Екатеринбург |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А76-21582/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Беляевой Н. Г., Рябовой С. Э.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2018 по делу N А76-21582/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - Оносова Е.А. (доверенность от 09.01.2019 N 2);
Управления капитального строительства Администрации города Челябинска - Оносова Е.А. (доверенность от 26.12.2018 N 01/19).
Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее - администрация) о признании права собственности за муниципальным образованием "город Челябинск", на объект: "Модернизация системы теплоснабжения поселка Федоровка, в том числе подводящие сети, технологическое присоединение к электросетям, модернизация действующих инженерных сетей, в том числе проектирование и строительство инженерных коммуникаций - газораспределительных сетей в пос. Федоровка для обеспечения перевода части жилищного фонда поселка с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление газом", протяженностью 324 метра, кадастровый номер 74:36:0000000:52882, расположенного в Челябинской области, г. Челябинск, пос. Федоровка, Советский район.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, Управление капитального строительства Администрации города Челябинска, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерство имущества и природных ресурсов Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью ПО "Факел".
Решением суда первой инстанции от 23.11.2018 (судья Мухлынина Л.Д.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 12.02.2019 (судьи Карпачева М.И., Ермолаева Л.П., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Заявитель не согласен с выводом судов о том, что комитет является представителем муниципального образования "город Челябинск" в лице администрации при защите его имущественных отношений, что исключает возможность обращения комитета к администрации в интересах муниципального образования с иском о признании права собственности за муниципальным образованием "город Челябинск". Судами не учтено, что на основании постановления Администрации города Челябинска от 02.03.2015 N 45-п "Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска" комитет является отраслевым (функциональным) органом администрации, осуществляющим функции по разработке и реализации муниципальной политики в сферах управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Челябинска, в том числе земельными и лесными участками, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю) и собственности города Челябинска (далее - земельные участки), земельных и кадастровых отношений, а также органом, оказывающим муниципальные услуги в установленных сферах деятельности. Заявитель поясняет, что, определяя субъектный состав заявленных требований и включая в состав ответчиков администрацию, комитет исходил из материальной заинтересованности, связанной с объектом спорного материального правоотношения, где администрация выступала как орган, реализующий государственную или общественную функцию, заинтересованный лишь в устранении спорности того или иного правоотношения, устранении конфликтной ситуации. Также заявитель отмечает, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцу не предлагалось в порядке части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвести замену ненадлежащего ответчика по делу на надлежащего ответчика либо в порядке части 2 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечь указанное лицо к участию в деле в качестве второго ответчика, что свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права, кроме того, судом в нарушение положений части 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим.
Далее заявитель оспаривает ошибочный, по его мнению, вывод судов о том, что обращение комитета с настоящим иском в суд представляет собой создание видимости спора (фикцию) между истцом и ответчиком, направленной на уклонение от прохождения соответствующей административной процедуры для приобретения прав на спорный объект. Судами не учтено, что земельный участок с кадастровым номером 74:36:0428004:224 поставлен на кадастровый учет после строительства сетей газа, то есть в феврале 2014 г. Заявитель обращает внимание на то, что в настоящий момент сети газа никому не принадлежат, не осуществляется их надлежащая эксплуатация.
Помимо изложенного заявитель не согласен с выводами судов о том, что истцом не доказан факт нарушения его прав ответчиком, о том, что администрация является ненадлежащим ответчиком, что явилось самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска, а также о том, что земельный участок для размещения спорного объекта не предоставлен, в связи с чем оснований для удовлетворения требования комитета не имеется. Заявитель отмечает, что в материалах дела имеется разрешение на строительство N RU74315000-195-Г-2013 и отказ администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 3034/ГАСН, однако, данные доказательства во взаимосвязи с нормами действующего законодательства и правовым положением сторон судом не исследовались. Заявитель полагает, что судебные акты мотивированы исключительно формальным применением норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Согласно части 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
В силу части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
При этом избираемый способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами установлено, что 23.10.2012 между Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска (муниципальный заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью НПО "Факел" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 47-12-УКС на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Проектирование и строительство инженерных коммуникаций - газораспределительных сетей п. Федоровка для обеспечения перевода части жилищного фонда поселка с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление газом".
Соглашением от 05.03.2014 муниципальный контракт расторгнут по соглашению сторон.
Приемочной комиссией 04.09.2013 составлен акт технической готовности объекта "Проектирование и строительство инженерных коммуникаций - газораспределительных сетей п. Федоровка для обеспечения перевода части жилищного фонда поселка с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление газом".
Администрация 30.12.2013 выдала Управлению капитального строительства Администрации г. Челябинска разрешение на строительство объекта капитального строительства "Модернизация системы теплоснабжения п. Федоровка, в том числе подводящие сети, технологическое присоединение к электросетям, модернизация действующих инженерных сетей, в том числе проектирование и строительство инженерных коммуникаций - газораспределительных сетей в п. Федоровка для обеспечения перевода части жилищного фонда поселка с централизованного отопления на индивидуальное отопление газом" (шифр проекта 239.27-12к ГСН) сроком действия до 26.03.2014.
Технический паспорт на объект "Модернизированная система теплоснабжения" подготовлен 06.12.2014.
Между комитетом (ссудодатель) и Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска (ссудополучатель) 14.12.2015 заключен договор N 014173-П-2015 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 74:36:0000000:46470 площадью 1310 кв. м, расположенным по адресу: г. Челябинск, Советский район, п. Федоровка с разрешенным использованием - для размещения газораспределительных сетей (проектирование и строительство инженерных коммуникаций - газораспределительных сетей в п. Федоровка для обеспечения перевода части жилищного фонда поселка с централизованного теплоснабжения на индивидуальное отопление газом сроком действия на 11 месяцев.
Далее между комитетом и Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска (ссудополучатель) 20.04.2017 также заключен договор УЗ N 015431-П-2017 безвозмездного пользования земельным участком с кадастровым номером 74:36:0000000:46470 площадью 1310 кв. м сроком действия на 11 месяцев.
Суды установили, что согласно сведениям выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 07.02.2017 N 74/001/003/2017-6016,
сооружение "Модернизация системы теплоснабжения" с кадастровым номером 74:36:0000000:52882 поставлено на кадастровый учет 17.12.2014, расположено на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0000000:46470 и 74:36:0428004:224. При этом, земельный участок с кадастровым номером 74:36:0428004:224 площадью 2639 кв. м, расположенный в Советском районе г. Челябинска, п. Федоровка, имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации многоквартирных домов с придомовой территорией по ул. Якорной, 2, ул. Зерновой,1.
Из справки от 04.07.2018, выданной Управлением капитального строительства Администрации города Челябинска, следует, что затраты по возведению спорного объекта числятся на счете 106 Управления капитального строительства Администрации города Челябинска, а из справки комитета от 03.02.217 N 3005 следует, что спорный объект в реестре муниципального имущества г. Челябинска не учитывается.
Администрация 21.11.2018 отказала в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что спорный объект проходит по участку, который не предназначен для строительства.
Уведомлением от 13.03.2018 N 74/999/001/2017-52889 Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области отказало муниципальному образованию "город Челябинск" в регистрации права собственности на спорный объект в связи с отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию либо иного документа, подтверждающего возникновение права собственности на объект.
При исследовании фактических обстоятельств настоящего дела суды выявили, что муниципальным образованием в лице комитета заявлен спор о праве собственности на объект недвижимости с администрацией этого же муниципального образования.
Учитывая, что комитет является отраслевым органом администрации, что исключает возможность существования спора о праве между администрацией и ее отраслевым органом, подлежащего рассмотрению в порядке искового производства, суды пришли к верному выводу о том, что обращение комитета в суд с настоящим иском свидетельствует о создании видимости спора (фикции) между истцом и ответчиком, направленной на уклонение от прохождения соответствующей административной процедуры для приобретения прав на спорный объект.
При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом не доказан факт нарушения его прав ответчиком, при этом администрация является ненадлежащим ответчиком, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отказали в удовлетворении заявленных комитетом требований.
Обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 23.11.2018 по делу N А76-21582/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Н.Г. Беляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.