Екатеринбург |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А07-18762/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Ященок Т. П., Вдовина Ю. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ночной проспект" (далее - ООО "Агентство "Ночной проспект", общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2019 по делу N А07-18762/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
ООО "Агентство "Ночной проспект" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация) о признании недействительным предписания от 09.06.2018 N 91.
Решением суда первой инстанции от 06.02.2018 (судья Зиганшина Ю.С.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов в части отменить, удовлетворить заявленные требования.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что установка светодиодного экрана на щитовую установку не изменяет вида рекламной конструкции, а меняет только технологию демонстрации рекламы.
По мнению заявителя жалобы, органом местного самоуправления не представлено доказательств относительно того, что под динамичной технологией им при проведении аукциона понималась только возможность установления призмы, но не светодиодного экрана.
Общество считает, что Администрацией была нарушена процедура вынесения предписания о демонтаже.
Заинтересованное лицо в отзыве указывает на законность судебных актов, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенных торгов между Администрацией и ООО "Агентство "Ночной проспект" заключен договор от 19.09.2017 N НР-1201 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Администрацией выдано разрешение N 582 от 02.10.2017 и паспорт рекламного места N 006-2017-155 по адресу: г. Уфа, проспект Октября, рядом со зданием N 78.
В соответствии с условиями договора общество приобретает право на размещение в рекламных местах указанных в договоре, предназначенных для распространения наружной рекламы, оговоренных средств наружной рекламы.
Муниципальным казенным учреждением "Городская реклама" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществлен выездной осмотр на предмет соответствия установленных рекламных конструкций на территории г. Уфы требованиям законодательства в сфере рекламы.
В результате проведенной проверки составлен акт о фактическом размещении средства наружной рекламы от 31.05.2018 и установлено, что по адресу: г. Уфа, проспект Октября, рядом со зданием N 78 установлена и эксплуатируется рекламная конструкция: в виде видеоэкрана, владелец ООО "Агентство "Ночной проспект".
По результатам проверки в адрес ООО "Агентство "Ночной проспект" выписано предписание от 09.06.2018 N 91, согласно которому обществу предписывается в трехдневный срок с момента получения произвести демонтаж рекламной информации на данной конструкции; в течение месяца с момента получения предписания демонтировать вышеуказанную конструкцию.
ООО "Агентство "Ночной проспект", не согласившись с предписанием от 09.06.2018 N 91, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что рекламная конструкция в виде видеоэкрана, принадлежащая ООО "Агентство "Ночной проспект", установлена и эксплуатируется без разрешительной документации, что является нарушением законодательства о рекламе.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ, Закон о рекламе), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Статьей 19 Закона о рекламе установлено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 этой статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции.
Таким образом, в силу указанных норм установка и эксплуатация рекламных конструкций осуществляется на основании соответствующих разрешений, срок действия которых не истек. В отсутствие указанных документов рекламные конструкции подлежат демонтажу на основании предписаний органов местного самоуправления.
Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
В пункте 15.1 части 1 статьи 15, в пункте 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения соответственно муниципального района, городского округа отнесены утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Решением Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 13.07.2011 N 39/5 (ред. от 24.05.2017) "О нормативных правовых актах по вопросам размещения наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены Правила размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Правила N 39-5 от 13.07.2011).
Как видно из материалов дела, между Администрацией и ООО "Агентство "Ночной проспект" заключен договор N НР-1201 от 19.09.2017 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, Администрацией г. Уфы выдано разрешение N 582 от 02.10.2017 и паспорт рекламного места N 006-2017-155 по адресу: г. Уфа, проспект Октября, рядом со зданием N 78.
Согласно паспорту рекламного места N 006-2017-155 тип и вид наружной рекламы, разрешенного к установке: Стационарное средство наружной рекламы, щитовая установка сверхбольшого формата, площадью информационных полей: 36 кв. м.
В соответствии с пунктом 3.1.1.1 Правил N 39-5 от 13.07.2011 щитовые установки - отдельно стоящие конструкции, имеющие внешние поверхности для размещения информации и состоящие из фундамента (основания), каркаса и информационного поля.
Согласно пункту 3.1.5. указанных выше Правил размещения и эксплуатации средств наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан Светодиодные видеоэкраны (табло) - СНР, предназначенные для воспроизведения изображения на плоскости экрана за счет светоизлучения светодиодов, ламп, иных источников света или светоотражающих элементов.
Суды, из анализа содержания приведенных норм пришли к выводу о том, что щитовая установка и светодиодный видеоэкран относятся к разным видам средств наружной рекламы.
Данные выводы подтверждены материалами дела, в частности, техническим заданием к аукционной документации.
Довод общества о неточностях в установлении вида конструкции и возможности использования светодиодного экрана, судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку при определении начальной стоимости права заключения договора размещения рекламы на щитовой установке, она существенно отличалась от стоимости использования рекламной конструкции в виде светодиодного видеоэкрана. Стоимость устанавливалась на основании отчета об оценке рыночной стоимости права заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Данное обстоятельство заявителю должно было быть известно как участнику аукциона.
При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что размещенное средство наружной рекламы не соответствует допустимым к установке техническим характеристикам, предусмотренным разрешительной документацией (N 582 от 02.10.2017), паспортом рекламного места (006-2017-155) и Техническим заданием аукционной документации от 20.07.2017.
Доводы общества о допущенных существенных процессуальных нарушениях (о нарушении процедуры проверки и наличии факта проверки в отношении ООО "Агентство "Ночной проспект") при выдаче предписания N 91 были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, так же подлежат отклонению на основании следующего.
Статья 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) регулирует вопросы организации и проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 5 части 1 указанной статьи предусмотрено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относится наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы.
Частью 2 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Порядок оформления и содержание заданий, указанных в части 2 настоящей статьи, и порядок оформления должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля результатов мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований, исследований, измерений, наблюдений, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), а также уполномоченными органами местного самоуправления (часть 4 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ).
Из части 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 данной статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 названного Закона.
Кроме того, по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых может быть произведен осмотр (обследование) территории уполномоченными органами, осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N 294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Согласно Уставу предметом деятельности муниципального казенного учреждения "Городская реклама" является регулирование рекламной деятельности в сфере наружной рекламы и информационного оформления на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан, целью деятельности учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством полномочий и (или) исполнение муниципальных функций учредителя в сфере наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - Бюджетный кодекс).
Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами;
Учредителем учреждения является Администрация, к полномочиям которой, как указывалось выше, в силу положений статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относится в том числе, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе.
Таким образом, муниципальное казенное учреждение "Городская реклама" реализуя предусмотренные законодательством полномочия и (или) исполнение муниципальных функций учредителя в сфере наружной рекламы на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан правомерно направило в адрес заявителя оспариваемое предписание.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 06.02.2019 по делу N А07-18762/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство "Ночной проспект" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - Бюджетный кодекс).
Исходя из системного толкования положений статьи 6 Бюджетного кодекса, пункта 6 Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1505-р, для исполнения государственных функций может создаваться только казенное учреждение, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами;
Учредителем учреждения является Администрация, к полномочиям которой, как указывалось выше, в силу положений статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ относится в том числе, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 сентября 2019 г. N Ф09-4340/19 по делу N А07-18762/2018