Екатеринбург |
|
29 января 2024 г. |
Дело N А60-7159/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2024 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2024 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Татариновой И.А., Краснобаевой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бондарева Алексея Юрьевича (далее - предприниматель Бондарев А.Ю., заявитель, заявитель жалобы) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2023 по делу N А60-7159/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле N А60-7159/2023 и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились. В силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка надлежащим образом извещенных лиц не препятствует рассмотрению кассационной жалобы.
Предприниматель Бондарев А.Ю. обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее - Администрация, заинтересованное лицо), потребовав признания незаконным отказа, выраженного в письме от 18.01.2023 N 130-05-12/384, в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2023 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю Бондареву А.Ю. отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, предприниматель Бондарев А.Ю. обратился в Арбитражный суд Уральского округа с кассационной жалобой (с учетом дополнений к жалобе), в которой просит решение, постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить по основаниям, установленным в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы указывает на несогласие как с ошибочным выводом судов об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, ссылается при этом на генеральный план Сысертского городского округа, утвержденный решением Думы Сысертского городского округа от 08.08.2013 N 221, согласно которому весь земельный участок с кадастровым номером 66:25:4301001:191 является земельным участком сельскохозяйственного назначения, полагая, что сведениям этого документа судами не дана надлежащая правовая оценка. В подтверждение данного довода приводит правовые позиции, содержащиеся Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2017 N 4 (пункт 18), Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 4 (пункт 57), апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.09.2018 N 81-АПГ19-11, в силу которых генеральный план первичен по отношению к правилам застройки и землепользования, правила застройки и землепользования безусловно должны соответствовать генеральному плану. Отмечает, что в деле отсутствуют документы, подтверждающие отнесение земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, границы которого налагаются на границы испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 к землям лесного фонда (в частности, свидетельство о государственной регистрации права от 24.11.2008 серии 66АГ N 472074, на которое имеется ссылка в обжалуемом постановлении апелляционного суда). Напротив, из материалов дела следует, что ранее земельный участок с кадастровым номером 66:25:0000000:384 входил в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:228, сформированного из категории земель сельскохозяйственного назначения. В связи с изложенным заявитель жалобы считает, что в отсутствие соблюденной процедуры перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель лесного фонда земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384 отказ Администрация в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 по мотивам пересечения его границ с землями лесного фонда необоснован.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Бондарев А.Ю., являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в Администрацию с заявлением от 29.12.2022 N 23018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 для ведения фермерского хозяйства.
Администрация письмом от 18.01.2023 N 130-05/12/384 сообщила предпринимателю Бондареву А.Ю. об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что его границы пересекают земли лесного фонда (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10, пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Полагая, что решение, выраженное в письме Администрации от 18.01.2023 N 130-05/12/384, является незаконным и нарушает его права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, предприниматель Бондарев А.Ю. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Споры публично-правового характера, возникающие из административных, налоговых, финансовых и иных публичных правоотношений, в которых стороны находятся в отношениях власти и подчинения рассматриваются арбитражным судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд проверяет законность акта или действий органа, наделенного властными полномочиями.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ соответствует действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок имеет наложение с землями лесного фонда.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, суд округа оснований для их отмены не усматривает.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Статьей 10.1 Закона N 101-ФЗ установлено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершить одно из следующих действий:
1) обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и разместить извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (пункт 1), предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела судами выявлено, что оспариваемый заявителем отказ мотивирован отсутствием у заинтересованного лица полномочий по распоряжению испрашиваемым земельным участком с кадастровым номером 66:25:4301001:191, поскольку данный участок образован на землях лесного фонда, что подтверждается сведениями из муниципальной геоинформационной системы обеспечения градостроительной деятельности Сысерсткого городского округа (выписка от 28.11.2022 N 339) и выпиской из государственного лесного реестра N 25-вн от 31.05.2023, представленной Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области.
В соответствии со статьей 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли; границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (статьи 7, 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В пункте 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии со статьями 4.2, 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной Инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства того, что земельный участок с кадастровым номером 66:25:4301001:191 относится к землям лесного фонда, подтверждаются выпиской из государственного лесного реестра от 31.05.2023 N 25-вн, согласно которой кварталы 1-14, 17 урочища КСП "Никольский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, в пределах которого находится испрашиваемый заявителем земельный участок, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, который относится к землям лесного фонда (свидетельство от 24.11.2008 серии 66 АГ N 472074 - ссылка на указанное свидетельство имеется в самой выписке из государственного лесного реестра от 31.05.2023 N 25-вн).
Полномочиями по владению, пользованию, распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, а также полномочиями по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование наделены органы государственной власти субъекта Российской Федерации (статьи 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, судами сделан правомерный вывод о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок с кадастровым номером 66:25:4301001:191 является ранее учтенным, относится к землям лесного фонда и находится в собственности Российской Федерации.
На основании изложенного, судами первой и апелляционной инстанций правильно установлен факт пересечения границ спорного земельного участка с землями лесного фонда, которые являются федеральной собственностью, правомочия по распоряжению которыми у Администрации отсутствуют, в связи с чем оснований для удовлетворения требований предпринимателя Бондарева А.Ю. у судов не имелось.
Руководствуясь положениями статьи 4 Основ лесного законодательства СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977, статьи 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, статей 2, 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 N 4616-1, частей 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ, пункта 1 Положения о колхозных лесах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 04.03.1968 N 144, суды обоснованно указали, что нахождение на участке лесного массива в границах совхоза предопределяло статус этого участка как участка земель сельскохозяйственного назначения лишь как обеспечивающего потребности совхоза, являющегося сельскохозяйственной организацией, что не может быть признано равнозначным участку категории земель сельскохозяйственного назначения вне потребностей совхоза в лесных ресурсах по земельному законодательству до 1991 г., а также по современному земельному законодательству.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ установлено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются, в частности, на земельные участки земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Между тем при рассмотрении настоящего спора судами установлено фактическое расположение земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 на землях лесного фонда.
Таким образом, доводы кассационной жалобы со ссылкой на то, что земельный участок поставлен на кадастровый учет и учтен в качестве земель категории сельскохозяйственного назначения, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены, поскольку формирование земельного участка на землях лесного фонда не приводит к автоматическому изменению категории земельного участка.
Поскольку право собственности на лесной участок не оспорено в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедуры перевода лесного участка, являющегося исходным для испрашиваемого, в иную категорию, несоблюдение процедуры согласования изменения границ населенного пункта было предметом рассмотрения Свердловского областного суда (решение от 15.10.2021 по делу N 3а-62/2021), ссылки заявителя жалобы на генеральный план Сысертского городского округа, утвержденный решением Думы Сысертского городского округа от 08.08.2013 N 221, не могут являться основанием для вывода об отнесении спорного участка к иной категории.
Оснований для переоценки указанных выводов у суда кассационной инстанции не имеется в силу предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, по сути, выражают несогласие заявителя жалобы с выводами судов применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, основаны на неверном толковании норм права, а также направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных на их основании обстоятельств, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем подлежат отклонению, в том числе по основаниям, изложенным в мотивировочной части настоящего постановления.
Суд округа полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, нижестоящими судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.06.2023 по делу N А60-7159/2023 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бондарева Алексея Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
И.А. Татаринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 6 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ установлено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются, в частности, на земельные участки земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.09.2017 N 1795-О разъяснил, что федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2024 г. N Ф09-9397/23 по делу N А60-7159/2023