Екатеринбург |
|
24 апреля 2019 г. |
Дело N А34-8389/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О. Л.,
судей Ященок Т. П., Токмаковой А. Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Курганской области от 10.10.2018 по делу N А34-8389/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
инспекции - Черва С.В. (доверенность от 25.12.2018 N 04-11/87395);
открытого акционерного общества "Акционерное Курганское Общество медицинских препаратов и изделий "Синтез" (далее - общество "Синтез", общество, налогоплательщик, заявитель) - Зубов А.С. (доверенность от 13.11.2018 N 2125)
Общество "Синтез" обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 12.03.2018 N 750 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции) в части отказа в применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организации за 2016 год, доначисления налога на прибыль организаций за 2016 год, соответствующих пеней и налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и о признании недействительным выданного на основании указанного решения требования об уплате налога, пени и штрафа от 20.06.2018 N 3432.
Решением суда 10.10.2018 (судья Крепышева Т.Г.) заявленные требования удовлетворены, решение инспекции в обжалуемой части признано недействительным, на налоговый орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 (судьи Скобелкин А.П., Бояршинова Е.В., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами налогового законодательства.
По мнению налогового органа, общество не обладало правом на применение налоговой льготы, поскольку не исполнило одно из необходимых условий для её получения, несвоевременно представив соответствующие подтверждающие документы. Опровергает обратную силу изменений, внесенных в Закон Курганской области от 24.11.2004 N 822 "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Курганской области" (далее - Закон N 822), 25.10.2016, позволяющих налогоплательщикам представлять такие документы одновременно с подачей налоговой декларации. Полагает, что новая редакция Закона N 822, вступив в силу 01.01.2017, тем не менее не влияет на порядок подтверждения права на применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, исчисленному за 2016 год.
В судебном заседании общество "Синтез" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, жалобу налогового органа - без удовлетворения. Считает ошибочными доводы инспекции об отсутствии обратной силы изменений, внесенных в Закон N 822 25.10.2016, буквальное содержание которых прямо и недвусмысленно позволяет налогоплательщикам, претендующим на получение налоговой льготы, подать уточненную налоговую декларацию за предшествующие налоговые периоды вплоть до 2015 года. Ссылается на противоречие данной позиции с судебной практикой высших судебных инстанций, не признающей формального подхода в вопросах применения налоговых льгот.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на неё, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам налогового законодательства.
Как следует из материалов дела, 27.03.2017 заявитель представил налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за 2016 год, где сумма налога к уплате равнялась 164 552 396 руб. (из которых 148 097 156 руб., подлежащие уплате в бюджет субъекта РФ, были исчислены по ставке 18%). В последующем 21.07.2017, пользуясь правом, установленным статьёй 81 НК РФ и статьёй 3 Закона N 822, общество "Синтез" представило уточненную налоговую декларацию за тот же период, исчислив в ней налог на прибыль, уплачиваемый в бюджет субъекта РФ, с применением пониженной налоговой ставки 17%.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации налоговый орган составил акт от 03.11.2017 N 5059 и вынес оспариваемое решение, которым отказал обществу в применении пониженной налоговой ставки в связи с несвоевременным предоставлением документов и сведений, подтверждающих обоснованность её применения, и предложил последнему уплатить налог на прибыль в бюджет субъекта РФ за 2016 год в размере 8 034 141 руб., соответствующие пени, исчисленные за период 29.04.2017 по 09.05.2017, и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ).
Налогоплательщик, полагая, что отказ в применении названной льготы противоречит положениям Кодекса, нарушает права и законные интересы общества в сфере налогообложения, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, поддержав позицию заявителя, пришли к выводу, что подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации с пропуском срока на предоставление сведений, подтверждающих соблюдение условий для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в бюджет субъекта РФ, сам по себе не является основанием для лишения налоговой льготы.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно часть 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах (часть 3 статьи 56 НК РФ).
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 284 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемом периоде) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций составляет 20%, при этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона Курганской области N 822 (в редакции от 26.11.2014) установлены пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет Курганской области, для организаций, осуществляющих капитальные вложения, в зависимости от доли капитальных вложений, в размере от 13,5 % до 17%.
Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона право на применение пониженных налоговых ставок, установленных подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона, имеют налогоплательщики, удовлетворяющие следующим условиям:
1) доля капитальных вложений, определенная в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 настоящего Закона, превышает 1 процент. Данный показатель подтверждается соответствующим расчётом, форма которого утверждается постановлением Правительства Курганской области;
2) среднемесячный размер начисленной заработной платы в расчёте на 1 работника организации в каждом истекшем квартале налогового периода по отношению к величине прожиточного минимума по Курганской области для трудоспособного населения, установленной Правительством Курганской области за предыдущий квартал, составляет: для сельскохозяйственных товаропроизводителей - не менее 1; для других организаций - не менее 1,5. Данный показатель подтверждается соответствующей справкой расчётом, форма которой утверждается постановлением Правительства Курганской области;
3) на первое число месяца, следующего за соответствующим налоговым (отчётным) периодом не имеют недоимки по налогам, сборам и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам.
Отсутствие недоимки (задолженности) подтверждается справкой о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, сформированной налоговым органом по месту учёта налогоплательщика не позднее срока представления налоговой декларации за соответствующий налоговый (отчетный) период; исполнили обязанность по перечислению (уплате) исчисленных и удержанных у налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц.
Соответствие данному условию подтверждается справкой за подписью руководителя организации с указанием исчисленных, удержанных и перечисленных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом;
4) не реализовали, включая и безвозмездную передачу, основные средства производственного назначения (в том числе объекты незавершенного капитального строительства) до истечения двух календарных лет с того налогового периода, в котором соответствующие им суммы капитальных вложений были учтены налогоплательщиком в целях применения пониженной налоговой ставки.
В силу пункта 3 статьи Закона N 822 право на применение пониженной ставки, установленной подпунктом 1 пункта 2 статьи 2 Закона, имеют налогоплательщики, представившие соответствующие документы (их копии) в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 285 Кодекса налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год.
Таким образом, применение пониженной налоговой ставки при исчислении налога на прибыль организаций, уплачиваемого в региональный бюджет налогоплательщиками, доля капитальных вложений которых превышает 1 процент, по смыслу положений пункта 1 статьи 56 НК РФ является для них налоговой льготой.
По общему правилу о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (пункт 1 статьи 80 Кодекса), представление которой выступает основанием для осуществления налоговым органом мероприятий налогового контроля в форме камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 88 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки контролю подвергаются данные представленной налогоплательщиком декларации, а также документы о деятельности налогоплательщика, представленные им самим и имеющиеся у налогового органа.
В силу пункта 5 статьи 88 и пункта 4 статьи 101 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы, а руководитель налогового органа (его заместитель) - исследовать эти документы при рассмотрении материалов налоговой проверки - все, что поступили до её окончания.
Пунктом 1 статьи 81 Кодекса и разъяснений, данных в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщику, претендующему на получение налоговой льготы, позволено реализовать такое право путем подачи уточненной налоговой декларации.
В рассматриваемом случае аналогичное право также было предоставлено в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 822 (в редакции, вступившей в законную силу после 01.01.2017) налогоплательщикам, претендующим на применение пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации, по предыдущим налоговым периодам.
Таким образом, смысл и содержание данных положений с учетом правовой позиции, отраженной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2018 N 304-КГ18-5513, сводится к тому, что подача налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой заявлено право на льготу за предыдущие налоговые периоды, с пропуском срока подачи сведений о выполнении условий для применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль, уплачиваемому в бюджет субъекта Российской Федерации, не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на применение налоговой льготы.
В противном случае обязанность по исчислению налога по общеустановленной налоговой ставке - 18% приобретает характер налоговой санкции (меры ответственности), налагаемой на налогоплательщика, фактически подтвердившего своё право на применение налоговой льготы, но сделавшего это несвоевременно.
Вместе с тем, следует учесть, что меры налоговой ответственности, будучи прямо предусмотренными главами 16 и 18 НК РФ, носят исчерпывающий характер и не могут быть наложены произвольно.
При рассмотрении настоящего спора суды установили, что налоговый орган, не оспаривая соответствие общества "Синтез" условиям, позволяющим ему применить предусмотренную Законом N 822 пониженную налоговую ставку при исчислении налога на прибыль организаций за 2016 год, тем не менее отказал налогоплательщику в реализации указанного права, исключительно по причине несвоевременного предоставления им подтверждающих такое соответствие документов и сведений.
Оценив поведение инспекции с точки зрения вышеизложенных правовых позиций, суды указали на его непоследовательность, поскольку, истребовав у общества ряд документов, обосновывающих заявленное им право, налоговый орган не придал им должного правового значения и вынес решение об отказе в применении налоговой льготы исключительно по формальным основаниям. При этом каких-либо существенных претензий к составу и содержанию представленных обществом сведений, ни в акте камеральной налоговой проверки, ни в оспариваемом решении, инспекцией не предъявлялось.
При таких обстоятельствах, суды, правильно истолковав и применив нормы налогового законодательства и соблюдая единообразие правовых подходов, правомерно удовлетворили заявленные обществом требования, признав необоснованным решение инспекции в оспариваемой части.
Изложенная в кассационной жалобе интерпретация положений Закона N 822 с учетом внесенных в него изменений, вступивших в силу с 01.01.2017, является ошибочной, не соответствует заключенному в них смыслу и цели, очевидно преследуемой законодателем, исключившим какой-либо конкретный срок для подачи сведений о выполнении налогоплательщиками условий для применения пониженной налоговой ставки. Кроме того данный Закон не содержит норм, которые препятствовали бы обществу применить указанные положения после их введения в действие, путем подачи уточненной налоговой декларации за прошедший налоговый период.
Таким образом, установив, что нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием к отмене обжалуемых судебных актов, также не допущено, суд округа считает необходимым решение суда и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 10.10.2018 по делу N А34-8389/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решением налогового органа налогоплательщику отказано в применении пониженной ставки налога на прибыль, предусмотренной Законом субъекта РФ, в связи с несвоевременным представлением подтверждающих документов.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с позицией налогового органа не согласился.
Налогоплательщик заявил льготу в уточненной налоговой декларации, в связи с этим подтверждающие льготу документы были представлены с нарушением срока, установленного Законом субъекта РФ.
Однако пропуск срока подачи подтверждающих документов не является основанием для лишения налогоплательщика права на применение налоговой льготы. В противном случае обязанность по исчислению налога по общеустановленной налоговой ставке приобретает характер налоговой санкции (меры ответственности), налагаемой на налогоплательщика, фактически подтвердившего свое право на применение налоговой льготы, но сделавшего это несвоевременно.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24 апреля 2019 г. N Ф09-1264/19 по делу N А34-8389/2018