Екатеринбург |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А76-6802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Сухановой Н. Н., Кравцовой Е. А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежинске Челябинской области (далее - учреждение, пенсионный фонд, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 17.07.2018 по делу N А76-6802/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Индивидуальный предприниматель Баранов Михаил Степанович (далее - предприниматель, Баранов М.С., страхователь, заявитель) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к учреждению об обязании последнего в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014-2015 годы с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предпринимателя, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) правилами учета расходов для целей исчисления налога на доходы физических лиц и передать в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) сведения об излишне уплаченных заявителем страховых взносах за 2014 год в размере 114 888 руб. 40 коп., за 2015 год в размере 120 590 руб. 99 коп. (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований).
Определением суда от 13.02.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган).
Решением суда от 20.06.2018 (судья Орлов А.В.) требования предпринимателя Баранова М.С. удовлетворены, на учреждение возложена обязанность принять решение о возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов в сумме 235 479 руб. 36 коп. в том числе за 2014 год - 114 888 руб. 40 коп., за 2015 год - 120 590 руб. 99 коп. и направить его на исполнение в налоговый орган на следующий рабочий день после принятия.
В порядке распределения судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего заявления с учреждения в пользу предпринимателя взыскано 300 рублей. Остальная часть денежных средств, уплаченных заявителем при подаче заявления - 8 128 руб. возвращена предпринимателю из федерального бюджета.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 (судьи Арямов А.А., Плаксина Н.Г., Бояршинова Е.В.) решение суда изменено в части обязания учреждения возвратить предпринимателю страховые взносы за 2014-2015 годы в общей сумме 235 479 руб. 36 коп., и в части, касающейся распределения судебных расходов; взамен на пенсионный фонд возложена обязанность в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию за 2014-2015 годы с учетом фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предпринимателя, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета расходов для целей исчисления налога на доходы физических лиц, и передать в инспекцию сведения об излишне уплаченных страховых взносах за 2014 год в размере 114 888 руб. 40 коп., за 2015 год в размере 120 590 руб. 99 коп. В порядке распределения судебных расходов апелляционный суд постановил взыскать с учреждения расходы по уплате государственной пошлины в размере 8 428 руб.
В кассационной жалобе пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает на свою некомпетентность в принятии решения о перерасчете, а равно возврате сумм страховых взносов; считает такой перерасчет необоснованным в связи с неприменимостью к рассматриваемым правоотношениям, имевшим место в 2014-2015 гг. правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П (далее - постановление N 27-П), и одновременно невозможным, поскольку требуемые к перерасчету суммы ранее уже участвовали в расчете пенсионного капитала и назначаемой предпринимателю пенсии по старости.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 2014-2015 годах на основании сведений о полученных доходах предприниматель самостоятельно исчислил и уплатил в пенсионный фонд страховые взносы в общей сумме 287 514 руб. 24 руб., из которых 138 627 руб. 84 коп. были уплачены за 2014 год и 148 886 руб. 40 коп. за 2015 год.
В последующем, считая ошибочным определение размера указанных страховых взносов только лишь от суммы дохода без учета предусмотренных главой 23 НК РФ налоговых вычетов, предприниматель, руководствуясь правовой позицией, отраженной в постановлении N 27-П обратился к учреждению с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в котором просил пересчитать размер подлежащих уплате страховых взносов за 2014-2015 гг., уменьшив размер полученных им доходов (35 190 182 руб. 64 коп., и 225 156 480 руб. 11 коп. в 2014 и 2015 гг. соответственно), на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода и составивших по данным налоговых деклараций 34 249 086 руб. 69 коп., в 2014 году и 25 156 480 руб. 11 коп. в 2015 году.
В ответ на указанное обращение письмом от 27.12.2017 учреждение отказало в возврате излишне уплаченных страховых взносов, указав на отсутствие необходимых для этого сведений из налогового органа и на наличие возможности перерасчета обязательств предпринимателя на основании судебного решения. Кроме того мотивируя невозможность возврата, пенсионный фонд пояснил, что суммы уплаченных страхователем взносов за 2014-2015 гг. в полном объеме были учтены (разнесены) органом пенсионного фонда на индивидуальном лицевом счете предпринимателя в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования предпринимателя по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворил их, обязав пенсионный фонд произвести возврат сумм уплаченных Барановым М.С. страховых взносов за 2014-2015 гг.
Суд апелляционной инстанции, полагая, что заявление предпринимателя подлежало рассмотрению в порядке искового производства, при этом неверное применение судом первой инстанции норм процессуального права повлекло принятие неправильного по существу решения (не соответствующего заявленным требованиям), исправил допущенную судом первой инстанции ошибку, обязав учреждение произвести перерасчет (а не возврат) сумм страховых взносов, уплаченных заявителем в спорных периодах. Поскольку исковые требования предпринимателя были удовлетворены в полном объеме, суд апелляционной инстанции также взыскал всю сумму уплаченной им государственной пошлины с заинтересованного лица.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд кассационной инстанция полагает необходимым согласиться с постановлением апелляционного суда.
Статьей 18 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В силу части 1 статьи 5 Закона о страховых взносах плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен статьей 14 Закона о страховых взносах, в соответствии с частью 1 которой, такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 14 Закона о страховых взносах установлено, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено этой статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 227 НК РФ установлено, что сумма налога при определении налоговой базы определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса, в силу которой налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.
В соответствии с частью 9 статьи 14 Закона о страховых взносах, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 этой статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении N 27-П взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона о страховых взносах и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Данное Конституционным Судом Российской Федерации в указанном постановлении толкование нормативных положений является обязательным, в том числе для судов при рассмотрении конкретных дел, и подлежит распространению, в том числе на правоотношения, возникшие до вынесения этого постановления (поскольку этим постановлением не изменяются действовавшие правовые нормы, а лишь дается толкование этих норм в их взаимосвязи).
Руководствуясь вышеуказанными положениями, суды пришли к выводу о том, что в целях исчисления подлежащих уплате предпринимателем страховых взносов в 2014-2015 гг. учету подлежал не только полученный им доход, но и размер произведенных налоговых вычетов.
Однако как установлено судами и не оспаривается заинтересованным лицом, в рассматриваемой ситуации исчисление размера страховых взносов в 2014 - 2015 г.г. производилось предпринимателем исключительно исходя из величины полученного им дохода, и потому привело к переплате 235 479 руб. 36 коп., вызывающей необходимость перерасчета размера страховых обязательств Баранова М.С., в 2014-2015 гг., в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона о страховых взносах.
В соответствии со статьями 20 и 21 Федерального закона от 30.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250-ФЗ), контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Федерального закона. Возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов осуществляется налоговыми органами на основании решений Фонда, принимаемых в течении 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления страхователя о возврате.
Таким образом, наличие у пенсионного фонда контролирующих функций за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов, с учетом формулировки заявленных требований, оправдывает правомерность возложения апелляционным судом обязанности по перерасчету (а не возврату) размера страховых взносов предпринимателя именно на заинтересованное лицо.
При указанных обстоятельствах ссылка заявителя жалобы на совместное письмо Пенсионного фонда Российской Федерации N НП-30-26/15844 и Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ГД-4-8/20020@ от 04.10.2017, регламентирующее компетенцию органов пенсионного фонда и налоговых органов по вынесению решений о возврате страховых взносов, пеней и штрафов, излишне уплаченных (взысканных) после 01.01.2017, признается судом несостоятельной, поскольку данное письмо не обладает признаками нормативного правового акта и вместе с тем не относится к рассматриваемому случаю, при котором излишняя уплата страховых взносов имела место в 2014 и 2015 годах.
Доводы учреждения о неприменимости в настоящем деле разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 27-П, ранее были должным образом рассмотрены апелляционным судом и отклонены как прямо противоречащие содержанию указанного постановления.
По мнению суда кассационной инстанции также является неуместной повторная ссылка заинтересованного лица на положения части 22 статьи 26 Закона о страховых взносах с точки зрения предмета рассматриваемого спора, ограниченного требованиями страхователя о перерасчете сумм страховых взносов, что, между тем, не тождественно их возврату.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции, рассмотрев и оценив все доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о правомерном удовлетворении апелляционным заявленных требований.
Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом округа не обнаружено.
С учетом изложенного кассационная жалоба учреждения удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2018 по делу N А76-6802/2018 Арбитражного суда Челябинской области оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Снежинске Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.