г. Пермь |
|
04 октября 2023 г. |
Дело N А60-7159/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2023 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляковой М.А.,
судей Дружининой О.Г., Крымджановой Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Харисовой А.И.,
при участии:
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Бондарева Алексея Юрьевича,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2023 года по делу N А60-7159/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Бондарева Алексея Юрьевича (ИНН 665200216307, ОГРНИП 304665232800068)
к Администрации Сысертского городского округа,
третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу,
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Бондарев Алексей Юрьевич (далее заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа (далее заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа N 130-05-12/384 от 18.01.2023 в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что с решением суда не согласен, оспаривает выводы суда об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда, ссылается на генеральный план Сысертского городского округа, утвержденный решением Думы Сысертского городского округа от 08.08.2013 N 221, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 66:25:4301001:191 является земельным участком сельскохозяйственного назначения, разъяснения п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017) о том, что генплан первичен по отношению к ПЗЗ. Указывает, что согласно положениям ч. 3 ст. 9, ч.ч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану. Также апеллянт ссылается на ч. 6 ст. 4.6 Закона N 201-ФЗ, которой предусмотрено, что сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН; границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков, а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды). Учитывая наличие недостоверной информации по земельному участку с кадастровым номером 66:25:0000000:384, полагает необоснованным отказ Администрация в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 по мотивам пересечения его границы с землями лесного фонда.
До начала судебного разбирательства от Администрации и Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, согласно которым указанные лица полагают судебный акт законным и обоснованным, просят отказать в удовлетворении жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Бондарев Алексей Юрьевич, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, обратился в Администрацию Сысертского городского округа с заявлением от 29.12.2022 N 23018 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 66:25:4301001:191 для ведения фермерского хозяйства.
Заинтересованное лицо отказало в предоставлении земельного участка, указав в письме от 18.01.2023 N 130-05/12/384 на невозможность образования земельного участка, поскольку его границы пересекают земли лесного фонда (под. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ).
Полагая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания отказа незаконным, поскольку границы земельного участка пересекаются с землями лесного фонда.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 АПК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По общим правилам п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (под. 12 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 10.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду со случаями, предусмотренными статьей 10 настоящего Федерального закона и статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Предоставление гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п. 2).
Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу положений ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (п. 1); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19).
Отказ в предоставлении земельного участка мотивирован заинтересованным лицом пересечением границ испрашиваемого участка с землями лесного фонда.
В п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ указано, что нее допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для осуществления пользования недрами, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).
В силу ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах; в государственном лесном реестре содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.ст. 4.2, 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда и участки лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними.
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (ч. 1 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ). Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ).
Установив, что по данным Государственного лесного реестра кварталы 1-14, 17 урочища КСП "Никольский" Центрального участкового лесничества Сысертского лесничества, в пределах которого находится испрашиваемый заявителем земельный участок, входят в состав земельного участка с кадастровым номером 66:25:0000000:384, который относится к землям лесного фонда, в отношении данного лесного участка зарегистрировано право собственности Российской Федерации (свидетельство от 24.11.2008 серии 66 АГ N 472074), суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, обоснованно не усмотрел оснований для признания отказа в предоставлении земельного участка не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Изложенные в обоснование апелляционной жалобы доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм материального права, являются необоснованными.
В силу ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О кадастровой деятельности" участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" указано, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В статье 11 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ предусмотрены основания для перевода земель лесного фонда в другую категорию: в связи организацией особо охраняемых природных территорий; установлением или изменения границы населенного пункта; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; созданием туристско-рекреационных особых экономических зон.
Законодатель установил возможность изменения категории земель лесного фонда, относящихся к федеральной форме собственности, исключительно по согласованию собственника - Российской Федерации в лице уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Поскольку право собственности на лесной участок не оспорено в установленном законом порядке, в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения процедуры перевода лесного участка, являющегося исходным для испрашиваемого, в иную категорию, несоблюдение процедуры согласования изменения границ населенного пункта было предметом рассмотрения Свердловского областного суда (решение от 15.10.2021 по делу N 3а-62/2021), ссылки апеллянта на генеральный план Сысертского городского округа, утвержденный решением Думы Сысертского городского округа от 08.08.2013 N 221, не могут являться основанием для вывода об отнесении спорного участка к иной категории.
Учитывая, что лесной участок является ранее учтенным, наличие выписки из Государственного лесного реестра правомерно признано судом первой инстанции достаточным в целях разрешения заявленного требования и выводов о соответствии оспариваемого отказа требованиям закона.
Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта в соответствии со ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение арбитражного суда отмене не подлежит.
Судебные расходы на оплату государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя (ст. 110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 28 июня 2023 года по делу N А60-7159/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
М.А. Полякова |
Судьи |
О.Г. Дружинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7159/2023
Истец: Бондарев Алексей Юрьевич
Ответчик: "Сысертский городской округ" в лице Администрации МО "Сысертский городской округ"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПО УРАЛЬСКОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ