Екатеринбург |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А71-18765/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Суспициной Л.А.,
судей Лазарева С.В., Беляевой Н.Г.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский" (далее - общество "Леспромхоз Лынгинский", общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2019 по делу N А71-18765/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среду Удмуртской Республики (далее - Министерство, заинтересованное лицо) - Скачков А.Н. (доверенность от 09.01.2019 N 2019-1).
Общество "Леспромхоз Лынгинский" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Министерства, изложенного в письме от 02.10.2018 N 01/1-18/10403, об отказе в заключении с обществом нового договора аренды лесного участка с местоположением: Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинское лесничество (Кекоранское участковое лесничество, Мукшинское участковое лесничество, Чуровское участковое лесничество, Селыченское участковое лесничество), - без проведения торгов, возложении на Министерство обязанности принять решение о заключении с обществом нового договора аренды в отношении обозначенного лесного участка без проведения торгов и заключить договор аренды без проведения торгов сроком на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2019 (судья Конькова Е.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 (судьи Скромова Ю.В., Полякова М.А., Семенов В.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Леспромхоз Лынгинский" просит указанные судебные акты отменить как принятые при неправильном применении норм действующего лесного законодательства и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель полагает, что вправе претендовать на заключение нового договора аренды в отношении спорного лесного участка без проведения торгов в соответствии с положениями статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, ссылаясь в обоснование своей позиции по делу на то обстоятельство, что изначально договор аренды лесного заключался без проведения торгов на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 07.07.2003 N 535-р, заявление о заключении нового договора аренды подано им своевременно, он надлежащим образом исполнял взятые на себя обязательства арендатора лесного участка, сведения о нем как о недобросовестном арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений отсутствуют, в настоящее время лесной участок испрашивается им для осуществления того же вида использования лесов, для которых был предоставлен в аренду ранее - заготовка древесины для её переработки, иных препятствий для заключения договора не имеется. В связи с указанным заявитель считает, что при рассмотрении дела судам следовало применить положения статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с положениями пункта 3 части 3 статьи 73.1, статьи 46 названного Кодекса, чего сделано не было; дополнительно отмечает, что судами оставлены без внимания сведения Единого государственного реестра юридических лиц о видах деятельности общества "Леспромхоз Лынгинский", в число которых входят виды деятельности, связанные с переработкой древесины (лесозаготовка, распиловка и строгание древесины, производство пиломатериалов, производство непропитанных железнодорожных и трамвайных шпал из древесины, услуги по пропитке древесины).
В отзыве на кассационную жалобу Министерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность приведенных в ней доводов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 07.07.2003 N 535-р между Якшур-Больинский лесхоз ГУПР по УР (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Ижмебель" (арендатор) заключен договор аренды участков лесного фонда от 23.10.2003 N 82 со сроком действия с 01.01.2004 по 01.01.2009.
Предметом обозначенного договора стала передача в аренду участков лесного фонда для заготовки древесины от рубок главного пользования, местоположение участков: Удмуртская Республика, Старо-Зятцинское лесничество, Лынгинское лесничество, Мукшинское участковое лесничество, Кекоранское участковое лесничество, Якшур-Бодьинское лесничество: Чуровское лесничество; Селыченское лесничество, общая площадь 21072 га, номера кварталов лесничества указаны в пункте 1 договора.
В пункте 2.3.5. договора от 23.10.2003 N 82 указано, что арендатор, надлежащим образом выполняющий обязательства по договору, по истечении срока аренды имеет преимущественное право на заключение такого договора на новый срок.
Государственная регистрация договора от 23.10.2003 N 82 осуществлена 03.12.2003.
В соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и на основании Приказа Министерства лесного хозяйства Удмуртской Республики от 04.04.2008 N 96/1 "О переоформлении договора аренды участка лесного фонда" между Министерством лесного хозяйства Удмуртской Республики (правопредшественником Министерства) и открытым акционерным обществом "Ижмебель" без проведения торгов заключен договор аренды от 29.04.2008 N 01/215/87 в отношении указанных выше участков лесного фонда общей площадью 21072 га со сроком действия 10 лет с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация договора от 29.04.2008 N 01/215/87 осуществлена 22.12.2009.
По договору перенайма от 09.02.2012 N 22/001/2012-301 открытое акционерное общество "Ижмебель" передало обществу "Леспромхоз Лынгинский" права и обязанности арендатора лесного участка по договору аренды лесного участка N 01/2-15/87 от 29.04.2008.
Государственная регистрация договора от 09.02.2012 N 22/001/2012-301 осуществлена 16.02.2012.
Общество "Леспромхоз Лынгинский" 26.09.2018 обратилось в Министерство с заявлением о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов сроком на 10 лет в порядке статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Министерство письмом от 02.10.2018 N 01/1-18/10403 уведомило общество "Леспромхоз Лынгинский" об отказе в заключении договора аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, указав на отсутствие оснований, предусмотренных статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
Полагая данное решение Министерства не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество "Леспромхоз Лынгинский" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие 2-х условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов;
2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Согласно части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
По смыслу приведенных положений закона само по себе первоначальное предоставление лесного участка без торгов не свидетельствует о безусловном праве арендатора получить его без торгов на новый срок. Арендатор должен соответствовать условиям, предъявляемым частью 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом случае в обоснование своего права на заключение договора аренды лесного участка на новый срок без торгов заявитель ссылается в числе прочего на осуществление им на лесном участке, ранее предоставленном в аренду без торгов, заготовки древесины для её переработки.
Согласно части 3 статьи 71.1 Лесного кодекса Российской Федерации без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Как установлено судами, изначально лесной участок предоставлен в аренду для заготовки древесины без торгов в 2003 году сроком на 5 лет, передан заявителю по договору перенайма, в дальнейшем договор аренды с заявителем был переоформлен с целью приведения его в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года с указанием срока аренды 10 лет.
Наличие оснований, предусмотренных частью 3 статьи 73.1 Лесного кодекса Российской Федерации для предоставления лесного участка заявителю без проведения торгов, судами не установлено.
Довод заявителя о том, что фактически лесной участок предоставлен для переработки древесины, рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, поскольку не подтвержден соответствующими доказательствами.
Кроме того, суд кассационной инстанции обращает внимание, что заготовка древесины и ее переработка являются разными видами использования лесов.
Статьи 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации регулируют следующие виды использования лесов: для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов; для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов; для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов использования лесов, среди которых: заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 12); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13); переработка древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14).
Согласно части 1 статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со ст. 14 настоящего Кодекса.
Из условий изначально заключенного договора аренды от 23.10.2003 N 82 следует, что лесной участок предоставлен арендатору без проведения торгов для заготовки древесины, а не для ее переработки.
Доказательств использования арендованного лесного участка для такого вида использования как переработка древесины в смысле статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации, заявителем не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Сведения Единого государственного реестра юридических лиц о видах деятельности общества "Леспромхоз Лынгинский" таким доказательством не являются.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что у общества "Леспромхоз Лынгинский" отсутствует право на заключение нового договора аренды без проведения торгов, поскольку оно не соответствует совокупности условий, установленных статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у Министерства не имелось оснований для заключения с обществом "Леспромхоз Лынгинский" нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, в связи с чем суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что общество имеет исключительное право на заключение нового договора аренды лесного участка без проведения торгов, так как им осуществляется предпринимательская деятельность по переработке древесины, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств основан на неверном толковании указанных выше норм материального права, не подтвержден документально.
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судами по правилам, предусмотренным статьями 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно статье 71 названного Кодекса.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Государственная пошлина, излишне уплаченная обществом "Леспромхоз Лынгинский" при подаче кассационной жалобы, подлежит возврату на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19.02.2019 по делу N А71-18765/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Леспромхоз Лынгинский" из федерального бюджета 1 500 руб. - излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению от 08.07.2019 N 171.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
С.В. Лазарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень видов использования лесов, среди которых: заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов (пункт 12); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (пункт 13); переработка древесины и иных лесных ресурсов (пункт 14).
Согласно части 1 статьи 46 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со ст. 14 настоящего Кодекса.
...
Сведения Единого государственного реестра юридических лиц о видах деятельности общества "Леспромхоз Лынгинский" таким доказательством не являются.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что у общества "Леспромхоз Лынгинский" отсутствует право на заключение нового договора аренды без проведения торгов, поскольку оно не соответствует совокупности условий, установленных статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф09-5476/19 по делу N А71-18765/2018