Екатеринбург |
|
24 октября 2018 г. |
Дело N А60-60301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вербенко Т.Л.,
судей Сафроновой А.А., Сидоровой А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (ИНН: 7734135124, ОГРН: 1027739057500; далее - предприятие "Госкорпорация по ОрВД") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.03.2018 по делу N А60-60301/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Авиакомпания "Сибирь" (далее - общество "Авиакомпания "Сибирь") - Майоров А.Н. (доверенность от 27.06.2017 N dov-10-с-17-120);
предприятия "Госкорпорация по ОрВД" - Колесников В.Н. (доверенность от 27.02.2018 N Д-096), Телкова Е.М. (доверенность от 30.01.2017 N 66 АА 4187147).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Главный центр информационных технологий и метеорологического обслуживания авиации Федеральной службы по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды" (ИНН: 7703019417, ОГРН: 1027739491669; далее - учреждение "Авиаметтелеком Росгидромета") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Авиакомпания "Сибирь" (ИНН: 5448100656; 7734135124, ОГРН: 1025405624430; 1027739057500 далее - общество "Авиакомпания "Сибирь", предприятию "Госкорпорация по ОрВД" о взыскании долга за предоставленную авиационную метеорологическую информацию за период с 21.06.2017 по 31.07.2017.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта Российской Федерации (ИНН: 7702361427, ОГРН: 1047702023599).
Решением суда от 27.03.20108 (судья Малов А.А.) исковые требования удовлетворены частично. С предприятия "Госкорпорация по ОрВД" в пользу учреждения "Авиаметтелеком Росгидромета" взыскано 1 723 536 руб. 32 коп. долга. В удовлетворении исковых требований к обществу "Авиакомпания "Сибирь" отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 (судьи Григорьева Н.П., Гребенкина Н.А., Муталлиева И.О.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприятие "Госкорпорация по ОрВД" просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию в ином судебном составе, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Заявитель не согласен с выводом суда о том, что предприятие "Госкорпорация по ОрВД" взимает с авиаперевозчиков оплату (сбор) за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на этапе подготовки к полету, включая сбор и обработку, передачу и предоставление метеоинформации, поскольку в спорный период времени в уставе "Госкорпорация по ОрВД" отсутствовало указание на разрешение такого вида деятельности.
Как поясняет кассатор, действительно, приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 25.05.2018 N 429-П в Устав предприятия "Госкорпорация по ОрВД" внесен пункт 2.2.2, в котором дополнительно указано осуществление функции взимания сборов за аэронавигационное обслуживание иностранных и российских пользователей воздушного пространства, в том числе в целях обеспечения выплат за предоставление полномочным метеоорганом метеорологической информации в установленном порядке; однако, Устав в измененной редакции вступил в действие только с 01.06.2018.
По мнению предприятия "Госкорпорация по ОрВД", истец не имеет соответствующей лицензии в области гидрометеорологии и смежных областях, в связи с чем у него отсутствуют правовые основания осуществлять сбор, обработку, передачу и предоставление метеорологической информации, в том числе в электронном виде. Заявитель также не согласен с тем, что с него взыскана полная стоимость государственной услуги по аэронавигационному обслуживанию, поскольку полагает, что часть платы за метеоинформацию получена истцом в составе платы за другие услуги в области аэронавигации. По мнению заявителя жалобы, судами неверно применены к спорным правоотношениям положения главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как предоставление аэронавигационных услуг может регламентироваться только специальным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Авиакомпания "Сибирь" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу предприятия "Госкорпорация по ОрВД" - без удовлетворения.
Министерство транспорта Российской Федерации в отзыве на кассационную жалобу поясняет, что приказом от 06.02.2017 N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (начало действия документа с 24.03.2017) внесены изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации N 241, в том числе в части исключения пункта сбора за метеообеспечение, относящегося к аэропортовым сборам.
Порядок государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 978 "Об утверждении Правил государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства".
Государственное регулирование аэронавигационных сборов осуществляется Федеральной антимонопольной службой посредством установления ставок аэронавигационных сборов. Ставки аэронавигационных сборов устанавливаются в отношении организаций, осуществляющих аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, в том числе предоставляющих метеорологическую информацию (пункты 2, 3 названного постановления Правительства Российской Федерации).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами при рассмотрении дела, учреждение "Авиаметтелеком Росгидромета" является производителем специализированной метеорологической информации для гражданской авиации на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края.
Ссылаясь на оказание в период с 21.06.2017 по 31.07.2017 услуг по предоставлению авиаметеорологической информации, учреждение "Авиаметтелеком Росгидромета" обратилось в арбитражный суд с иском к предприятию "Госкорпорация по ОрВД" как лицу, осуществляющему организацию воздушного движения, и обществу "Авиакомпания "Сибирь" как организации, осуществляющей эксплуатацию воздушных судов, о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные учреждением "Авиаметтелеком Росгидромета" требования к предприятию "Госкорпорация по ОрВД", придя к выводу о наличии у последнего обязанности по внесению платы за использование метеорологической информации истцу.
Установив факт перечисления обществом "Авиакомпания "Сибирь" на расчетный счет предприятия "Госкорпорация по ОрВД" денежных средств за предоставление метеорологической информации, отказало учреждению "Авиаметтелеком Росгидромета" в удовлетворении исковых требований в данной части.
Проверив законность судебного акта первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном нормами статей 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил, что оснований для их отмены не имеется.
Как следует из материалов дела, договор возмездного оказания услуг по авиаметеорологическому обеспечению полетов между истцом и ответчиками не заключен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Правила и условия аэронавигационного обслуживания, а также обеспечения полетов воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 2 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2.7 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128 (далее - Правила N 128) перед полетом командир воздушного судна обязан ознакомиться со всей имеющейся информацией, касающейся данного полета, а также запланировать альтернативные действия на тот случай, если полет по плану не может быть выполнен вследствие ухудшения погодных условий.
В силу подпункта 2.7.1 названных Правил имеющаяся у командира воздушного судна информация должна включать в себя, как минимум, следующее: а) для полета по правилам полетов по приборам, а также для полета по правилам визуальных полетов вне района аэродрома вылета: сводки и прогнозы погоды; при подготовке к полету капитан воздушного судна или в случае осуществления коммерческих воздушных перевозок эксплуатант обеспечивает предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной и метеорологической информации.
Перед началом работ, а также в процессе их выполнения командир воздушного судна обязан иметь информацию о погоде в районе выполнения авиационной работы (пункт 6.7 Правил N 128).
Из названных норм следует, что командир воздушного судна перед полетом и во время его выполнения обязан иметь метеорологическую информацию.
Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Формирование правил применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации отнесено к полномочиям Министерства транспорта Российской Федерации (пункт 5.2.2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации").
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" утверждены Перечень и Правила формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (далее - Перечень).
В данном Перечне помимо аэронавигационного обслуживания предусмотрено метеорологическое обеспечение, для которого установлен специальный сбор, относящийся к аэропортовым сборам.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 06.02.2017 N 34 "О внесении изменений в приложение N 1 к приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2012 N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (начало действия документа с 24.03.2017) внесены изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации N 241, в том числе в части исключения пункта сбора за метеообеспечение, относящегося к аэропортовым сборам.
Сбор, обработка, передача и предоставление метеорологической информации внесены в состав услуги за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов.
Оплату (сбор) за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов на этапе подготовки к полету, включая сбор, обработку, передачу и предоставление метеоинформации взимает предприятие "Госкорпорация по ОрВД".
В соответствии с Федеральными авиационными правилами "Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов", утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 N 60, сбор, обработка, передача и предоставление метеоинформации авиационным пользователям возложена на полномочный метеорологический орган.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
В соответствии с пунктом 5.4.16. Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 372 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды осуществляет метеорологическое обслуживание гражданской и экспериментальной авиации.
Согласно п. 4 названого Положения Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Росгидромет) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
На основании приказа Росгидромета от 27.07.2010 N 234 "О совершенствовании метеорологического обеспечения обслуживания авиации" функции по метеорологическому обслуживанию гражданской и экспериментальной авиации возложены на подведомственную Росгидромету организацию - учреждение "Авиаметтелеком Росгидромета".
Приказом Росгидромета от 07.05.2014 N 238 утвержден "Порядок определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, оказываемые ими сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания".
В целях реализации данного приказа Росгидромета учреждением "Авиаметтелеком Росгидромета" принято распоряжение от 20.03.2017 N 7 "Об утверждении Перечней платных услуг (работ) и цен на Платные услуги (работы)", которым обязало директоров филиалов утвердить перечни платных услуг.
Приказом директора Уральского филиала учреждения "Авиаметтелеком Росгидромета" от 23.03.2017 N 039 разработан и утвержден "Перечень платных услуг для российских пользователей воздушного пространства по подготовке и предоставлению потребителям прогностической, аналитической и расчетной специализированной авиаметеорологической информации (авиаметеорологическое обеспечение) Уральского филиала ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета" с ценами на платные услуги (работы) и Порядок расчета стоимости услуг в соответствии с Перечнем платных услуг.
На основании изложенного, истец обязан осуществлять сбор, обработку, передачу и предоставление метеоинформации авиационным пользователям, а предприятие "Госкорпорация по ОрВД" обязано взимать плату за предоставленную метеорологическим органом такой информации в составе сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (в том числе, на этапе подготовки к полету).
Судами установлено, что между предприятием "Госкорпорация по ОрВД" и обществом "Авиакомпания "Сибирь" имеется заключенное соглашение по предоставлению метеоинформации, на основании которого последний выплачивает аэронавигационный сбор.
Факт перечисления на расчетный счет предприятия "Госкорпорация по ОрВД" сбора за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов в спорный период подтвержден обществом "Авиакомпания "Сибирь" в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суды обоснованно взыскали с предприятия "Госкорпорация по ОрВД" в пользу учреждения "Авиаметтелеком Росгидромета" денежные средства в размере 1 723 536 руб. 32 коп., составляющих стоимость оплаченного обществом "Авиакомпания "Сибирь" аэронавигационного сбора, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований к последнему.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в нижестоящих судах первой и апелляционной инстанций и подлежат отклонению, поскольку, по существу, сводятся к несогласию кассатора с оценкой фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств, направлены на их переоценку.
Вместе с тем суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений судами при рассмотрении дела норм материального или процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебных актов, не установлено.
При названных обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражный суд Свердловской области от 27.03.2018 по делу N А60-60301/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Л. Вербенко |
Судьи |
А.А. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.