Екатеринбург |
|
20 марта 2019 г. |
Дело N А07-18159/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Рябовой С. Э., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2018 по делу N А07-18159/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Саргсяна Агарона Саргисовича - Санникова А.П. (доверенность от 18.03.2019).
Индивидуальный предприниматель Саргсян Агарон Саргисович (далее - предприниматель Саргасян А.С.) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) о признании незаконным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607 площадью 3805 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, территориальной зоне ОД-2, с целью использования для размещения площадки по хранению и складирования инертных материалов, изложенного в письме от 25.04.2018 N С-4866, обязании администрации утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607 площадью 3805 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, территориальной зоне ОД-2, с целью использования для размещения площадки по хранению и складирования инертных материалов в соответствии с координатами.
К участию в деле привлечены прокурор города Уфы, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Башкортостан.
Решением суда от 02.11.2018 (судья Харисов А.Ф.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.12.2018 (судьи Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель ссылается на расположение земельного участка в границах территории общего пользования и красных линий, утвержденных постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16.12.2008 N 7445 в составе проекта планировки территории. В связи с чем, ссылаясь на пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, полагает, что отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенный в письме от 25.04.2018 N С-4866, является законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив доводы заявителя, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействий) органов, осуществляемых публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого решения и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемое решение или действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое решение или действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пунктов 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 3, 4 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что предприниматель Саргасян А.С. 27.04.2018 обратился в администрацию с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607 площадью 3805 кв. м, расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино с приложением, в числе прочего схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории.
Администрация письмом от 25.04.2018 N С-4866 сообщила предпринимателю Саргисяну А.С. о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий, а также указанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. А также о том, что в соответствии с представлением прокуратуры г. Уфы об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства в отношении территории п. Жилино Главархитектурой администрации 22.07.2015 проведено заседание инженерного совета, на котором принято решение о приостановке подготовки документов о предоставлении земельных участков под строительство в п. Жилино до устранения подтопления территории населенного пункта.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.06.2018 N 28/22 признано утратившим силу.
Кроме того, суды приняли во внимание обстоятельства, установленные Арбитражным судом Республики Башкортостан при рассмотрении дела N А07-21245/2015.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 29.12.2015 по делу N А07-21245/2015 установлен факт незаконного расположения земельного участка в границах красных линий проспекта Содружества, утвержденных в проекте планировки жилого района Жилино в Октябрьском и Кировском районах городского округа г. Уфы, в связи с отсутствием публикации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденного постановлением администрации от 16.12.2008 N 7448 проекта планировки указанной территории.
При таких обстоятельствах, учитывая, что иных доказательств, отвечающих принципу допустимости, установления красных линий, в границы которых входит испрашиваемый земельный участок, при рассмотрении настоящего дела органом местного самоуправления не представлено, принимая во внимание, что наличие мер прокурорского реагирования в связи с подтоплением территории населенного пункта д. Жилино не является законным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, суды обоснованно удовлетворили заявленные предпринимателем Саргисяном А.С. требования.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанцией установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы администрации, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2018 по делу N А07-18159/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.