Екатеринбург |
|
10 декабря 2018 г. |
Дело N А60-5541/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2018 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Лукьянова В.А., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вилонова, 6" (далее - ТСЖ, заявитель) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2018 по делу N А60-5541/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель ТСЖ - Рязанов В.В. (доверенность от 01.03.2018).
ТСЖ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконным акта Администрации Кировского района города Екатеринбурга (далее - Администрация, заинтересованное лицо) от 08.11.2017.
Определением суда от 13.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление Роспотребнадзора по Свердловской области), Администрация города Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2018 (судья Малов А.А.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 (судьи Риб Л.Х., Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТСЖ просит указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, неправильное применение норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Заявитель, ссылаясь на положения СанПиН 42-128-4690-88, указывает на то, что рассматриваемый случай относится к числу предусмотренных Санитарными правилами исключений, когда размещение мест временного хранения отходов согласовывается комиссией и орган местного самоуправления обязан утвердить такой акт.
ТСЖ считает, что оспариваемый акт заинтересованного лица не содержит нормативного обоснования отказа в согласовании места расположения контейнерной площадки, принят без учета сложившейся застройки района, а также ранее выданных согласований местоположения контейнерных станций.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы.
При рассмотрении спора судами установлено, что на основании решения общего собрания жильцов многоквартирных жилых домов ТСЖ осуществляет управление многоквартирными жилыми домами N 6 и N 14а по ул. Вилонова в г. Екатеринбурге.
ТСЖ 04.06.2014 обратилось в Администрацию с просьбой создать комиссию для согласования переноса контейнерной площадки, обслуживающей многоквартирный жилой дом N 14а по ул. Вилонова, находящейся на дублере ул. Вилонова напротив указанного дома на внутридомовую территорию данного жилого дома.
Письмом от 07.07.2014 (исх. N 64/01-58/001/73) Администрацией сообщено, что не возражает относительно переноса контейнерной площадки к распределительному пункту (ул. Вилонова, 14/1) в место указанное на плане-схеме N 2; разъяснено, что в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства ТСЖ необходимо обратиться в управление Роспотребнадзора по Свердловской области для согласования нового местоположения контейнерной площадки.
ТСЖ 20.10.2014 обратилось в управление Роспотребнадзора по Свердловской области с заявлением о согласования нового местоположения контейнерной площадки (письмо исх. N 159), на которое ответа не получено.
Заявитель на средства собственников помещений многоквартирного жилого дома N 14а по ул. Вилонова произвело перенос контейнерной площадки согласно плану-схеме N 2.
В июле 2017 года управлением Роспотребнадзора по Свердловской области произведена проверка деятельности ТСЖ по вопросу организации складирования твердых бытовых отходов на контейнерной площадке, по результатам которой возбуждено административное производство и постановлением от 27.07.2017 N 1187/08 ТСЖ привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с несоблюдением необходимого расстояния допустимого размещения оборудованной контейнерной площадкой и детской площадкой многоквартирного жилого дома N 14а по ул. Вилонова, в виде предупреждения.
Товарищество 29.08.2017 обратилось в Администрацию с заявлением о комиссионном решении вопроса о согласовании местоположения контейнерной площадки.
Письмом от 19.09.2017 (исх. N 64.01-58/001/617) Администрацией сообщено, что не возражает против обустройства контейнерной площадки на месте, согласованном при комиссионном обследовании. В данном письме заявителю разъяснено, что место размещения контейнерной площадки необходимо согласовать со специализированной организацией, ответственной за вывоз мусора, и управлением Роспотребнадзора по Свердловской области.
По результатам обследования комиссией с участием представителей Администрации, Центрального Екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области, муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных услуг", оформленного актом Администрации от 08.11.2017, сделан вывод о невозможности согласования местоположения контейнерной площадки в существующем варианте.
Заявитель, полагая, что отказ в согласовании места положение контейнерной площадки является необоснованным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствия оснований для признания оспариваемого акта недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Пунктом 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждённых Главным государственным санитарным врачом 05.08.1988, предусмотрено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что комиссией в составе представителей Администрации, специалиста-эксперта Центрального Екатеринбургского отдела управления Роспотребнадзора по Свердловской области и представителя муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных услуг" при проведении обследования 08.11.2017 принято решение о том, что согласовать местоположение контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов жилого дома N 14а по ул. Вилонова в существующем варианте не представляется возможным, поскольку не соблюдены установленные санитарными нормами расстояния для ее размещения, в непосредственной близости (менее 20 метров) от указанной контейнерной площадки оборудована детская площадка жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Вилонова, 14.
Судами установлено также, что иные варианты размещения контейнерной площадки ТСЖ рассматривать отказалось.
Также Администрацией разъяснено заявителю, что Администрация и управление Роспотребнадзора по Свердловской области повторно рассмотрят вопрос по согласованию месторасположения контейнерной площадки жилого дома N 14а по ул. Вилонова при предоставлении схемы размещения площадки с максимально возможным соблюдением санитарных норм, исходя из размеров земельного участка, не нарушая прав третьих лиц.
Таким образом, в рассматриваемом случае права и законные интересы заявителя не могут считаться нарушенными.
Доказывание обстоятельств, послуживших основанием для принятия ненормативного акта возлагается на Администрацию, что, однако, не исключает обязанности ТСЖ доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих возражений, между тем таких доказательств ТСЖ в материалы дела не представлено.
Правильно применив указанные выше нормы права, с учетом установленных обстоятельств, оцененных в совокупности, суды сделали правильный вывод о том, что содержащийся в спорном акте Администрации отказ в переносе и размещении контейнерной площадки в связи с несоблюдением необходимого расстояния допустимого размещения оборудованной контейнерной площадкой и детской площадкой многоквартирного жилого дома N 14а по ул. Вилонова основан на нормах действующего законодательства.
В связи с изложенным суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного ТСЖ требования.
Доводы заявителя жалобы, приведенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, основаны на ошибочном толковании заявителем норм материального права и, по сути, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 07.06.2018 по делу N А60-5541/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Вилонова, 6" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Вилонова, 6" из средств федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 19.10.2018 N 613.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
В.А. Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.