в ст. 17 Закона о государственной регистрации. После получения согласия соответствующего органа представить в налоговый орган вместе со стандартным набором документов также и решение Банка России о регистрации этого проспекта. Только после этого непубличное акционерное общество приобретет публичный статус и может вносить в свой устав соответствующие изменения. В информационном письме Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" уточняется, что возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
В информационном письме Банка России от 25.11.2015 N 06-52/10054 "О некоторых вопросах применения Федерального закона от 29.06.2015 N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" уточняется, что возможность приобретения публичного статуса иным способом, в том числе при учреждении акционерного общества, законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Таким образом, статус публичности акционерные общества приобретают, если имеют место следующие критерии: акции общества и иные конвертируемые в них ценные бумаги публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах; устав и фирменное наименование общества содержат информацию о том, что это общество является публичным.
Учитывая изложенное, анализ действующего законодательства, в том числе требований ст. 7.1 Закона об акционерных обществах позволяет сделать вывод о том, что с 01.07.2015 вновь создаваемые путем учреждения акционерные общества не могут сразу являться публичными. Создаваемое путем учреждения акционерное общество может быть только непубличным и вправе в дальнейшем приобрести публичный статус в порядке, установленном ст. 7.1 Закона об акционерных обществах.
Соответственно и общество, созданное в порядке замещения активов предприятием банкротом, фактически сможет стать публичным не ранее трех лет с момента его регистрации и только при условии положительных экспертных оценок.
Однако ожидание продажи акций общества созданного в порядке замещения активов более трех лет является "непозволительной роскошью" для кредиторов должника, поскольку влечет необоснованное увеличение расходов на ведение процедуры конкурсного производства и отсрочку исполнения обязательств кредиторов на значительный срок.
При таких обстоятельствах предписание Банка России от 20.10.2016 N Т5-22-2-5/58014 об устранения нарушений ПАО "Уральский бройлер" является законным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы заявителя о том, что положения п. 1 ст. 115 Закона о банкротстве, которая определяет порядок проведения замещения активов должника путем создания одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, имеют специальный характер по отношению к положениям законодательства о юридических лицах отклоняются, поскольку вопросы, связанные с формированием конкурсной массы должника, действительно регулируется специальными положениями Закона о банкротстве. Однако по вопросам о регистрации юридического лица, преобразования в иную организационно-правовую форму, размещения акций на рынке ценных бумаг специальными являются положениями Закона об акционерных обществах, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" а также соответствующие общие нормы гражданского законодательства.
Довод заявителя о невозможности отчуждения акций вновь созданного общества на открытых торгах не могут быть приняты во внимание, поскольку акции непубличных акционерных обществ могут торговаться на внебиржевом рынке ценных бумаг.
В отношении требования заявителя о признании недействительным уведомления Банка России от 13.01.2017 N Т5-22-1-1/1421о необходимости устранения нарушений и об обязании заинтересованного лица произвести государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций обыкновенных бездокументарных ПАО "Уральский бройлер", суды обоснованно указали, что оспариваемое уведомление носит информационный характер, заявителю только предложено устранить недостатки, уведомление не устанавливает для заявителя обязательных для исполнения требований, не содержит указаний на совершение каких-либо действий, не препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности, не является ненормативным актом.
Таким образом, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из совокупности установленных по делу обстоятельств и недоказанности ПАО "Уральский бройлер" заявленных требований, а также из отсутствия в материалах дела надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих об ином (ст. 9, 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Все доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты являются законными, отмене не подлежат. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.06.2017 по делу N А60-1101/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Уральский бройлер" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Краснобаева |
Судьи |
Н.А. Артемьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.