Екатеринбург |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А50-27830/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 августа 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Полуяктова А.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные телесистемы" (далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2018 по делу N А50-27830/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 27.06.2019 указанная кассационная жалоба принята к производству суда, ее рассмотрение назначено на 30.07.2019 в составе судей Рябовой С.Э., Купреенкова В.А., Столярова А.А.
После объявленного перерыва в рассмотрение жалобы продолжено в судебном заседании 05.08.2019.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2019 рассмотрение жалобы отложено на 27.08.2019.
Определением Арбитражного суда Уральского округа от 26.08.2019 в связи с нахождением в отпуске произведена замена судьи Столярова А.А. на судью Полуяктова А.С.
В судебное заседание 27.08.2019 представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми (далее - департамент градостроительства) поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. Заявленное ходатайство рассмотрено судом кассационной инстанции и удовлетворено на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений) о прекращении действия решения о размещении объекта, выраженных в письмах от 22.06.2018 N 21-01-06-И-5397, от 31.07.2018 N 21-01-06-И-6490.
Определением суда от 18.10.2018 в порядке статьи 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, Департамент градостроительства, Шишмакова Светлана Борисовна.
Решением суда от 30.11.2018 (судья Вихнина М.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Скромова Ю.В., Дюкин В.Ю., Полякова М.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что неисполнение установленной статьей 20.1 Закона Пермского края от 14.09.2011 N 805-ПК "О градостроительной деятельности в Пермском крае" (далее - Закон N 805-ПК) обязанности по передаче в установленный срок экземпляра копии разделов проектной документации, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), не является нарушением положений Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, и, соответственно, не является основанием для вынесения решения о прекращении действия решения о размещении объектов на основании пункта 8.1 Положения о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п (далее - Положение N 478-п).
Заявитель также указывает на то, что департаментом градостроительства и департаментом земельных отношений после предоставления проектной документации не заявлено о невозможности размещения сооружения связи, в связи с чем оснований полагать, что спорное сооружение не относится к объектам, указанным в пункте 5 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК не имеется.
В отзывах на кассационную жалобу департамент земельных отношений, департамент градостроительства, Шишмакова С.Б. просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения, считают их законными и обоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество 22.02.2018 обратилось в департамент земельных отношении с заявлением о разрешении размещения на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4311906, расположенном по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский р-н, ул. Старцева, площадью 50 кв. м, бессрочно, сооружения связи.
Департаментом земельных отношений выдано разрешение о размещении объектов от 07.03.2018 N 307, на основании пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ заявителю предоставлено бессрочно право на размещение наземного антенно-мачтового сооружения сотовой связи, для размещения которого не требуется разрешение на строительство, местоположение: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Старцева, согласно приложенной к распоряжению схеме. Обществу указано на необходимость не позднее, чем за 10 дней до начала строительства и реконструкции безвозмездно предоставить в департамент градостроительства один экземпляр копий разделов проектной документации, предусмотренной пунктом 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ.
Департамент земельных отношений письмом от 22.06.2018 N 21-01-06-И-5397 уведомил заявителя о прекращении действия вышеуказанного решения о размещении объектов со ссылкой на нарушение требований статьи 20 Закона N 805-ПК.
Письмом от 31.07.2018 N 21-01-06-И-6490 департамент земельных отношений в ответ на обращение заявителя от 10.07.2018 повторно уведомил о прекращении действия вышеуказанного решения о размещении объектов.
Общество, полагая, что указанное решение является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. В частности, в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, а порядок и условия размещения - нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 11 данного Перечня отнесены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Частью 17 статьи 51 ГрК РФ установлен открытый перечень объектов, при строительстве (возведении) которых не требуется выдача разрешения на строительство, и закреплено, что правом устанавливать случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, наделены также субъекты Российской Федерации (пункт 5 указанной нормы).
Так, подпунктом "а" пункта 5 части 4 статьи 20 Закона N 805-ПК предусмотрено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях строительства, реконструкции в границах городского округа, муниципального района следующих объектов связи, не относящихся к особо опасным, технически сложным сооружениям связи: сборно-разборных конструкций, предназначенных для размещения средств связи, кабелей связи, средств коллективного доступа.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 478-п для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо (заявитель) обращается в уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.
Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и необходимых документов принимает решение о размещении объектов либо об отказе в их размещении (пункт 8 Положения N 478-п).
Основаниями для отказа в размещении объектов, как предусмотрено пунктом 9 Положения N 478-п, могут являться, в частности, следующие обстоятельства: в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные перечнем; в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не соответствующая назначению объектов; размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 4-5 данного Положения (содержание заявления, перечень прилагаемых документов), и данные нарушения не устранены в срок, указанный в решении о приостановлении.
При этом до внесения изменений в Положение N 478-п постановлением Правительства Пермского края от 21.02.2019 N 102-п к заявлению о размещении сооружений связи не требовалось прилагать проектную документацию. Соответствие (несоответствие) предполагаемого к размещению сооружения связи характеристикам объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на этапе принятия решения о размещении объектов уполномоченным органом не проверялось.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 Закона N 805-ПК при осуществлении строительства, реконструкции объектов, предусмотренных пунктом 5 части 4 статьи 20 указанного Закона (сборно-разборные конструкции, предназначенные для размещения средств связи, кабелей связи, средств коллективного доступа), застройщик (технический заказчик) не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства и (или) реконструкции обязан безвозмездно передать в орган местного самоуправления по месту расположения каждого объекта один экземпляр копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ.
Эта же обязанность предусмотрена в решении уполномоченного органа о размещении объектов связи.
Пунктом 8.1.3 Положения N 478-п (в редакции, действовавшей до внесения изменений постановлением Правительства Пермского края от 21.02.2019 N 102-п) установлено, что в случае, если имеются нарушения ЗК РФ и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, действия решения о размещении объектов прекращается.
В силу абзаца седьмого статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных норм непредставление проектной документации на строительство сооружения связи до начала строительства является нарушением земельного законодательства, влекущим прекращение действия решения о размещении соответствующего объекта на земельном участке, поскольку в статье 42 ЗК РФ содержится правило о необходимости соблюдения требований законодательства о градостроительной деятельности, а статья 20.1 Закона N 805-ПК прямо предусматривает обязанность по предоставлению проектной документации до начала строительства сооружения связи.
Предоставление разделов проектной документации, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ, необходимо уполномоченному органу для того, чтобы определить характер планируемого к размещению объекта и его соответствие тем объектам, размещение которых возможно без предоставления земельного участка и без разрешения на строительство.
В ходе рассмотрения спора судами установлено, что возведение планируемого к размещению объекта началось обществом до предоставления проектной документации, необходимой в соответствии с нормативными актами в сфере градостроительной деятельности.
Проектная документация направлена обществом в департамент градостроительства только 04.07.2018 (письмо общества от 03.07.2018 N У08-01/00688и), то есть после принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия ранее выданного решения о размещении объектов.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может повлечь признание оспариваемого решения департамента земельных отношений от 22.06.2018 недействительным, так как так как в силу положений статей 198, 200 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на дату его принятия.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что неисполнение установленной в статье 20.1 Закона N 805-ПК обязанности по передаче в орган местного самоуправления по месту расположения объекта копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ, является нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 42 указанного Кодекса, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов.
Кроме того, размещение объекта связи, характеристик которого, в нарушение вышеизложенных правовых норм не проверены уполномоченным в области градостроительства органом, может нарушать права граждан, проживающих в доме в непосредственной близости от которого размещен спорный объект.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявления общества о признании незаконным оспариваемого решения департамента земельных отношений.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются по основаниям указанным в мотивировочной части постановления.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 30.11.2018 по делу N А50-27830/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Мобильные телесистемы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проектная документация направлена обществом в департамент градостроительства только 04.07.2018 (письмо общества от 03.07.2018 N У08-01/00688и), то есть после принятия уполномоченным органом решения о прекращении действия ранее выданного решения о размещении объектов.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не может повлечь признание оспариваемого решения департамента земельных отношений от 22.06.2018 недействительным, так как так как в силу положений статей 198, 200 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на дату его принятия.
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что неисполнение установленной в статье 20.1 Закона N 805-ПК обязанности по передаче в орган местного самоуправления по месту расположения объекта копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктом 1 части 12 статьи 48 ГрК РФ, является нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе статьи 42 указанного Кодекса, и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 августа 2019 г. N Ф09-4747/19 по делу N А50-27830/2018
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2020 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15758/18
29.08.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4747/19
29.04.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15758/18
10.12.2018 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-15758/18
30.11.2018 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-27830/18