Екатеринбург |
|
04 июля 2019 г. |
Дело N А07-28767/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сафронова А. А.,
судей Гайдук А. А., Громова Л. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 по делу N А07-28767/2018 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Башкирская республиканская организация Общероссийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов (далее - заявитель, БРО ВОИ) обратилось с заявлением к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, ГУ РО ФСС РФ по РБ, заказчик) о признании выводов и действий единой комиссии Государственного учреждения регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан о несоответствии заявки Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации Всероссийское общество инвалидов несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме недействительными.
Судом первой инстанции в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Краснодарская краевая организация Всероссийского общества инвалидов, общество с ограниченной ответственностью "Содействие" (далее - общество Содействие).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.12.2018 (судья Файрузова Р.М.) в удовлетворении требований заявителю отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Скобелкин А.П.) решение суда первой инстанции отменено, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ РО ФСС РФ по РБ просит постановление апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции неверно пришел к выводу об удовлетворении требований и признании незаконными действий единой комиссии ГУ РО ФСС РФ по РБ, поскольку в соответствии с заявкой участника закупки учредителями Башкирской республиканской организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" являются семь физических лиц, таким образом, БРО ВОИ является региональной организацией инвалидов, что также следует из наименования организации - Башкирская республиканская организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов". Поэтому БРО ВОИ было отказано в предоставлении преференций, предусмотренных пунктом 2 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку таковые предоставляются исключительно общероссийским организациям инвалидов.
От БРО ВОИ поступил отзыв, в котором подтвердил, что БРО ВОИ входит в структуру ВОИ как ее региональная организация (отделение).
Проверив законность обжалуемого постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 01.08.2018 в целях обеспечения в 2018 году инвалидов Республики Башкортостан техническими средствами реабилитации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе заказчиком (ГУ РО ФСС РФ по РБ) объявлен и размещен в Единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.zakupki.gov.ru) аукцион в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (подгузники для взрослых) (номер извещения 0201100002618000154).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2018 N 0201100002618000154-3 (N 154/1) единая комиссия заказчика допустила к участию в аукционе участников закупки, подавших заявку на участие в аукционе в электронной форме, которым присвоены идентификационные номера заявки на участие в аукционе в электронной форме: 142, 251, 201 (БРО ВОИ), 32.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0201100002618000154-3 (N 154/2) от 23.08.2018 единая комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок и документы участников аукциона на предмет их соответствия требования, установленным документацией об электронном аукционе и приняла решение о несоответствии заявки общества "Содействие", БРО ВОИ требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (УФАС по РБ) N ГЗ-944/18 05.09.2018 жалоба БРО ВОИ признана необоснованной, так как заявка подана не от общероссийской, а от региональной организации.
Решением УФАС по РБ N ГЗ-938/18 05.09.2018 жалоба общества "Содействие" признана обоснованной, в действиях аукционной комиссии установлены нарушения части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Заказчику УФАС по РБ выдано предписание по делу N ГЗ-938/18 от 05.09.2018, согласно которому аукционной комиссии заказчика предписано отменить протокол подведения итогов электронного аукциона, составленный в ходе проведения электронного аукциона N 0201100002618000154-3. Аукционной комиссии заказчика предписано рассмотреть заявки участников закупки в соответствии с положениями, указанными в решении УФАС по РБ по делу N ГЗ-938/18 от 05.09.2018 и требованиями Закона о контрактной системе; а также продолжить процедуру закупки с учетом решения УФАС по РБ N ГЗ-938/18 от 05.09.2018 и в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Комиссией заказчика 12.09.2018 составлен протокол об отмене протокола подведения итогов аукциона в электронной форме N 154/2 от 23.08.2018 и 19.09.2018 единой комиссией заказчика подведены итоги аукциона в электронной форме, оформленные протоколом N 154/2.
Единая комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок и установила, что БРО ВОИ действует на территории Республики Башкортостан, ее учредителями являются семь физических лиц, в уставе БРО ВОИ отсутствуют сведения об уставном (складочном) капитале и приняла решение о несоответствии заявки БРО ВОИ требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме, поскольку преимущества, установленные статьей 29 Закона о контрактной системе предоставляется исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов, или организациям, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
По итогам проведения торгов заказчиком 12.10.2018 заключен государственный контракт с победителем электронного аукциона - обществом "Содействие".
БРО ВОИ, полагая свои права нарушенными, обратилось в суд с данным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии заявки БРО ВОИ требованиям конкурсной документации, посчитав данную организацию инвалидов не общероссийской, следовательно, не соответствующей требованиям, установленным статьей 29 Закона о контрактной системе, а на региональные, местные и иные общественные организации инвалидов данные преференции не распространяются.
Суд апелляционной инстанции с выводами, изложенными в решении, не согласился, признал их неправильными.
Апелляционный суд пришел к выводу, что БРО ВОИ является общероссийской организацией инвалидов, а значит соответствует требованиям статьи 29 Закона о контрактной системе, в связи с чем признал действия единой комиссии, выразившиеся в признании заявки БРО ВОИ несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме (номер извещения 0201100002618000154), незаконными.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Регулирование общественных отношений, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом в составе второй части заявки содержатся, в том числе копии учредительных документов участника закупки, выписка из ЕГРЮЛ или копия такой выписки.
Таким образом, если участник закупки заявляет свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе проверяет в том числе информацию, содержащуюся в копиях учредительных документов участника закупки, выписке из ЕГРЮЛ, в целях установления соответствия участника аукциона критериям, установленным в статье 29 Закона о контрактной системе.
Часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу части 1 статьи 29 Закона о контрактной системе организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества.
Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов (часть 2 статьи 29 Закона о контрактной системе).
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (часть 3 статьи 29 Закона о контрактной системе).
Как обоснованно установил суд апелляционной инстанции и следует из материалов дела, согласно представленной истцом в составе заявки декларации, БРО ВОИ является организацией инвалидов и соответствует всем критериям, предусмотренным частью 2 статьи 29 Закона о контрактной системе. Из писем общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" от 11.05.2017, от 18.03.2019 следует, что общее количество членов общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов", состоящих на учете в БРО ВОИ составляло 17 079 и 18 963 человек, или 86% и 85,9% от общего числа членов БРО ВОИ, соответственно.
Общественная организация инвалидов - это организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (абзац 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Общественные объединения действуют в формах, предусмотренных Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), в том числе в форме общественной организации (статья 7 Закона об общественных объединениях).
При этом согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Статьей 1 Устава общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - ВОИ) определено, что территориальная сфера деятельности ВОИ - общероссийская. Структурные подразделения ВОИ - региональные и местные организации ВОИ (организации ВОИ) осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Устава ВОИ и собственных уставов. Устав ВОИ закрепляет основные положения и требования к уставам региональных и местных организаций ВОИ, обеспечивающие организационное единство ВОИ. ВОИ, организации ВОИ являются юридическими лицами с момента государственной регистрации.
Судом апелляционной инстанции в результате исследования Устава ВОИ, правильно установлено, что структура ВОИ является многоуровневой и образуется в соответствии с административно-территориальным устройством Российской Федерации и территориально-организационными основами местного самоуправления Российской Федерации. Решение о создании новой организации ВОИ принимается Центральным правлением ВОИ, которое формирует организационный комитет с полномочиями на подготовку необходимых документов и осуществление государственной регистрации новой организации ВОИ (статья 16 Устава).
Статьей 17 Устава ВОИ установлено, что в пределах территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна региональная организация ВОИ.
Таким образом, на основании решения ВОИ может быть создана только одна региональная организация общественной организации Всероссийского общества инвалидов, которая и является частью многоуровневой структуры ВОИ.
БРО ВОИ зарегистрирована Министерством юстиции Республики Башкортостан 11.06.1998 N 305 и с соответствии с пунктом 1 Устава БРО ВОИ является региональной организацией (отделением) общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов".
Таким образом, суд апелляционной инстанции верно установил, что ВОИ - это общероссийская общественная организация инвалидов, а БРО ВОИ входит в структуру ВОИ как ее региональная организация (отделение), что следует из Уставов ВОИ и БРО ВОИ.
Предусмотренное в части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе преимущество может быть предоставлено только общероссийской общественной организации инвалидов, то есть лицу, имеющему в своей структуре региональные общественные организации (отделения), осуществляющие свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации, в противном случае общественная организация не обладает статусом общероссийской.
Принимая во внимание, что БРО ВОИ является общероссийской общественной организацией инвалидов, которой заказчик обязан был предоставить преимущество в отношении предлагаемой ей цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг, суд апелляционной инстанции правомерно признал действия единой комиссии ГУ РО ФСС РФ по РБ, выразившиеся в отклонении заявки БРО ВОИ, как несоответствующей требованиям, установленным в документации об аукционе в электронной форме (номер извещения 0201100002618000154), незаконными и противоречащими статье 29 Закона о контрактной системе.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя выводов суда апелляционной инстанции не опровергают, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом второй инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта апелляционного суда, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2019 по делу N А07-28767/2018 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сафронова |
Судьи |
А.А. Гайдук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2019 г. N Ф09-4170/19 по делу N А07-28767/2018