Екатеринбург |
|
13 сентября 2019 г. |
Дело N А47-6820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рогожиной О.В.,
судей Шавейниковой О.Э., Артемьевой Н.А.,
при ведении протокола помощником судьи Шваревой Е.О., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2019 по делу N А47-6820/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие конкурсный управляющий Чикризов А.Н., а также его представитель Рагулин К.Ю. по доверенности от 01.07.2019, уполномоченного органа Белоцерковец С.В. по доверенности от 05.02.2019.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в отношении Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970) (далее по тексту - должник, предприятие "Ильинское") введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Подкопаев Олег Игоревич, являющийся членом Союза "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс".
Решением Арбитражного суда Оренбургской области 06.06.2018 должник признан банкротом с открытием процедуры конкурсного производства. Этим же судебным актом исполнение обязанностей конкурсного управляющего возложено на временного управляющего Подкопаева О.И. до даты утверждения конкурсного управляющего.
Определением суда от 29.06.2018 конкурсным управляющим должника утвержден Чикризов Александр Николаевич.
Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее по тексту - уполномоченный орган, заявитель жалобы), 16.11.2018 обратилось в арбитражный суд с жалобой на бездействие конкурсного управляющего должника Чикризова А.Н., выразившееся в нарушении сроков проведения инвентаризации имущества должника.
Определением от 08.05.2019 (судья Дмитриенко Т.А.) в удовлетворении жалобы уполномоченного органа отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.07.2019 (судьи Позднякова Е.А., Забутырина Л.В., Тихоновский Ф.И.) определение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, уполномоченный орган обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении жалобы. Как полагает налоговая инспекция, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку конкурсным управляющим не выполнены все мероприятия по инвентаризации в установленные законом сроки, нарушение которого составило 81 день, в то время как объективные препятствия к затягиванию процедуры инвентаризации отсутствовали.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий предприятием "Ильинское" Чикризов А.Н. по доводам жалобы возражает, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобах.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением Арбитражного суда Оренбургской области 06.06.2018 предприятие "Ильинское" признано банкротом, в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.
Исполнение обязанностей конкурсного управляющего решением суда от 06.06.2018 возложено на временного управляющего Подкопаева О.И. до даты утверждения конкурсного управляющего.
Определением суда от 29.06.2018 конкурсным управляющим должника утвержден Чикризов Александр Николаевич.
Определение от 27.11.2018 срок конкурсного производства, открытого в отношении должника продлен на шесть месяцев до 30.05.2019.
Полагая, что конкурсным управляющим затянуто проведение мероприятий по инвентаризации имущества должника, налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о признании действий (бездействий) конкурсного управляющего должника незаконными.
Рассмотрев жалобу, суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, оснований для удовлетворения жалобы уполномоченного органа не установили.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статьей 60 Закона о банкротстве предусмотрена возможность защиты прав и законных интересов уполномоченного органа путем обжалования действий (бездействия) арбитражного управляющего в целях урегулирования разногласий, восстановления нарушенных прав.
По смыслу данной нормы, основанием для удовлетворения жалобы является установление арбитражным судом фактов несоответствия действий (бездействия) конкурсного управляющего законодательству и нарушения такими действиями (бездействием) прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества; включить в ЕФРСБ сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания; привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.
Целью инвентаризации имущества является не только определение фактического наличия имущества юридического лица, но и обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности путем сопоставления сведений о фактическом наличии имущества со сведениями регистров бухгалтерского учета, для установления расхождений в виде недостачи или излишков (пункты 26 - 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н).
Инвентаризация имущества проводится на основании документов бухгалтерской отчетности (первичных документов).
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
В пункте 1.4 Методических указаний предусмотрено, что основными целями инвентаризации являются выявление фактического наличия имущества и сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета.
Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ абзац второй пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, вступившей в действие с 21.12.2016, изложен в новой редакции. Новая редакция пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве предусматривает срок проведения инвентаризации имущества - не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Судами установлено, что срок проведения инвентаризации имущества должника оканчивается 06.09.2018. С ходатайством о продлении срока проведения инвентаризации конкурсный управляющий обратился 20.11.2018, то есть после окончания срока, установленного пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, и после подачи уполномоченным органом жалобы.
Вместе с тем Чикризов А.Н. утвержден конкурсным управляющим предприятие "Ильинское" определением суда от 27.06.2018, исполняющим обязанности конкурсного управляющего Подкопаевым О.И. вся имеющаяся у него документация Чикризову А.Н. передана 26.07.2018, при этом имущество в натуре не передавалось.
После назначения конкурсным управляющим 02.07.2018 сделаны самостоятельно запросы в регистрирующие органы, данные запросы направлялись повторно в связи с не получением ответов либо в связи с тем, что данные об имуществе должника не совпадали с данными бухгалтерского баланса должника.
Предприятие "Ильинское" расположено от города Оренбурга в 179 км, состоит из трех сел, протяженность у предприятия с запада на восток более 50 км, площадь земельного участка, находящегося у предприятия в бессрочном пользовании, более 27 000 гектар.
По запросу конкурсного управляющего от 08.08.2018 Управлением ФСБ по Оренбургской области в городе Медногорске, изъятые ранее документы, принадлежащие должнику, возвращены в большом объеме (7 мешков).
В ходе инвентаризации конкурсным управляющим выявлены ценности по счету 10 в количестве 315 позиций. Проект инвентаризационной описи с примерной стоимостью объявлений о продаже данного имущества в газете "Коммерсантъ" и газете "Оренбургская сударыня" представлены на собрании кредиторов 26.09.2018, все кредиторы, в том числе, уполномоченный орган ознакомился с состоянием имущества, осмотр произведен.
Сообщениями от 11.12.2018 N 3286830, от 11.03.2019 N 3548310, на ЕФРСБ конкурсный управляющий опубликовал сведения о результатах инвентаризации части имущества должника.
С учетом изложенного, суды пришли к выводу о том, что длительность проведения процедуры инвентаризации в данном случае обусловлена спецификой имущества должника и наличие объективных причин, препятствовавших ее завершению в более ранние сроки, при недоказанности иного.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела документы, суды также пришли к выводу о том, что конкурсным управляющим осуществляется работа с дебиторами, доказательств того, что данные мероприятия могли быть проведены в иные сроки, учитывая особенности взыскания задолженности, поставленной в зависимость он наличия (отсутствия) первичной документации в деле не имеется.
При таких обстоятельствах, суды оснований для признания действий (бездействий) конкурсного управляющего Чикризов А.Н. не соответствующими требованиям закона и нарушающими права и законные интересы кредиторов не установили, в связи с чем отказали в удовлетворении жалобы.
Выводы судов являются верными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают, о нарушении норм права не свидетельствуют, по сути, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами приведенных сторонами спора доводов и доказательств и сделанными на их основании выводами относительно деятельности конкурсного управляющего Чикризова А.Н. В данном случае судами правомерно учтены фактические обстоятельства дела, указывающие на наличие объективных причин проведения инвентаризации в сроки, установленные законом, мероприятия проведены управляющим в разумные сроки, осуществляя их арбитражный управляющий действовал добросовестно и разумно. Оснований для их переоценки у суда округа не имеется. Установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка представленных сторонами доказательств отнесены к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, суд округа такими полномочиями не наделен (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
С учетом изложенного, определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 08.05.2019 по делу N А47-6820/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Федеральной налоговой службы в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Рогожина |
Судьи |
О.Э. Шавейникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Общий порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
...
Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ абзац второй пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве, вступившей в действие с 21.12.2016, изложен в новой редакции. Новая редакция пункта 2 статьи 129 Закона о банкротстве предусматривает срок проведения инвентаризации имущества - не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве.
Судами установлено, что срок проведения инвентаризации имущества должника оканчивается 06.09.2018. С ходатайством о продлении срока проведения инвентаризации конкурсный управляющий обратился 20.11.2018, то есть после окончания срока, установленного пунктом 2 статьи 129 Закона о банкротстве, и после подачи уполномоченным органом жалобы."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 сентября 2019 г. N Ф09-2745/18 по делу N А47-6820/2016
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
31.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14042/2022
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
22.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13308/2021
09.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12537/20
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
15.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4909/20
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
30.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14168/19
13.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
09.09.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
04.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8543/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
06.06.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
28.05.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
28.02.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-962/18
19.10.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11398/17
11.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9838/17
05.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2171/17
07.03.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-846/17
08.02.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
29.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16