Екатеринбург |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А50-37139/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2019 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Кравцовой Е. А.,
судей Ященок Т. П., Кангина А. В.
при ведении протокола помощником судьи Колмогоровой И.В., рассмотрел в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Семнадцатого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2019 по делу N А50-37139/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
инспекции - Демченкова Ю.Б. (доверенность от 24.12.2018); Ушакова Л.П. (доверенность от 25.12.2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Глобалгазинвест" (далее - ООО "Глобалгазинвест", общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражый суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании незаконными действий (бездействия) инспекции, выразившиеся в непредставлении полных выписок по расчетным счетам обществ с ограниченной ответственностью "Орион", "Полярис Групп", "Ермак", "Формпласт", "Тайфун", "Строитель" (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2019 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия (бездействие) инспекции, выразившиеся в непредставлении полных выписок по расчетным счетам обществ с ограниченной ответственностью "Орион", "Полярис Групп", "Ермак", "Формпласт", "Тайфун", "Строитель", как не соответствующие действующему законодательству, на инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Инспекция в кассационной жалобе настаивает на том, что обществу неоднократно предоставлялась возможность ознакомиться с полными банковскими выписками, но налогоплательщик от данного права отказался, однако данный факт судами обеих инстанций оставлен без внимания; удовлетворяя требования общества, суды не указали какие конкретные права и законные интересы налогоплательщика нарушены при невручении ему испрашиваемых документов.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Глобалгазинвест" указывает, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, доводы заявителя жалобы несостоятельными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанций пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Глобалгазинвест" проведена выездная налоговая проверка, о чем составлен акт 23.07.2018 N 16-25/07761, из описи приложений к которому следует, что выписки банка по движению денежных средств по расчетным счетам названных контрагентов не вручены налогоплательщику в связи с наличием в них информации составляющей налоговую, банковскую и иную охраняемую действующим законодательством Российской Федерации тайны.
Согласно протоколу об ознакомлении с материалами налоговой проверки от 08.10.2018 налоговый орган ознакомил налогоплательщика с выписками по движению денежных средств по расчетным счетам контрагентов. Полные выписки по движению денежных средств по расчетным счетам обществу не предоставлялись.
Налоговым органом в адрес общества направлены электронные копии выписок из выписок по движению денежных средств по расчетным счетам указанных контрагентов (письмо от 07.11.2018 N 16-25 15939 представлено в материалы дела в электронном виде).
Решением Управления Федеральной налоговой службы России по Пермскому краю от 21.11.2018 N 18-18/258 в удовлетворении обжалуемых действий инспекции отказано.
Полагая, что действия (бездействия) инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы, ООО "Глобалгазинвест" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанции исходили из того, что непредставление налоговым органом полных выписок по движению денежных средств нарушает права налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами дела и возможности предоставления возражений по материалам налоговой проверки, поскольку анализ движения денежных средств по расчетным счетам контрагентов общества является одним из доказательств, положенных налоговым органом в обоснование доначисления обществу налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.
Данный вывод судов является верным ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики имеют право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок, присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Кодексом.
В силу п. 3.1 ст. 100 НК РФ к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
На основании абз. 3 п. 2 ст. 101 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе до рассмотрения материалов указанной проверки ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений п. 6 ст. 100 настоящего Кодекса и п. 6.2 настоящей статьи. Налоговый орган обязан обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомление с такими материалами осуществляется путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. По окончании ознакомления составляется протокол в соответствии со ст. 99 настоящего Кодекса.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.07.2006 N 267-О, право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное ст. 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из ст. 24 (ч. 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10, с момента введения в действие положений п. 3.1 ст. 100 НК РФ налоговый орган обязан в силу прямого указания в Кодексе без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Отсутствие у налогоплательщика копий документов (выписок из документов), подтверждающих факты допущенных им нарушений, не позволяет ему в полной мере реализовать свое право на представление объяснений (возражений) по сведениям, содержащимся в этих документах, и оценить их влияние на обоснованность выводов акта.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается факт непредставления налогоплательщику ни вместе с актом проверки от 23.07.2018 N 16-25/07761, ни в ходе рассмотрения материалов проверки спорных документов, которые имели непосредственное отношение к правонарушению, которое вменялось налогоплательщику: получение необоснованной налоговой выгоды.
Однако при наличии прямого указания в Кодексе на обязанность налогового органа предоставить налогоплательщику все приложения к акту проверки, которые у него отсутствуют (причем без обращения к нему проверяемого налогоплательщика), ознакомить налогоплательщика со всеми материалами проверки и результатами дополнительных мероприятий налогового контроля, установленный судами в рамках настоящего дела отказ инспекции в предоставлении обществу спорных документов, полученных в ходе проверки, является незаконным, существенно нарушает права и законные интересы налогоплательщика, поскольку лишает его права обладать полной информацией о вменяемых ему нарушениях, обоснованно и квалифицированно защищать свои права и законные интересы.
Правильно применив указанные выше нормы права, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суды пришли к верному выводу, что налоговым органом, вопреки требованиям п. 3.1 ст. 100, п. 2 ст. 101 НК РФ, не были вручены проверяемому налогоплательщику полные выписки по расчетным счетам его контрагентов, а ознакомление налогоплательщика с ними было инициировано налоговым органом по истечении более 5 месяцев с даты вручения акта проверки.
Таким образом, поскольку законность оспариваемого действия (бездействия) не доказана инспекцией, права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушены ввиду лишения последнего права на ознакомление со всеми материалами дела и возможности предоставления возражений по материалам налоговой проверки, суды правомерно признали оспариваемые действия (бездействие) незаконными.
Таким образом, основания для отмены судебных актов суда первой инстанции и апелляционной инстанции отсутствуют.
Всем доводам налогового органа судами дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 14.02.2019 по делу N А50-37139/2018 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.05.2019 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Перми - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Кравцова |
Судьи |
Т.П. Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговый орган отказался предоставить проверяемому налогоплательщику полные выписки по расчетным счетам контрагента, мотивируя наличием в них информации, составляющей налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну.
Суд, исследовав обстоятельства дела, с позицией налогового органа не согласился.
Анализ движения денежных средств по расчетным счетам контрагентов является одним из доказательств, положенных налоговым органом в обоснование доначисления налогов.
Поэтому непредставление полных выписок по движению денежных средств нарушает права налогоплательщика на ознакомление со всеми материалами проверки и возможность представления возражений.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф09-5561/19 по делу N А50-37139/2018
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5561/19
23.09.2019 Определение Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4083/19
16.05.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4083/19
14.02.2019 Решение Арбитражного суда Пермского края N А50-37139/18