Екатеринбург |
|
25 мая 2018 г. |
Дело N А60-52082/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 мая 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В. А.,
судей Полуяктова А. С., Тороповой М. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А60-52082/2017 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Осинцева Е.Л. (доверенность от 25.12.2017 N 08-17/583);
акционерного общества "Тандер" (далее - общество "Тандер") - Гладких А.Н. (доверенность 09.06.2017 N 2-4/642).
Общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Росреестра о признании недействительным уведомления от 10.07.2017 N 66/002/660/2017-3983.
Решением суда от 27.11.2017 (судья Евдокимов И.В.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 (судьи Зеленина Т.Л., Семенов В.В., Скромова Ю.В.) решение суда отменено. Заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить силе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя, поскольку по истечении 5 дней с даты подачи заявления о государственной регистрации документ об уплате государственной пошлины не поступил, заинтересованным лицом обоснованно принято решение о возврате документов без рассмотрения, при этом заявитель в праве обратиться с заявлением повторно.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Тандер" просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 04.07.2017 заявитель представил ответчику документы для государственной регистрации ипотеки в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0207007:98, здания с кадастровым номером 66:56:0207007:1498, в том числе платежное поручение об уплате государственной пошлины от 30.06.2017 N 10880 на сумму 4 000 руб.
07.07.2017 заявитель дополнительно произвел оплату государственной пошлины в размере 4 000 руб. платежным поручением N 11232.
Уведомлением от 10.07.2017 N 66/002/660/2017-3983 Управление Росреестра возвратило без рассмотрения документы, представленные для государственной регистрации ипотеки в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:56:0207007:98 по причине отсутствия документов, подтверждающего оплату государственной пошлины.
11.07.2017 заявитель дополнительно представил ответчику платежное поручение от 07.07.2017 N 11232.
12.07.2017 произведена государственная регистрация ипотеки в отношении здания с кадастровым номером 66:56:0207007:1498.
Полагая, что возврат документов без рассмотрения произведен Управлением Росреестра необоснованно, общество "Тандер" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств представления заявителем в установленный законом пятидневный срок документа, подтверждающего оплату государственной пошлины.
Отменяя решение и удовлетворяя требования, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок осуществления государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества установлен ст. 29 Федерального Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с ч. 5 ст. 18 названного Закона не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Законом или иными федеральными законами.
На основании ст. 17 Закона о государственной регистрации недвижимости за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из содержания подп. 28 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что за государственную регистрацию, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подп. 61 настоящего пункта, ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременений прав на недвижимое имущество уплачивается государственная пошлина в размере 4000 руб.
Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется. Заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе (п. 7 ст. 18 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации недвижимости орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем.
Согласно ч. 1 ст. 21.3 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, указанные в ч. 3 ст. 1 и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ч. 4 ст. 21.3 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
С учетом изложенного суды пришли к выводу об отсутствии обязанности у заявителя предоставить документ об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Управление Росреестра было обязано возвратить заявление о государственной регистрации без рассмотрения, если по истечении пяти дней с даты подачи этого заявления (04.07.2017) в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствовала информация об уплате заявителем государственной пошлины за осуществление государственной информации.
Материалами дела подтвержден факт уплаты государственной пошлины до истечения пяти дней с даты подачи заявления о государственной регистрации.
Учитывая, что доказательств отсутствия в установленный срок сведений в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах об уплате заявителем государственной пошлины по платежному поручению 07.07.2017 Управлением Росреестра не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение о возврате без рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации является незаконным, в связи с чем отменил решение суда и удовлетворил заявление.
Доводы Управления Росреестра подлежат отклонению, поскольку не опровергают вывод суда о несоответствии оспариваемого решения п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации недвижимости.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2018 по делу N А60-52082/2017 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
А.С. Полуяктов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
...
Доводы Управления Росреестра подлежат отклонению, поскольку не опровергают вывод суда о несоответствии оспариваемого решения п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации недвижимости."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25 мая 2018 г. N Ф09-2605/18 по делу N А60-52082/2017
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2605/18
05.04.2018 Определение Арбитражного суда Свердловской области N А60-52082/17
05.03.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-20162/17
13.02.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-20162/17
27.11.2017 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-52082/17