Екатеринбург |
|
28 августа 2019 г. |
Дело N А60-62202/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кангина А.В.,
судей Черкезова Е.О., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга (далее - Администрация, организатор торгов) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2019 по делу N А60-62202/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказными письмами с уведомлениями, а также размещения данной информации в сети "Интернет" на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Администрации - Шимкин А.В. (доверенность от 28.01.2019 N 118/05/01-12/0111);
Управления федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Управление, антимонопольный орган) - Чепурин А.В. (доверенность от 29.07.2019 N 165).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Управления от 09.10.2018 N 131/18.1-2018 (дело N А60-62202/2018).
Также Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления от 04.12.2018 о назначении административного наказания в виде административного штрафа по делу N 141АП/2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 рублей (дело N А60-74461/2018).
Определением от 01.02.2019 суд первой инстанции объединил дела N А60-62202/2018 и N А60-74461/2018 в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением этому делу N А60-62202/2018.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2019 (судья Колосова Л.В.) требования удовлетворены частично, постановление Управления о назначении административного наказания признано незаконным и отменено, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 (судьи Варакса Н.В., Муравьева Е.Ю., Щеклеина Л.Ю.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Уральского округа, Администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части отказа удовлетворения остальных требований, а именно: признания недействительным пункта 2 решения Управления, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование кассационной жалобы Администрация обращает внимание на отсутствие полномочий у организатора торгов по расширительному толкованию и конкретизации перечня документов, установленных частью 10 статьи 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подлежащих представлению при подаче заявки на участие в аукционе; на определенность формулировок норм, в которых перечислены документы, которыми участник торгов подтверждает отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Администрация настаивает на соблюдении ею процедуры организации и проведения аукциона в полном объеме и правомерности указания в извещении о проведении аукциона перечня документов, предусмотренных законодательством.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на официальном сайте http://torgi.gov.ru, на официальном сайте города Екатеринбурга (екатеринбург.рф), а также в газете "Вечерний Екатеринбург" от 31.08.2018 N 142 опубликовано извещение от 03.09.2018 N 030918/1030556/05 о проведении аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории площадью 19304,07 кв.м, расположенной в районе улицы Инженерной - улицы Самаркандской - переулка Запорожского - улицы Альпинистов в городе Екатеринбурге.
В Управление обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управление капитального строительства города Екатеринбурга" с жалобой от 02.10.2018 на действия (бездействие) Администрации, совершенные при организации и проведении аукциона, по результатам рассмотрения которой антимонопольным органом вынесено оспариваемое решение 09.10.2018 N 131/18.1-2018, поскольку в действиях организатора торгов установлено нарушение пункта 1 части 8 статьи 46.3 ГрК РФ, выразившееся в неуказании в извещении о проведении аукциона исчерпывающего перечня документов, которыми участники торгов должны подтвердить факт отсутствия задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Управлением протокола от 20.11.2018 и вынесения оспариваемого постановления от 04.12.2018 N 141АП/2018 о привлечении Администрации к административной ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 20 000 руб.
Полагая, что названные решение и постановление не соответствуют требованиям законодательства, нарушают права и законные интересы, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды не нашли оснований для признания недействительным оспариваемого пункта решения антимонопольного органа; пришли к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения; вместе с тем посчитали возможным признать правонарушение малозначительным.
Выводы судов являются правильными на основании следующего.
Порядок проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории определен статьей 46.3 ГрК РФ.
На основании пункта 1 части 8 статьи 46.3 ГрК РФ в извещении о проведении аукциона, размещаемом на официальном сайте, должны быть указаны требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе.
Требования к содержанию и форме заявки, содержащиеся в извещении о проведении аукциона, предполагают указание организатором торгов исчерпывающего перечня документов.
Согласно пункту 4 части 10 статьи 46.3 ГрК РФ для участия в аукционе заявители представляют, в частности, документы об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Организатор аукциона не вправе требовать представление других документов, за исключением указанных в части 10 настоящей статьи документов (часть 11 статьи 46.3 ГрК РФ).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к государственным внебюджетным фондам относятся Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В подп. 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов - в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;
Приказом Федеральной налоговой службы от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ "Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме" утверждены форма и содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
Форма и содержание справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@ "Об утверждении формы справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, порядка ее заполнения и формата ее представления в электронной форме".
В качестве организатора торгов выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории на основании части 3 статьи 46.3 ГрК РФ.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 28.06.2018 N 1442 "О развитии застроенной территории в районе улицы Инженерной - улицы Самаркандской - переулка Запорожского - улицы Альпинистов" принято решение о развитии застроенной территории.
В разделе 3 извещения о проведении аукциона указан перечень документов, представляемых для участия в аукционе, в который входят оригиналы документов об отсутствии у заявителя задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов заявителя по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Судами верно установлено на необходимость конкретизации перечня документов об отсутствии задолженности применительно к видам задолженности, поскольку отсутствие такой конкретизации может ввести в заблуждение потенциальных участников аукциона.
Поскольку Администрация как организатор торгов исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления участниками аукциона сведений об отсутствии у них задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам не указала, то его отсутствие ограничивает право потенциальных участников, осуществляющих предпринимательскую деятельность менее года, а также допускает возможность предоставления различных документов, не соответствующих условиям торгов относительного применимого законодательства, что может ввести в заблуждение заявителей и привести к необоснованному отклонению заявки.
При таких обстоятельствах выводы судов о нарушении Администрацией требований пункта 1 части 8 статьи 46.3 ГрК РФ и совершении правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, являются законными и обоснованными.
Администрация привлечена к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока. Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Вопрос о наличии вины администрации исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций.
Суды, признавая вменённое Администрации правонарушение малозначительным, приняли во внимание, что допущенное нарушение не носит существенного и систематического характера, не содержит существенной угрозы для общества, государства и охраняемых государством общественных отношений. Таким образом, административное наказание выразилось в виде предупреждения путем вынесения устного замечания.
Юридически значимые обстоятельства определены судами верно, нормы материального и процессуального права применены правильно, обжалуемые решение и постановление судов являются законными и обоснованными и отмене по приведенным в кассационной жалобе доводам не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.02.2019 по делу N А60-62202/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.В. Кангин |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.