Екатеринбург |
|
03 июля 2019 г. |
Дело N А07-22629/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июля 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черемных Л. Н.,
судей Громовой Л.В., Сафроновой А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан (далее - Министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2018 по делу N А07-22629/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От государственного унитарного предприятия Центр информационно-коммуникационных технологий Республики Башкортостан (далее - предприятие ЦИКТ РБ) поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его полномочного представителя. Суд кассационной инстанции удовлетворил данное ходатайство на основании норм статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприятие ЦИКТ РБ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Министерству об обязании привести соглашение в соответствие с действующим порядком, а именно заключить дополнительное соглашение к соглашению для внесения изменений во второй столбец п. 11.1 Сметы, изложив его в следующей редакции: "Организация обучающих услуг (10 чел.), в том числе за рубежом: 1) образовательные курсы по системе инженерного анализа ANSYS 2) образовательные курсы по системе проектирования SolidWorks 3) образовательные курсы по системе проектирования AR-CAD 4) образовательный курс "Коммерциализация результатов научно-технической деятельности в области радиоэлектроники и информационных технологий" 5) образовательный курс "Управление инновациями и изменениями на предприятиях радиоэлектроники"".
Определением суда от 01.11.2018 принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском встречное исковое заявление Министерства к предприятию ЦИКТ РБ о взыскании денежных средств в размере 1 220 833 рублей.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Республики Башкортостан (далее - КРУ, управление, третье лицо).
Решением суда от 23.11.2018 (судья Проскурякова С.В.) в удовлетворении первоначального иска отказано, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 (судьи Тимохин О.Б., Карпачева М.И., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
Министерство, не согласившись с названными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит указанные решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы полагает, что суды, признавая целевым, расходование гранта на сумму 1 220 833 руб., не приняли во внимание, что в соответствии со сметой к соглашению от 28.10.2015 N 6, пунктом 4.2.6 постановления Правительства Республики Башкортостан от 03.09.2015 N357 "Об утверждении Порядка предоставления в 2015 году грантов в форме субсидий организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на реализацию мероприятий по созданию и (или) обеспечению деятельности регионального центра инжиниринга, центров прототипирования, центров молодежного инновационного творчества" (далее - Порядок), направление грантов на организацию программ обучения и программ стажировок представителей субъектов малого и среднего предпринимательства не предусмотрено.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие ЦИКТ РБ просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Поскольку заявителем кассационной жалобы судебные акты оспариваются только в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, правомерность вынесенных первой и апелляционной инстанциями судебных актов в остальной части судом кассационной инстанции не проверяется.
Арбитражный суд кассационной инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела и проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
При рассмотрении спора судами установлено, что между Министерством и предприятием ЦИКТ РБ заключено соглашение от 28.10.2015 N 6 о предоставлении в 2015 году гранта в форме субсидии на реализацию мероприятия по созданию и (или) обеспечению деятельности центра прототипирования для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - соглашение).
Соглашение заключено по итогам конкурса по отбору получателей в 2015 году грантов и на основании условий Порядка.
В соответствии с п. 1.1 соглашения предметом настоящего соглашения является предоставление гранта в форме субсидии Министерством на реализацию мероприятия по созданию и (или) обеспечению деятельности центра прототипирования в соответствии с прилагаемой сметой (далее - Смета) (приложение N 1).
Согласно п. 2.1 соглашения грант предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе. Размер гранта составляет 4 633 918 руб. 70 коп. С учетом дополнительного соглашения от 01.02.2016 N 2 размер гранта увеличен до 122 400 000 руб.
Расходование гранта осуществляется в соответствии со сметой расходов на создание и (ил) обеспечение деятельности ЦПТ являющейся неотъемлемой частью соглашения (п. 2.5 соглашения).
На основании п. 11.1 сметы к соглашению одним из направлений расходования грантов является:
"Организация программ обучения и программ стажировок сотрудников ЦП (10 чел.), в том числе за рубежом:
1) образовательные курсы по системе инженерного анализа ANSYS
2) образовательные курсы по системе проектирования SolidWorks
3) образовательные курсы по системе проектирования AR-CAD
4) образовательный курс "Коммерциализация результатов научнотехнической деятельности в области радиоэлектроники и информационных технологий"
5) образовательный курс "Управление инновациями и изменениями на предприятиях радиоэлектроники".
В соответствии с п. 4.1-4.4 соглашения установлено, что получатель несет ответственность за целевое использование гранта, соблюдение требований и условий его предоставления, достижение установленных соглашением плановых показателей, а также за достоверность представленных в министерство отчетов. Министерство и органы государственного финансового контроля осуществляют обязательную проверку соблюдения условий, целей и
порядка предоставления гранта Получателем. Получатель обязан предоставлять ежеквартально отчет о достижении показателей деятельности центра прототипирования до 15 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствии с прилагаемой формой (Приложение N 3).
Согласно п. 4.3 соглашения в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.02.2016 получатель обязан предоставить отчет о целевом использовании субсидии в срок до 31.12.2016.
Направление (формулировки) расходования денежных средств в Смете устанавливается в соответствии с п. 4.2.6 Порядка.
В п. 4.2.6 Порядка, установленного вышеуказанным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 03.09.2015 N 357, в редакции от 03.09.2015, указано, что гранты за счет средств бюджета Республики Башкортостан направляются на формирование фонда оплаты труда, начисления на оплату труда, приобретение основных средств для оборудования рабочих мест административно-управленческого персонала, оплату коммунальных услуг, аренду помещений, основных средств для осуществления производственно-технологической и проектно-конструкторской деятельности центра прототипирования, приобретение нематериальных активов (программы для электронно-вычислительных машин), расходных материалов, оплату командировок, услуг связи, прочих текущих расходов, в том числе разработки нормативной документации для технологического оборудования центра прототипирования, услуг сторонних организаций и физических лиц, связанных с организацией программ обучения и программ стажировок сотрудников центра прототипирования, организацией и проведением вебинаров, круглых столов, конференций, семинаров для субъектов малого и среднего предпринимательства, разработкой и актуализацией бизнес-плана развития центра прототипирования, проведением маркетинговых исследований в интересах развития центра прототипирования, созданием интернет-ресурса и (или) сопровождением созданного интернет-ресурса, проведением необходимых работ, связанных с улучшением эксплуатации и использования помещений центра прототипирования.
Указанным пунктом предусмотрено, что направление грантов за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в том числе на оплату услуг сторонних организаций и физических лиц, связанных с организацией программ обучения и программ стажировок сотрудников центра прототипирования.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.12.2015 года N 543, утверждены изменения в Порядок, в том числе в п. 4.2.6. Порядка, согласно новой редакции которого, гранты за счет средств бюджета Республики Башкортостан направляются на оплату услуг сторонних организаций и физических лиц, связанных с подготовкой помещений для размещения оборудования (инженерной инфраструктуры), инновационным консалтингом, оказанием рекламно-издательских услуг, разработкой бренда, проведением PR-мероприятий по продвижению и позиционированию центра прототипирования на рынке, в том числе международном, проведением маркетинговых исследований, разработкой программ и стратегии развития центра прототипирования, организацией обучающих услуг, проведением диагностического аудита системы менеджмента качества и (или) системы управления охраны труда, промышленной безопасности и экологии пользователей центра прототипирования, мониторингом деятельности компаний пользователей центром прототипирования, с созданием и актуализацией баз данных субъектов малого и среднего предпринимательства, пользователей центра прототипирования, разработкой регламентов (стандартов) деятельности и управления центром прототипирования, созданием и актуализацией сайта центра прототипирования, подготовкой и изготовлением каталогов, буклетов, баннеров, мультимедийных материалов, организацией участия пользователей центра прототипирования в ключевых отраслевых мероприятиях (выставках, конференциях, в том числе международных), проведением отчетной стратегической сессии, подготовкой и размещением информации о центре прототипирования в средствах массовой информации, сети Интернет, в том числе публикацией материалов научно-информационного характера в специализированных журналах, оказанием консультационных, транспортных, полиграфических услуг, услуг по страхованию оборудования.
Таким образом, указанным пунктом предусмотрено направление грантов за счет средств бюджета Республики Башкортостан, в том числе на организацию обучающих услуг, при этом субъектный состав обучающихся лиц - сотрудников центра прототипирования, как это было в предыдущей редакции исключен, так же исключена возможность обучения и стажировок за рубежом.
В связи с внесением изменений в Порядок предоставления грантов от 03.09.2015 N 357 с 22.12.2015, на основании которого и составлялась формулировка Сметы к соглашению от 28.10.2015 N 6 между сторонами, истец считает необходимым внести изменения в п. 11.1 Сметы к соглашению от 28.10.2015 N 6 для приведения его в соответствие с действующей от 22.12.2015 редакцией Порядка, а именно изложив п. 11.1 Сметы в следующей редакции:
"Организация обучающих услуг (10 чел.), в том числе за рубежом:
1) образовательные курсы по системе инженерного анализа ANSYS
2) образовательные курсы по системе проектирования SolidWorks
3) образовательные курсы по системе проектирования AR-CAD
4) образовательный курс "Коммерциализация результатов научнотехнической деятельности в области радиоэлектроники и информационных технологий"
5) образовательный курс "Управление инновациями и изменениями на предприятиях радиоэлектроники"".
Как указал истец, так как изменения в Порядок исправляли неточности, и содержали дополнения по оптимизации расходования денежных средств, расходование денежных средств гранта произведено в соответствии с действующей редакцией Порядка, а именно с учетом внесенных в него изменений.
Истцом в адрес ответчика неоднократно направлялись обращения о приведении Соглашения в соответствие с действующей редакцией Порядка - исх. письмо от 29.06.2017 N и от 25.01.2018 N 73, а также претензия о приведении Соглашения в соответствие действующими нормативными документами, однако данные обращения оставлены ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства стали основанием для обращения предприятия ЦИКТ РБ с настоящим иском в суд.
Министерство, ссылаясь на то, что предприятием допущено нецелевое использование выделенных бюджетных средств в виде гранта на сумму 1 220 833 руб., поскольку, несмотря на формулировку п. 11.1 Сметы к соглашению, согласно представленному отчету об использовании средств выделенного гранта предприятию ЦИКТ РБ, указанные средства в сумме 1 265 000 руб. использованы для обучения 2 сотрудников центра прототипирования, а также 40 представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом п. 11.1 Сметы предусмотрена организация программ обучения и программ стажировок только сотрудников центра прототипирования, следовательно, обучение еще 40 представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, не предусмотренного соглашением, является нецелевым расходованием суммы выделенного гранта.
В силу изложенного, Министерство обратилось со встречным иском к предприятию о взыскании суммы гранта, использованного по нецелевому назначению, в размере 1 220 833 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении встречных требований Министерства, исходил из их необоснованности и недоказанности.
Суд апелляционной инстанции решение суда оставил без изменения, признал его законным и обоснованным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении встречного иска соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, соглашение от 28.09.2015 N 6, Приложение N1 к соглашению, отчет о целевом использовании от 31.12.2016, акт от 12.01.2017 N 149-16, документы, подтверждающие оказание услуг с НОУДПО "Институт АйТи", предписание от 09.02.2017 N 02-07-43, суды пришли к выводу о том, что проведение обучения, помимо сотрудников центра прототипирования, с представителями субъектов малого и среднего предпринимательства, не доказывает факт нецелевого использования денежных средств, полученных предприятием "ЦИКТ РБ" по соглашению от 28.09.2015.
Судами верно отмечено, что целью государственной программы является создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан, а созданные центры прототипирования, являются инструментами достижения указанных целей и предназначены для обеспечения субъектам малого и среднего предпринимательства доступа к высокотехнологическому оборудованию для развития собственного производства, что, также, безусловно, предполагает необходимость обучения предпринимателей работе с таким оборудованием.
Судом первой инстанции верно указано, что ответственность в виде возврата гранта, установленная Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. При отсутствии действительного нарушения права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.
Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае факт нецелевого использования средств ответчиком не доказан, то применение такой санкции как изъятие бюджетных средств, не отвечает требованиям соразмерности, справедливости ответственности за нарушение обязательства.
Позиция Министерства основана на необходимости формального соблюдения условий соглашения без учета конкретных обстоятельств реализации мероприятий.
Указанный довод являлся предметом оценки, и судами верно отмечено, что обучение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства было осуществлено в 2016 году, то есть после внесения изменений в п. 4.2.6 Порядка, в связи с чем, обучение представителей субъектов малого и среднего предпринимательства за счет средств гранта, формально несоответствующее смете, но при фактическом соответствии п. 4.2.6 Порядка N 357 не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств.
При вынесении обжалуемых судебных актов арбитражные суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами по делу доказательства (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и дали правовую оценку доводам Министерства, вновь приведенным в кассационной жалобе, иная оценка обстоятельств дела которого не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции также не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.11.2018 по делу N А07-22629/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.Н. Черемных |
Судьи |
Л.В. Громова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.