Екатеринбург |
|
11 сентября 2019 г. |
Дело N А47-15638/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Кангина А.В., Гавриленко О.Л.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича (далее - ИП Корчагин С.В., предприниматель, заявитель) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-15638/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Предпринимателем до начала судебного заседания заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
Рассмотрев в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, арбитражный суд не находит оснований для его удовлетворения ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции полномочий по сбору и оценке доказательств в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
ИП Корчагин С.В. обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - министерство, Минэкономразвития Оренбургской области) о признании недействительными части 1 решения от 30.12.2015 о включении (об отказе во включении) в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршрутах регулярных перевозок N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588/В "Бузулук-Бугуруслан", свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588/В "Бузулук-Бугуруслан" и карт указанных маршрутов, выданных обществу с ограниченной ответственностью "Бузулукское автотранспортное предприятие" (далее - ООО "БАТП") без проведения конкурса сроком до 13.07.2021, обязании министерства провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан" (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "БАТП".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.03.2019 (судья Вернигорова О.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (судьи Иванова Н.А., Бояршинова Е.В., Скобелкин А.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ИП Корчагин С.В. просит решение суда первой инстанции изменить, постановление суда апелляционной инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить полностью, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела.
Предприниматель считает, что признавая пропуск процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении заявленных требований, суды не учли, что данное основание не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588/В "Бузулук-Бугуруслан" и карт указанных маршрутов, выданных ООО "БАТП" без проведения конкурса сроком до 13.07.2021. Отмечает, что требование, изложенное в пункте 3 заявления, заявлено как самостоятельное отдельное требование, за рассмотрение которого отдельно уплачена государственная пошлина.
Заявитель в кассационной жалобе приводит довод о том, что требование ИП Корчагин С.В. о признании недействительными свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588/В "Бузулук-Бугуруслан" и карт указанных маршрутов, выданных ООО "БАТП" без проведения конкурса сроком до 13.07.2021, фактически судами не рассмотрено.
Министерством и ООО "БАТП" представлены отзывы на кассационную жалобу, в которых просят судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Законность судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "БАТП" осуществляло перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", внесенным в областной Реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на основании договора на обеспечения пассажирских перевозок от 16.03.2015 N 26.
В связи с вступлением в силу 03.08.2015 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) в соответствии с пунктом 1 статьи 39 указанного Закона ООО "БАТП" представлены сведения о данных маршрутах для включения в Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
Минэкономразвития Оренбургской области 30.12.2015 принято решение о включении указанных сведений о маршрутах регулярных перевозок в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021).
Полагая, что пунктом 1 указанного выше решения, а также с действиями министерства в части выдачи ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований, а также доказательств нарушения оспариваемым решением гражданских прав и охраняемых законом интересов ИП Корчагиным С.В. не представлено. Суд пришел к выводу о пропуске предпринимателем процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признал их законными и обоснованными.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования данного Закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования указанного Закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с названным Законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ. По истечении тридцати дней со дня официального опубликования данного Закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня его официального опубликования уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с названным Законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: организуют проверку указанных в части 1 статьи 26 сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 Закона N 220-ФЗ сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования названного Закона, и включены в соответствующие реестры. До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной названным Законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования Закона N 220-ФЗ.
На основании пункта 1 части 4 статьи 39 Закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной названным Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 данной статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.
Согласно части 5 статьи 39 Закона N 220-ФЗ, содержащиеся в части 4 данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 этой статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Частью 6 статьи 39 Закона N 220-ФЗ определено, что указанные в части 4 данной статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ ООО "БАТП" 03.08.2015 представлены сведения о спорных маршрутах, а миаенно: N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", для включения их в областной Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения Минэкономразвития Оренбургской области проверки представленных сведений, по результатам которой 30.12.2015 вынесено решение, где в пункте 1 указано на то, что представленные перевозчиком сведения внесены в Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов, ООО "БАТП" выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также, учитывая совокупность фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что при совершении действий по включении сведений в Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок и выдаче ООО "БАТП" свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021, министерством не допущено нарушений норм Закона N 220-ФЗ, прав и законных интересов ИП Корчагина С.В.
В силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказывание обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения министерства, возлагается на последнего, что, однако, не исключает обязанности предпринимателя доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих возражений.
Однако, доказательств того, что решение министерства в части включения в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок указанных сведений и выдача свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан" ООО "БАТП" повлияло на права и законные интересы ИП Корчагина С.В., связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, судами не установлено и заявителем в материалы дела не представлено (статья 65 АПК РФ).
Суды также обоснованно посчитали, что предпринимателем пропущен, предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ, срок на обращение в суд с заявлением о признании части 1 решения министерства от 30.12.2015.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу действия части 1 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О указано, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Из изложенного следует, что суд в судебном заседании обязан проверить соблюдение заявителем трехмесячного срока для подачи заявления в арбитражный суд. В случае, если будет установлено, что заявитель пропустил срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уважительные причины для восстановления указанного срока не указаны, суд вправе отказать в удовлетворении заявления по этим мотивам.
В силу части 2 статьи 9 АПК РФ участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Установив, что ИП Корчагин С.В., зная о вынесенном решении министерства в 2016 году, при рассмотрении Арбитражным судом Оренбургской области дела N А47-80/2016, ему известен и ясен пресекательный характер срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, в связи с заявлением ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд в рамках указанного выше дела, обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании части 1 решения 30.12.2015 - в декабре 2018 года, то есть, более чем через 2 года после оспариваемого решения, не заявив ходатайства о восстановлении пропущенного им срока, не представив доказательств уважительности пропуска срока для обращения в арбитражный суд, не обосновав невозможность своевременного обращения в суд, суды сделали правильный вывод о пропуске предпринимателем трехмесячного срока для обжалования ненормативного акта и действий уполномоченного органа, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
С учетом установленного судами правомерно отказано предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
При той совокупности представленных в дело доказательств у судов отсутствовали основания для иного вывода.
Суд кассационной инстанции установил, что при рассмотрении спора судами, исходя из предмета требований, правового и фактического их обоснования, представленных сторонами доказательств, нормы права применены правильно.
Все доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу, сводятся к иной, чем у судов, оценке доказательств, что не может служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов судов. Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые рассмотрены судами двух инстанций, что нашло отражение в судебных актах.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу норм части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-15638/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из обстоятельств дела, в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона N 220-ФЗ ООО "БАТП" 03.08.2015 представлены сведения о спорных маршрутах, а миаенно: N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", для включения их в областной Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения Минэкономразвития Оренбургской области проверки представленных сведений, по результатам которой 30.12.2015 вынесено решение, где в пункте 1 указано на то, что представленные перевозчиком сведения внесены в Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов, ООО "БАТП" выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также, учитывая совокупность фактических обстоятельств, доказательств, представленных в материалы дела в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что при совершении действий по включении сведений в Реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок и выдаче ООО "БАТП" свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук-Курманаевка", N 117 "Бузулук-Грачевка", N 588 "Бузулук-Бугуруслан", сроком до 13.07.2021, министерством не допущено нарушений норм Закона N 220-ФЗ, прав и законных интересов ИП Корчагина С.В.
...
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.04.2006 N 16228/05 пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2019 г. N Ф09-4978/19 по делу N А47-15638/2018