Екатеринбург |
|
17 мая 2018 г. |
Дело N А34-12485/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Токмаковой А.Н., Гавриленко О.Л.
рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное)
(далее - учреждение, фонд) на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2017 по делу N А34-12485/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Для участия в судебном заседании Арбитражного суда Уральского округа с применением видеоконференц-связи в Арбитражный суд Курганской области прибыл представитель фонда - Бородин Д.Н. (доверенность от 09.01.2018).
Учреждение обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Крым плюс" (далее - общество) штрафа в сумме 1000 руб. за нарушение срока представления сведений индивидуального (персонифицированного) учёта на основании ч. 3 ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 30.11.2017 (судья Радаева О.В.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 (судьи Кузнецов Ю.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель жалобы указывает на то, что действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок для обращения территориальных органов Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 данного закона; в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности установлен три года; с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" утратил силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ); с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов были переданы налоговым органам, и, соответственно, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации; приказом Минфина России от 07.12.2016 N 230н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н" с 01.01.2017 установлены новые КБК для оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование; согласно данного приказа страховые взносы уплачиваются в бюджет налогового органа; взыскиваемые штрафные санкции в рамках рассматриваемого дела начислены не на сумму обязательных к уплате страховых взносов; обстоятельства, которые послужили основанием для начисления штрафных санкций, не вытекают из обязательств по уплате страховых взносов, а связаны с ведением индивидуального (персонифицированного) учета; порядок представления сведений по форме СЗВ-М, а также порядок и сроки привлечения к ответственности закреплены в Законе N 27-ФЗ, следовательно, данные правоотношения не регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд, ссылаясь на абз. 19 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ), согласно которому страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), считает, что действующим законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете не установлен срок для обращения территориальными органами Пенсионного фонда в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление страхователем в установленный срок, либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 названного закона, а лишь установлен срок для привлечения к ответственности 3 года, в течение которого и возможно взыскание указанных штрафных санкций, который на момент обращения в суд не истек, а также не пропущен общий срок исковой давности, установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах" (исходная) (далее - СЗВ-М); фондом проведена проверка представленных обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М (исходная) за август 2016 года, в ходе которой установлено нарушение страхователем срока их представления (при сроке представления не позднее 12.09.2016, сведения фактически представлены 13.09.2016); по данному факту учреждением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 26.01.2017 N 055S18170000141, в котором указано на нарушение требований п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам рассмотрения акта и иных документов фондом вынесено решение от 28.02.2017 N 055S19170000265 о привлечении общества к ответственности по ч. 4 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в виде наложения штрафа в суммее 1000 руб., направленное страхователю заказным почтовым отправлением 02.03.2017.
В требовании от 23.03.2017 N 055S01170126863, направленном заказным почтовым отправлением 25.03.2017, страхователю предложено уплатить указанную сумму штрафа в срок до 11.04.2017.
Неисполнение требования страхователем в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что фондом пропущен срок на обращение в суд и отсутствуют уважительные причины для его восстановления.
Выводы судов являются правильными, основанными на материалах дела, исследованных с соблюдением требований, установленных ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2 - 2.2 данной статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
В соответствии с абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 - 2.2 ст. 11 данного закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (ч. 2 ст. 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 5 ст. 22 Федерального закона N 212-ФЗ требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
Согласно п. 5.5 и 5.7 ст. 19 Федерального закона N 212-ФЗ заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Названный закон с 01.01.2017 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Абз. 15 - 17 ст. 17 Закона N 27-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию их взыскание производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлены.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Таким образом, к отношениям, связанным со взысканием штрафов, предусмотренных ст. 17 Закона N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования (ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 Налогового кодекса Российской Федерации с заявлением о взыскании со страхователя суммы финансовых санкций заявитель имеет право обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Судами установлено, что по требованию от 23.03.2017 N 055S01170126863 страхователю надлежало уплатить финансовые санкции в срок до 11.04.2017; с заявлением об их взыскании фонд обратился в суд 31.10.2017 (согласно штампу Арбитражного суда Курганской области), то есть с пропуском шестимесячного срока на подачу такого заявления.
Суды, рассмотрев приведенные фондом обстоятельства об уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций, сделали вывод о том, что учреждением не приведено достаточных оснований (уважительных причин) для восстановления пропущенного срока подачи заявления о взыскании с общества штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах.
В абз. 19 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлен срок давности привлечения страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не срок обращения в суд.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о пропуске фондом срока обращения в суд и, установив отсутствие оснований для его восстановления, правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы судов, были предметом их рассмотрения и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.11.2017 по делу N А34-12485/2017 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане Курганской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.