Екатеринбург |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А60-33878/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т.В.,
судей Рябовой С.Э., Суспициной Л.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление имущественных отношений, истец), Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление лесного хозяйства и природопользования) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2018 по делу N А60-33878/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель управления имущественных отношений - Борисова Е.В. (доверенность от 24.05.2018 N 141/4/07-5975).
Управление имущественных отношений обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Свердловской региональной общественной организации "Верхнепышминское общество охотников и рыболовов" (далее - организация "Верхнепышминское общество охотников и рыболовов", ответчик), в котором просило запретить ответчику осуществление охотохозяйственной деятельности на территории земельного участка 66:36:0000000:132 общей площадью 28 260 000 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Пышма, в районе п. Нагорный, до получения согласия на использование соответствующей территории в установленном законном порядке (с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), уточнения исковых требований).
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, Министерство обороны Российской Федерации, управление лесного хозяйства и природопользования.
Решением суда от 17.10.2018 (судья Филиппова Н.Г.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 (судьи Семенов В.В., Дюкин В.Ю., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление имущественных отношений просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судами необоснованно не применены положения статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 47 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире". По мнению заявителя, с учетом того, что земельный участок с кадастровым номером 66:36:0000000:132 относится к землям обороны, используется Вооруженными силами Российской Федерации для размещения учебного центра, опасность причинения вреда в связи с предоставлением данного участка для ведения охоты является доказанным. Кроме того, при предоставлении ответчику спорной территории в нарушение положений статьи 37 Федерального закона N 52-ФЗ не было осуществлено согласование условий предоставления с собственником земельного участка и лесного фонда - Министерством обороны Российской Федерации.
Управление лесного хозяйства и природопользования в своей кассационной жалобе просит судебные акты по настоящему делу отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 66:36:0000000:132 включен в границы запретной зоны военного объекта на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, в связи с чем на нем запрещается нахождение физических лиц, стрельба из любого вида оружия. Управление лесного хозяйства и природопользования считает, что с учетом положений пункта 5.1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) заключение с ответчиком охотхозяйственного соглашения в отношении земель обороны и безопасности допустимо только с согласия Министерства обороны Российской Федерации.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что между Администрацией Свердловской области и Верхнепышминским обществом охотников и рыболовов (охотпользователь) 02.10.1995 заключен договор временного пользования охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства, в соответствии с условиями которого администрация предоставляет во временное пользование охотничьи угодья на территории, подчиненной г. Верхняя Пышма, площадью 104 000 га, а охотпользователь использует предоставленные ему охотничьи угодья для последующего их устройства и организации ведения охотничьего хозяйства (пункт 1.1 договора).
В соответствии с письмом Председателя Правительства Свердловской области от 20.09.2013 N 01-01-86/15361 Верхнепышминское районное отделение общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" (в настоящее время Свердловская региональная общественная организация "Верхнепышминское общество охотников и рыболовов") на основании договора использует леса Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно акту проверки участков лесов, подготовленному Свердловским лесничеством Министерства обороны Российской Федерации - филиалом управления лесного хозяйства и природопользования (далее - Свердловское лесничество Министерства обороны России) в территорию, используемую Верхнепышминским районным отделением общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области", входят 43-67 кварталы Свердловского участкового лесничества, Свердловского лесничества Министерства обороны Российской Федерации общей площадью 2826 га, расположенные на участке с кадастровым номером 66:36:0000000:132.
Земельный участок с кадастровым номером 66:36:0000000:132, расположенный по адресу Свердловская область, г. Верхняя Пышма, в районе п. Нагорный, находится в собственности Российской Федерации (запись регистрации от 03.04.2014 N 666629/663/201492) и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования управлению имущественных отношений (запись регистрации от 03.04.2014 N 666629/663/201493), общая площадь участка 28 260 000 кв. м.
На земельном участке с кадастровым номером 66:36:0000000:132 расположены лесные участки Свердловского лесничества Министерства обороны России.
Согласно пункту 3.6 договора охотопользователь обязуется согласовывать с земле-, лесо-, водопользователями свои действия по организации ведения охотничьего хозяйства, если эти действия затрагивают их интересы.
Управление имущественных отношений, ссылаясь на то, что на территории, предоставленной организации "Верхнепышминское общество охотников и рыболовов", расположены лесные участи Свердловского лесничества Министерства обороны России, и на данном участке установлена зона с особыми условиями использования, обратилось в арбитражный суд с иском о запрете ответчику осуществлять охотохозяйственную деятельность на территории земельного участка 66:36:0000000:132.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно- территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 93 ЗК РФ в редакции, действующей с 01.01.2010, исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 2, 4, 12 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405, под запретной зоной понимается территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с данным Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
Запретная зона является территорией с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества. В пределах запретной зоны не допускается устройство стрельбищ и тиров, стрельба из всех видов оружия, а также использование взрывных устройств и пиротехнических средств.
Судами установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 66:36:0000000:132 установлена зона с особыми условиями использования территории N 66.00.2.377 - запретная зона военного объекта - Свердловское лесничество Министерства обороны Российской Федерации.
На территории запретной зоны военного объекта N 66.00.2.377 установлены ограничения, предусмотренные пунктом 12 вышеназванного Положения об установлении запретных.
В ходе рассмотрения настоящего дела судами установлено, что деятельность в сфере охотничьего хозяйства осуществляется организация "Верхнепышминское общество охотников и рыболовов" на основании долгосрочной лицензии серии О N 0002580 сроком действия с 27.06.2006 по 02.10.2020, договором о временном пользовании охотничьими угодьями, заключенного 02.10.1995 сроком на 25 лет.
До вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ порядок и условия предоставления животного мира в пользование регулировались положениями статей 36, 37 Федерального закона N 52-ФЗ, в соответствии с которыми право пользования животным миром у юридического лица или индивидуального предпринимателя возникало на основании долгосрочной лицензии - специального разрешения на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира; неотъемлемым элементом выдачи долгосрочной лицензии являлось заключение договора, которым заинтересованному лицу предоставлялась территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
После вступления в силу Федерального закона N 209-ФЗ, как следует из положений статьи 71 данного Закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохранили право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом.
Таким образом, суды правомерно исходили из того, что возможность реализации указанными лицами права на заключение охотхозяйственного соглашения не зависит от выполнения новых требований законодательства, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 93 ЗК РФ, в связи с чем правовые основания для получения согласия уполномоченного в области обороны органа на осуществление ответчиком охотхозяйственной деятельности отсутствуют.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что право ответчика на пользование животным миром возникло на законных основаниях.
Судами также принято во внимание, что спорная территория используется ответчиком в течении длительного периода в отсутствие каких-либо возражений со стороны уполномоченных органов в области обороны.
Договор от 02.10.1995, долгосрочная лицензия от 19.04.2001 серии XX N 1278 сроком действия до 19.04.2006, выданная на основании Постановления Правительства Свердловской области от 13.06.1995 N 306 "О закреплении охотничьих угодий", долгосрочная лицензия серии О N 0002580 сроком действия с 27.06.2006 по 02.10.2020, выданная после окончания срока действия первой долгосрочной лицензии, не оспорены и недействительными не признаны.
Кроме того, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о недоказанности нарушения прав истца в связи с ограничением его прав пользования и распоряжения земельным участком.
Следует отметить, что избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав. При этом способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.
В настоящем случае заявленный иск фактически направлен на лишение ответчика права на осуществление охотхозяйственной деятельности и использования спорного земельного участка, входящего в состав охотничьих угодий, что не допустимо.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что истцом не доказан факт наличия препятствий со стороны ответчика в пользовании земельным участком, отсутствуют доказательства неправомерных действий ответчика в части нарушения прав истца, а также угрозы нарушения его прав, суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных исковых требований.
Ссылка управления имущественных отношений на наличие опасности причинения вреда в будущем (статья 1065 ГК РФ), в случае использования ответчиком спорного земельного участка для ведения охотничьего хозяйства, рассмотрена судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонена. Апелляционный суд указал на отсутствие доказательств осуществления ответчиком такой деятельности на спорном земельном участке, которая препятствует пользованию истцом и третьим лицом земельным участком по его назначению, создает угрозу жизни и здоровью граждан, режиму секретности, подрывает обороноспособность страны.
Доводы, изложенные в рассматриваемых кассационных жалобах, отклоняются с учётом вышеизложенного, направлены на переоценку доказательств по делу и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.10.2018 по делу N А60-33878/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Сулейменова |
Судьи |
С.Э. Рябова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.