Екатеринбург |
|
15 октября 2018 г. |
Дело N А60-1386/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гусева О.Г., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Уральского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН: 6685136875, ОГРН: 1176658071633) (далее - управление) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 по делу N А60-1386/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления - Наберухина В.А. (доверенность от 25.09.2018).
Федеральное государственное казенное учреждение "6 отряд федеральной противопожарной службы Свердловской области" (далее - ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании незаконным предписания от 29.11.2017 N 590, обязании управление отменить оспариваемое предписание.
Решением суда от 09.04.2018 (судья Киреев П.Н.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным обжалуемое предписание управления и обязал управление устранить допущенные нарушения прав и законных учреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 (судьи Гладких Е.О., Варакса Н.В., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы указывает на то, что Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как одного из видов общественной безопасности; согласно статье 1 задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий; в части 1 статьи 20 Федерального закона закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств; частью 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; согласно разделу 6 "Государственного стандарта Российской Федерации. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения. (ГОСТ Р 52051-2003)" к транспортным средствам специального назначения относятся транспортные средства категорий М, N и О, предназначенные для пассажирских и грузовых перевозок, связанных с выполнением специальных функций, для которых требуется наличие специального кузова и (или) оборудования, и далее следует закрытый перечень транспортных средств специального назначения: автомобиль-дом, бронированное транспортное средство, транспортное средство медицинское помощи, автомобиль для ритуальных услуг; раздел 4 указанного ГОСТа классифицирует транспортные средства категории N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов; в Примечании 2 указано, что оборудование и установки, находящиеся на ряде специальных транспортных средств, приравниваются к грузам; учитывая, что перечень транспортных средств специального назначения является закрытым и в него не входят транспортные средства, используемые для тушения пожаров - эти транспортные средства относятся к категории N; учреждение относится к числу субъектов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров, поскольку, оно осуществляет эксплуатацию имеющихся на балансе транспортных средств при осуществлении своей деятельности; обязанность по соблюдению требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, возникает у любого юридического лица, использующего в своей деятельности автомобильный транспорт; поскольку на деятельность учреждения распространяется весь комплекс нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса, следовательно, предписание государственного инспектора управления является законным и обоснованным.
По мнению управления, судами дана неправильная оценка применению норм права, регулирующих безопасность дорожного движения; судом первой инстанции не учтен тот факт, что водителям, управляющим транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных служб не требуется проведение предрейсового медицинского осмотра, но проведение предсменного и послесменного медицинского осмотра обязательно для всех водителей, следовательно, учреждению необходимо организовать проведение предсменного и послесменного медицинского осмотра водителей.
Заявитель жалобы считает, что требования управления, изложенные в предписании, соответствуют законодательству; все предъявленные в оспариваемом предписании требования направлены на организацию работу водителей и эксплуатацию транспортных средств в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; кроме того, оспариваемое предписание выдано управлением в рамках предоставленных ему полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 11.10.2017 N 590 в отношении ФГКУ "6 ОФПС по Свердловской области" в период с 10.11.2017 по 29.11.2017 Управлением была проведена плановая выездная проверка, результаты которой зафиксированы в акте от 29.11.2017 N 590. По результатам проверки Учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 29.11.2017 N 590, которым возложена обязанность по устранению нарушений, зафиксированных в акте от 29.11.2017 N 590 в срок до 10.01.2018.
Полагая, что названное предписание вынесено заинтересованным лицом незаконно и необоснованно, заявитель обратился с заявлением о признании его недействительным в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворяя заявление пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.
Исходя из ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие ненормативного акта, решения закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, как одного из видов общественной безопасности.
Из оспариваемого предписания следует, что заявителю предложено в срок до 10.01.2018 устранить нарушения и провести следующие мероприятия по устранению нарушения транспортного законодательства, а именно:
1. Обеспечить заполнение путевых листов в соответствии с требованиями нормативных актов. Заполнять сведения о водителе. Указывать дату и время проведения предрейсового и (или) послерейсового медицинского осмотра водителя. Указывать фамилию, имя, отчество медицинского работника, проводившего предрейсовый и (или) послерейсовый медицинский осмотр в соответствии с требованиями: п. 16, п. 3, п. 7 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс РФ) от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении реквизитов и порядка заполнения путевых листов"; п. I ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
2. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по продолжительности рабочего времени. Установить нормальную продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов. Ограничить общую продолжительность сверхурочной работы в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не более 12 часов в соответствии с требованиями: ч. II п. 23, ч. II п. 9 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
3. Организовать рабочий процесс в соответствии с требованиями законодательства по соблюдению режима отдыха водителей. Установить продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов в соответствии с требованиями: ч. III п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15; п. 15 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
4. Организовать учет рабочего времени водителей. Обеспечить соответствие рабочего времени в табеле рабочему времени в путевых листах в соответствии с требованиями: п. 1.2, п. 2 Постановления Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 91 ТК РФ.
5. Заключить договор об оказании услуг по проведению медицинских осмотров (предсменных, послесменных) с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменный, послесменный), либо получить такую лицензию самостоятельно в соответствии с требованиями: п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291; п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; ст. 24 п. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 8 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
6. Организовать проведение обязательных предсменных, медицинских осмотров водительского состава. Обеспечить прохождение предсменного медицинского осмотра водителями перед выходом на смену в соответствии с требованиями: п. 5, п. 11 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; п. 2 (4). п. 7 ст. 46, ст. 46 п. 2 (4) Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; п. 2-9, п. 4, 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.12.2014 N 835н.
7. Обеспечить осуществление контроля технического состоянии транспортных средств профессиональными специалистами. Назначить на проведение предрейсовых осмотров транспортных средств специалиста, имеющего специальное профильное образование и соответствующего квалификационным требованиям. Провести аттестацию специалистов, осуществляющих выпуск транспортных средств на линию в соответствии с требованиями: Приложение 1 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 29 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
8. Обеспечить выполнение контроля соблюдения мероприятий по подготовке работников субъекта транспортной деятельности к безопасной работе и подготовки транспортных средств к безопасной эксплуатации. Организовать проведение проверок соблюдения мероприятий по обеспечению безопасности перевозок в соответствии с требованиями: п. 5 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
9. Провести аттестацию должностного лица, ответственного за безопасность дорожного движения в соответствии с требованиями: п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28,09.2015 N 287; п. 2 "Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" утвержденный Приказом Минтранса России от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01,2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
10. Обеспечить соответствие специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, профессиональным и квалификационным требованиям. Определить на должность ответственного за БДД специалиста с необходимым уровнем знании и умений. Обеспечить наличие у ответственного за БДД высшего образовании по специальности, входящей в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта". Обеспечить наличие у контролера, не имеющего профильного высшего образования по специальности группы 23.00.00, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями п. 16.1, п. 16.2, п. 16.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 28,09.2015 N 287; п. 4, п. 7 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11.03.2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
11. Устранить нарушение положения об аттестации исполнительных руководителей и специалистов. Провести аттестацию исполнительных руководителей и специалистов, подлежащих аттестации (согласно утвержденному перечню должностей) в соответствии с требованиями: п. 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
12. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции диспетчеров автомобильного транспорта установленным требованиям. Определить на должность специалистов, исполняющих функции диспетчеров, специалистов с необходимым уровнем знаний и умений в соответствии с требованиями: п. 13.1, п. 13.2 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287, п. 4 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильное транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 11.03 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
13. Устранить несоответствие квалификации специалистов, осуществляющих функции контролеров технического состояния автотранспортных средств, установленным требованиям. Определить на должность контролера АТС специалиста с необходимым уровнем знаний н умений. Обеспечить наличие у контролера АТС профессионального образования по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта". Обеспечить наличие у контролера АТС, не имеющего профильного образования по специальности 23.02.03, диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств в соответствии с требованиями: п. 14.1, п. 14.2, п. 14.3 Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 N 287; п. 4, п. 7, п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильное транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса РФ от 11.03 2016 N 59; п. 8 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 N 7; ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, нарушение которых вменяется заявителю в предписании, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что согласно их преамбуле и нормам, нарушение которых установлено Управлением, все они направлены на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам.
Так как из материалов дела следует и заинтересованным лицом не опровергнуто, что непосредственная деятельность заявителя не связана с деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в качестве оказания транспортных услуг третьим лицам, с учетом основного вида деятельности учреждения суды сделали вывод, что на заявителя не распространяются требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Поскольку Учреждение не является юридическим лицом, осуществляющим на основании договоров перевозки коммерческую деятельность по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения, на него не распространяются требования частей 1, 4 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и требования Устава автомобильного транспорта, а также положения иных нормативных правовых актов, относящихся к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
Между тем, судами не учтено следующее.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196 "О безопасности дорожного движения" (далее также Закон N 196-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 196-ФЗ законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 20 Закона N 196-ФЗ установленные ими требования по обеспечению безопасности дорожного движения распространяются на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, как в целях оказания услуг, так и для собственных нужд. Вместе с тем отдельные требования из числа перечисленных в статье 20 названного Закона, исходя из их содержания, обязательны лишь для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации транспортных средств в целях оказания транспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. К числу таких требований, относятся, в частности, предусмотренное пунктом 1 статьи 20 Закона требование соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.
Во исполнение статьи 20 Закона N 196-ФЗ Министерством транспорта Российской Федерации разработаны и утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом N 7, пункт 2 которых определяет основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов.
В силу пункта 5 указанных Правил при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к этому приказу.
Перечень мероприятий по подготовке работников к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, периодичность проведения соответствующих проверок определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Таким образом, положениями пунктов 1 и 4 статьи 20 Федерального закона N 196-ФЗ не предусмотрено дифференцирование требований предъявляемых к юридическим лицам, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом в зависимости от целей таких перевозок.
Требования об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки, направлены на организацию работы водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, создание условий для повышения квалификации водителей и других работников, обеспечивающих безопасность дорожного движения; обеспечение соответствия технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и недопуска транспортных средств к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения. Учреждение осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и осуществляет перевозку работников, следовательно оно обязано соблюдать требования, установленные статьей 20 Закона о безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" предусмотрено, что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд, должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные ст. 20 Закона о безопасности дорожного движении.
Таким образом, сам по себе факт неосуществления учреждением деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом, не отменяет для учреждения как лица, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения обязанность по соблюдению требований, изложенных в ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Поскольку судами проверка предписания на предмет соответствия изложенных в нем мероприятий требованиям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ, не осуществлялась, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.04.2018 по делу N А60-1386/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2018 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции" предусмотрено, что организации, которые совершают перевозки для собственных нужд, должны выполнять те же требования безопасности, что и при коммерческих перевозках, в том числе они обязаны выполнять обязанности, установленные ст. 20 Закона о безопасности дорожного движении.
Таким образом, сам по себе факт неосуществления учреждением деятельности, связанной с перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом, не отменяет для учреждения как лица, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств, в целях обеспечения безопасности дорожного движения обязанность по соблюдению требований, изложенных в ст. 20 Федерального закона N 196-ФЗ.
Поскольку судами проверка предписания на предмет соответствия изложенных в нем мероприятий требованиям, предусмотренным статьей 20 Федерального закона N 196-ФЗ, не осуществлялась, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15 октября 2018 г. N Ф09-6215/18 по делу N А60-1386/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6215/18
09.04.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7344/18
17.12.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1386/18
15.10.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6215/18
25.06.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7344/18
09.04.2018 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-1386/18