Екатеринбург |
|
08 мая 2018 г. |
Дело N А76-10841/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н.Г., Рябовой С.Э.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 по делу N А76-10841/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по тому же делу.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 09.04.2018 рассмотрение кассационной жалобы Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях отложено на 03.05.2018.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 03.05.2018 произведена замена судей Сулейменовой Т.В, Полуяктова А.С., отсутствующих ввиду нахождения в отпуске, на судей Беляеву Н.Г., Рябову С.Э.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" - Кох А.В. (доверенность от 21.07.2015).
Акционерное общество "Газпром газораспределение Челябинск" (далее - общество "Газпром газораспределение Челябинск") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - управление) о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка, изложенного в письме от 17.03.2017 N 01492, обязании управления принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению общества "Газпром газораспределение Челябинск" от 20.02.2017 N 01/ВС-27/424, утвердить схему границ земельного участка площадью 1606 кв. м, необходимого для эксплуатации нежилого здания - баллонный склад общей площадью 115,3 кв. м, инв. N 5420, литер Д общей площадью 115,3 кв. м, инв. N 5420 и нежилого здания БГХ, общей площадью 192,2 кв. м, инв N 5420, литер В, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул.Тимуровская, 50.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы и управления недвижимым имуществом", Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда первой инстанции от 31.10.2017 (судья Мрез И.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, выраженный письме от 17.03.2017 N 01492. Обязал управление в 10-тидневный срок с момента вступления решения суда по настоящему делу в законную силу направить заявление акционерного общества "Газпром газораспределение Челябинск" от 20.02.2017 N 01/ВС-27/424 в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для рассмотрения и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.01.2018 (судьи Соколова И.Ю., Богдановская Г.Н., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 по делу N А76-10841/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по тому же делу. В кассационной жалобе заявитель просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель поясняет, что в случае, если испрашиваемый заявителем земельный участок предстоит образовать или границы участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", предоставление такого земельного участка осуществляется через процедуру предварительного согласования предоставления земельного участка (ст. 39.14-39.15 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 11 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка. Заявитель отмечает, что основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка явилось то обстоятельство, что заявителем не представлены сведения о лицах, использующих расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы, указанные сведения необходимы для решения вопроса о возможности раздела земельного участка.
Кроме того, по мнению подателя кассационной жалобы, заявителем не представлено доказательств нарушения прав оспариваемым отказом, изложенным в письме управления от 17.03.2017 N 01492.
Общество "Газпром газораспределение Челябинск" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (ч. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
В п. 6 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Пунктом 2 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предварительного согласования предоставления земельного участка.
Требования к форме и содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, к пакету подлежащих представлению документов изложены в п. 1, 2 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
Порядок осуществления действий по предоставлению государственной услуги при предоставлении находящихся в федеральной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, предусмотрен Административным регламентом, утвержденным приказом Министерством экономического развития России от 03.10.2013 N 572.
Из п. 2.2, 2.3 раздела 11 Административного регламента, из п. п. 3.8.1, 3.10.1, 3.10.2, 3.10.3 раздела 111 Административного регламента следует, что заинтересованное в предоставлении земельного участка лицо обращается с заявлением в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, а последний при необходимости получения поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом самостоятельно направляет в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заявление и приложенные к нему документы, уведомляя об этом заявителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).
Пунктами 1 и 4 Положения установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Пунктами 5.35 (1), 5.35 (3), 5.38 и 5.39 Положения определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности и принимает в установленном порядке решения: о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 утверждено Типовое положение о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Типовое положение).
В соответствии с п. 4.1.14, 4.1.18 Типового положения территориальный орган самостоятельно осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью, равной либо меньше десяти гектар, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование; принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью, равной либо меньше десяти гектар.
В силу п. 4.2.26 Типового положения по поручению агентства территориальный орган принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решения о предварительном согласовании мест размещения объектов при предоставлении земельного участка
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что обществу "Газпром газораспределение Челябинск" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - нежилое здание - баллонный склад общей площадью 115,3 кв. м инв. N 5420, Литер Д общей площадью 115,3 кв. м инв. N 5420, нежилое здание БГХ общей площадью 192,2 кв. м, инв. N 5420, Литер В, находящиеся по адресу: Челябинская область, г. Пласт, ул. Тимуровская, д. 50.
Указанные объекты расположены на земельном участке общей площадью 10 072,60 кв. м с кадастровым номером 74:26:1103 001:32 и разрешенным использованием - под производственную базу, который находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации и выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
В целях приобретения прав на указанный земельный участок общество "Газпром газораспределение Челябинск" обращалось в управление с заявлением от 21.11.2011 N ГШ-27/162 о предоставлении земельного участка в собственность, а также с заявлением от 11.05.2006 N 195 о приобретении права аренды.
Письмом от 20.02.2017 N 01//вс-27/424 общество "Газпром газораспределение Челябинск" обратилось в управление с заявлением от 20.02.2017 N 01//вс-27/424 о предварительном согласовании предоставления земельного участка с приложением подготовленной схемы границ земельного участка площадью 1606 кв. м и документов о правах на принадлежащие обществу объекты недвижимого имущества.
В письме от 17.03.2017 N 01492 управление сообщило следующее.
В соответствии с Положением об управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 452, управление не наделено полномочиями по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также не наделено полномочиями по утверждению схемы расположения земельного участка в рамках процедуры предварительного согласования предоставления такого земельного участка. При этом управление осуществляет проведение первичной экспертизы заявления и комплектности представленных документов и в случае отсутствия замечаний направляет их в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия соответствующего решения.
Ссылаясь на подп. 1 п. 2 ст. 39.15, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации и перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.01.2015 N 1 (далее - Перечень), ответчик указал на отсутствие сообщения, содержащего перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Так как по сведениям Единого государственного реестра недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 74:26:1103001:32 расположены иные объекты недвижимости, права на которые не зарегистрированы, в целях эффективного использования федерального земельного участка заявителю необходимо представить информацию о лицах, использующих данные объекты. В этой связи принятие решения по обозначенному вопросу не представляется возможным.
Исследовав и оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе представленную обществом "Газпром газораспределение Челябинск" схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суды выявили расположение на формируемой части земельного участка площадью 1606 кв. м двух объектов, принадлежащих обществу "Газпром газораспределение Челябинск" на праве собственности.
Учитывая изложенное и принимая во внимание направленность заявления общества "Газпром газораспределение Челябинск" на реализацию исключительных прав в отношении земельного участка под объектами, принадлежащими обществу на праве собственности, суды пришли к верному выводу о достаточности представленных документов для рассмотрения и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
С учетом изложенного суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы земельного участка, изложенный в письме от 17.03.2017 N 01492, является незаконным и нарушающим право общества на получение прав в отношении земельного участка под объектами, принадлежащими обществу "Газпром газораспределение Челябинск" на праве собственности.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили требования общества "Газпром газораспределение Челябинск" о признании незаконным отказа управления в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, выраженного в письме от 17.03.2017 N 01492.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Отклоняя довод управления о том, что обществом "Газпром газораспределение Челябинск" не были предоставлены сведения о лицах, использующих расположенные на земельном участке объекты недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы, суды обоснованно отметили, что в силу положений п. 4.1.2, 4.1.3, 4.1.21 Типового положения именно ответчик, представляющий интересы собственника земельного участка в спорных правоотношениях, со своей стороны при возникновении сомнений в статусе объектов, расположенных на испрашиваемом земельном участке, обязан был их устранить посредством реализации своих контрольных функций за использованием земельного участка (путем обследования спорного земельного участка) либо посредством получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения продажи федерального имущества, от уполномоченных органов.
Также суды обоснованно учли недопустимость требования от общества согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации (п. 19 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суды обоснованно отклонили ссылку управления на ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая, что возможность вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы, невозможности размещения объектов недвижимости и других препятствующих рациональному использованию и охране земель недостатков, а также нарушение требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, не подтверждена доказательствами наступления таких последствий в случае формирования земельного участка на основании предложенной заявителем схемы расположения.
Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.10.2017 по делу N А76-10841/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.