г. Челябинск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А07-18159/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Соколовой И.Ю., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ихсановой Э.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2018 по делу N А07-18159/2018 (судья Харисов А.Ф.).
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Саргсян А.С. - Бабыкин Д.И. (доверенность от 18.12.2018).
Индивидуальный предприниматель Саргсян Агарон Саргисович (далее - ИП Саргсян А.С., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с требованиями к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, заинтересованное лицо) о признании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607, площадью 3805 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, территориальной зоне ОД-2, с целью использования для размещения площадки по хранению и складирования инертных материалов, выраженный в письме от 25.04.2018 года N С-4866, и об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607, площадью 3805 кв.м., расположенного по адресу: г.Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, территориальной зоне ОД-2, с целью использования для размещения площадки по хранению и складирования инертных материалов в соответствии с координатами.
К участию в деле в качестве привлечены Прокурор города Уфы, Главное управление архитектуры и градостроительства Республики Башкортостан, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Башкортостан.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2018 (резолютивная часть от 30.10.2018) требования удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме от 25.04.2018 N С-4866, и обязал Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение 14 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607, площадью 3805 кв.м., расположенного по адресу: г.Уфа, Октябрьский район, д. Жилино, территориальной зоне ОД-2, с целью использования для размещения площадки по хранению и складирования инертных материалов в соответствии с координатами, изложенными в резолютивной части решения.
С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Полагает, что предусмотренные земельным законодательством основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отсутствуют, поскольку земельный участок расположен в границах территории общего пользования и красных линий, утвержденных постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7445 от 16.12.2008 в составе проекта планировки территории.
Отзыв на апелляционную жалобу заинтересованного лица от заявителя не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители заинтересованного лица и третьих лиц не явились.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, предприниматель обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением от 27.04.2018 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории 02:55:040607, площадью 3805 кв.м., расположенного по адресу: г.Уфа, Октябрьский район, д. Жилином с приложением, среди прочего, схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории (л.д. 25).
Администрация городского округа город Уфа письмом N С-4866 от 25.04.2018 сообщила, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий, а также указанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Кроме этого, в соответствии с Представлением Прокуратуры г. Уфы об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства в отношении территории п. Жилино Главархитектурой Администрации городского округа город Уфа РБ 22.07.2015 года проведено заседание инженерного совета, на котором принято решение о приостановке подготовки документов о предоставлении земельных участков под строительство в п. Жилино до устранения подтопления территории населенного пункта (л.д. 26).
Не согласившись с вышеуказанным отказом, полагая, что последний нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, ИП Саргсян А.С. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суд первой инстанции исходил из недоказанности заинтересованным лицом правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указанных в обжалуемом ненормативном акте.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 3,4 ст. 11.10 ЗК РФ).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Как установлено материалами дела, заявитель обратился в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением соответствующей схемы расположения земельного участка (л.д. 25).
В ответ на заявление предпринимателя Управление сообщило о том, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий, а также указанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Кроме этого, в соответствии с Представлением Прокуратуры г. Уфы об устранении нарушений земельного и природоохранного законодательства в отношении территории п. Жилино Главархитектурой Администрации городского округа город Уфа РБ 22.07.2015 года проведено заседание инженерного совета, на котором принято решение о приостановке подготовки документов о предоставлении земельных участков под строительство в п. Жилино до устранения подтопления территории населенного пункта (л.д. 26).
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд первой инстанции обоснованно признал недоказанными обстоятельства, заявленные заинтересованным лицом в обоснование оспариваемого отказа.
Так, Решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" решением Совета городского округа город Уфа РБ от 27.06.2018 года N 28/22 признано утратившим силу.
Факт законного расположения земельного участка в границах красных линий проспекта Содружества, утвержденных в проекте планировки жилого района Жилино в Октябрьском и Кировском районах ГО г.Уфы, опровергается обстоятельством отсутствия публикации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации утвержденного постановлением Администрации ГО город Уфа N 7448 от 16.12.2008 проекта планировки указанной территории, что подтверждено также решением Арбитражного Суда Республики Башкортостан от 29.12.2015 по делу NА07-21245/2015.
Иных доказательств, отвечающих принципу допустимости, установления красных линий, в границы которых входит испрашиваемый земельный участок, при рассмотрении настоящего дела органом местного самоуправления не представлено.
Наличие мер прокурорского реагирования в связи с подтоплением территории населенного пункта д. Жилино также обоснованно отклонено судом первой инстанции как не являющееся законным основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Изложенные выводы суда и фактические обстоятельства апеллянтом в апелляционной жалобе не опровергнуты, а жалоба не содержит конкретных доводов и обстоятельств, позволяющих признать решение суда первой инстанции незаконным.
Поскольку совокупность предусмотренных нормой части 1 статьи 198 АПК РФ обстоятельств, являющихся основанием для признания незаконными действий уполномоченного органа незаконными, материалами дела подтверждена, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 02.11.2018 по делу N А07-18159/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
О.Б.Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18159/2018
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 20 марта 2019 г. N Ф09-867/19 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Саргсян А С
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ИП Саргсян А.С., Прокуратура города Уфы, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан