Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 11 сентября 2019 г. N Ф09-4978/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А47-15638/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-15638/2018 (судья Вернигорова О.А.).
Индивидуальный предприниматель Корчагин Станислав Викторович (далее - заявитель, ИП Корчагин С.В., предприниматель), обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании части 1 решения от 30.12.2015 о включении (об отказе во включении) в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршрутах регулярных перевозок N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588/В "Бузулук - Бугуруслан" незаконным и выданные свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588/В "Бузулук - Бугуруслан", выданные без проведения конкурса ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" сроком до 13 июля 2021 года недействительными, обязать уполномоченный орган Министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство, Минэкономразвития Оренбургской области) провести открытый конкурс на право осуществления регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 115 "Бузулук - Курманаевка", N117 "Бузулук - Грачевка", N588 "Бузулук - Бугуруслан" (с учетом принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Бузулукское автотранспортное предприятие" (далее - третье лицо, ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие").
Решением арбитражного суда первой инстанции от 13.03.2019 (резолютивная часть решения объявлена 11.03.2019) в удовлетворении требований отказано.
ИП Корчагин С.В. (далее также - податель жалобы) не согласился с вынесенным решением и обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ИП Корчагин С.В. указывает, что незаконным бездействием уполномоченного органа - Минэкономразвития Оренбургской области - для перевозчика ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" созданы преимущественные условия при проведении проверки предоставленных сведений, а также нарушен порядок выдачи свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 115 "Бузулук -Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка" и соответственно карт данных маршрутов регулярных перевозок, что повлекло нарушение положений пункта 4 части 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Таким образом, Министерством экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области допущены нарушения положений части 6 статьи 19, пункта 4 части 3 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", части 1 статьи 15, пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заинтересованным лицом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет, в судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" осуществляло перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588 "Бузулук - Бугуруслан", внесенным в областной реестр регулярных межмуниципальных автобусных маршрутов на основании договора на обеспечения пассажирских перевозок N 26 от 16.03.2015 (т.1 л.д.66-69).
03.08.2015 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" представило сведения о данных маршрутах для включения в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
30.12.2015 Минэкономразвития Оренбургской области принято решение о включении указанных сведений о маршрутах регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" выданы свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588 "Бузулук -Бугуруслан", сроком до 13 июля 2021 года (т.1 л.д.52-53).
Не согласившись с пунктом 1 указанного ненормативного акта, а также с действиями Министерства в части выдачи ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588 "Бузулук -Бугуруслан", сроком до 13 июля 2021 года, предприниматель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что доказательств несоответствия оспариваемого решения закону или иному правовому акту, а также доказательства нарушения оспариваемым решением гражданских прав и охраняемых законом интересов ИП Корчагиным С.В. не представлено.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N220-ФЗ) регулируются отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок.
Статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты (часть 1). Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации; 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи; 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 этого Федерального закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 2). Без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 29 настоящего Федерального закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации (часть 3).
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 220-ФЗ, ведение реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок осуществляется установившими данные маршруты уполномоченным органом местного самоуправления.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ в реестры маршрутов регулярных перевозок должны быть включены сведения: порядковый номер маршрута регулярных перевозок, который присвоен ему установившими данный маршрут уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона N 220-ФЗ, в течение тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования этого Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона (ч. 1). По истечении тридцати дней со дня официального опубликования этого Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования этого Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок: 1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры; 2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры (часть 2). До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с установленной этим Федеральным законом компетенцией выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования этого Федерального закона (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт: выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута. Юридическим лицам и (или) индивидуальным предпринимателям, которые совместно осуществляют регулярные перевозки по данному маршруту, свидетельство об осуществлении перевозок по данному маршруту и карты данного маршрута выдаются при условии заключения ими договора простого товарищества.
Согласно части 5 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на срок не менее чем пять лет и начинают действовать по истечении срока, на который юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю были выданы карты маршрута регулярных перевозок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи. Выдача свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок на меньший срок допускается в случае, если по истечении этого срока в соответствии с документом планирования регулярных перевозок предусматривается отмена данного маршрута или изменение вида регулярных перевозок по данному маршруту. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены об отмене маршрута регулярных перевозок, изменении вида регулярных перевозок не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня вступления соответствующего решения в силу.
Частью 6 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ определено, что указанные в части 4 настоящей статьи свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты маршрута регулярных перевозок выдаются на основании заявлений, поданных в письменной форме юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, уполномоченными участниками договоров простого товарищества в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, 03.08.2015 в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона N 220-ФЗ ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" представило сведения о данных маршрутах для включения в областной реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
Министерством была проведена проверка представленных сведений и 30.12.2015 указанные сведения были внесены в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов.
Соответственно, ООО "Бузулукское автотранспортное предприятие" были выданы карты маршрутов, а в последующем свидетельства.
Таким образом, при включении сведений о межмуниципальных маршрутах N 115 "Бузулук - Курманаевка", N 117 "Бузулук - Грачевка", N 588/В "Бузулук - Бугуруслан" в реестр межмуниципальных автобусных маршрутов регулярных перевозок Министерство действовало в соответствии с нормами Федерального закона N 220-ФЗ.
Как верно указано судом первой инстанции, материалы дела не содержат доказательств несоответствия оспариваемого решения от 30.12.2015 закону или иному правовому акту, а также доказательства нарушения оспариваемым решением гражданских прав и охраняемых законом интересов предпринимателя Корчагина С.В., следовательно, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что ИП Корчагиным С.В. пропущен, предусмотренный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок на обращение в суд с заявлением о признании части 1 решения от 30.12.2015.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными могут быть поданы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела видно, что заявитель обратился в суд с заявлением об обжаловании части 1 решения 30.12.2015 в декабре 2018, то есть более чем через 2 года после указанного выше решения Министерства, что очевидно свидетельствует о пропуске трехмесячного срока для обжалования действия уполномоченного органа, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В суде первой инстанции, заявителем был заявлен довод о том, что решение Минэкономразвития Оренбургской области получено им посредством электронной почты только 04.11.2018, арбитражным судом данный довод рассмотрен и правомерно признан несостоятельным, поскольку Арбитражным судом Оренбургской области рассмотрено дело N А47-80/2016 и 28.07.2016 вынесено решение по заявлению ИП Корчагина С.В. в том числе о признании незаконным частично п. 1 решения о включении (об отказе во включении) в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений о маршрутах регулярных перевозок от 30.12.2015. Следовательно, о принятии Минэкономразвития Оренбургской области 30.12.2015 решения о включении указанных сведений о маршрутах регулярных перевозок в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Предприниматель узнал не позднее 12.01.2016 (дата обращения в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением, рассмотренным в рамках дела N А47-80/2016). Кроме того, в рамках дела N А47-80/2016 предприниматель ходатайствовал о восстановлении срока на подачу заявления, следовательно, ему известен и ясен пресекательный характер срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом ходатайства о восстановлении нарушенного срока на подачу заявления не представлено, доказательств уважительности пропуска срока для обращения с заявлением в суд не представил, невозможность своевременного обращения заявитель не обосновал.
Пропуск процессуального срока на подачу заявления в арбитражный суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований отказано обоснованно.
В суд апелляционной инстанции заявителем представлено ходатайство о восстановлении и продлении пропущенного процессуального срока.
В силу пункта 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.
Исходя из пункта 1 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
В силу пунктов 1, 3 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (1). Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в арбитражный суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие. Одновременно с подачей ходатайства совершаются необходимые процессуальные действия (подается заявление, жалоба, представляются документы и другое), в отношении которых пропущен срок (3).
Вместе с тем, материалами дела подтверждается, что заявитель не обращался с ходатайством о восстановлении срока подачи заявления в суд первой инстанции.
На основании изложенного, ходатайство заявителя о восстановлении и продлении пропущенного процессуального срока не принимается судом апелляционной инстанции к рассмотрению, поскольку оно не заявлялось в суде первой инстанции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 13.03.2019 по делу N А47-15638/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Корчагина Станислава Викторовича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.